Впредставлении выставки говорится, что это «практически археологический проект, хотя художник настаивает на вымышленности созданных им композиций. Но в их основе не только его ранние натурные зарисовки, но что много важнее — «захваченная» и транслируемая, хоть совсем в ненатуралистическом виде, правда и Русского Севера. Селенья, сплочённые не планом с улицами, а, как говорят, «каменкой» — на манер каменных горок, мощь северных домов, серебряный свет на главах рубленых храмов — это не просто поэтика Севера, это его суть. И ещё это очень хорошая светоносная живопись.
Выступая на открытии выставки, Дмитрий Трубин сказал, что деревня, конечно же, есть, она существует как географический пункт. Туда можно даже приехать. Но она очень отличается от той, какой она сохранилась на его ранних этюдах.
— В одну из этих деревень я езжу постоянно — там всегда жили и живут архангельские художники. Это Ижма. Впервые я побывал там лет в 20 и вот уже более сорока лет наблюдаю, как деревня практически исчезает, — пояснил он. — Нет, она, конечно же, растёт: строятся дома, дачи, давно уже выросли какие-то административные здания, какие-то гаражи — только деревни не стало. Той деревни, которую помню и знаю. Её, ту старую деревню, я и пишу по воспоминаниям, по старым этюдам и рисункам.
Вторая деревня, изображённая в работах художника, представленных на выставке, — это Едома, которая находится на Пинеге.
— Там я побывал также давно и с тех пор в ней и не был вовсе. И боюсь побывать, за сорок лет она не могла сохраниться. А мне хочется помнить её той, прежней, из моей юности, — говорит Дмитрий Трубин. — Мираж, град Китеж, важней мне, чем-то, что видишь. Художнику выпало счастье наплевать на время и технический прогресс. Я пишу деревню такой компактной и ясной, какой она может не была и тогда, четыре десятка лет назад. Но, может, должна была быть такой? У художника есть право так думать. И даже есть право на обман. Даже себя самого.
Наталья Сиповская, директор института искусствоведения, на открытии выставки сказала, что работы Дмитрия Трубина учат любить деревню, даже ту, которой уже нет, но также эти работы дают надежду на её возрождение.
На выставке представлено 16 работ. Дмитрий Трубин пояснил, что подбирал их под зал, в котором они выставляются. Организаторы выставки сообщили, что она доступна только при предъявлению документа. Дело в том, что она находится в историческом здании — в доме Лобковой. Это особняк, расположенный в центре Москвы — в Козицком переулке. Построен дом в конце XVIII века, имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Обычно он недоступен для посетителей, исключение для тех, кто пришёл на выставку Дмитрия Трубина.
По времени выставка короткая и уже заканчивается. Но художник обещал показать её в Архангельске уже в расширенном формате.