21.04.2024 13:00

Творческая мастерская для детей и родителей «Арт-настроение» появилась в Северодвинске

Это совместный социальный проект АНО «Центр поддержки семьи «Азбука души» и модельной библиотеки «Книжная гавань»
Фото предоставлено АНО «Центр поддержки семьи «Азбука души»

«Мир для души»

— Началось всё с желания создать творческое и одновременно уютное пространство для семьи, — говорит председатель «Азбуки души», психолог Татьяна Перепёлкина, — маленький мир для души, где родители и дети вместе общались бы, проводили время, занимаясь творчеством. Где было бы психологически безопасно — тебя любят, понимают и принимают. И когда мы решили эту идею воплотить в жизнь, получилось «Арт-настроение».

Фото предоставлено АНО «Центр поддержки семьи «Азбука души»Фото предоставлено АНО «Центр поддержки семьи «Азбука души»

В творческой мастерской группы небольшие. Возраст детей — от пяти до десяти лет. На первый взгляд всё выглядит просто — ведущий библиотекарь отдела детской литературы Валентина Дюкарева читает вслух сказку, рассказ, и по мотивам произведения слушатели — дети вместе с родителями — мастерят поделку, аппликацию, рисуют.

— Секрет совместного творчества — оно усиливает эмоциональную связь, сплачивает родителя и ребёнка, — поясняет Татьяна Перепёлкина. — Вначале, когда мы начинали проводить творческие занятия, родители больше наблюдали, держались в сторонке. А потом, постепенно, вслед за детьми, включились сами — раскрывались, раскрепощались. Это ведь так интересно, когда ты что‑то придумываешь, импровизируешь на ходу, делаешь своими руками.

Во время обсуждения прочитанного в мастерской царит творческое общение. Ребёнок учится рассуждать — высказывает своё мнение, родитель — своё. И не всегда, кстати, — улыбается Татьяна Перепёлкина, — эти мнения совпадают. Обогащается и словарный запас детей. Некоторые незнакомые слова мы тут же, во время чтения, разбираем и делаем маленькие «открытия». Развиваются внимание, память, речь. Ну и, конечно, формируется привычка читать — появляется интерес к книге.

По словам Татьяны Перепёлкиной, сказочные истории — это ещё и «мостик», который помогает поговорить с детьми на волнующие их темы.

Про кроликов и капусту

— Например, недавно мы слушали одну из сказок Юлии Симбирской из книги «Лапин» про капусту, — рассказывает Татьяна Перепёлкина. — История сама по себе уже необычна тем, что по сюжету её придумал для своих детей Папа-кролик. И герои в его сказке тоже соответствующие — кочаны капусты. Все они разные. И по-разному друг к другу относятся. И среди них есть один маленький кочан, с виду даже немного неказистый, но именно он в итоге совершает настоящий большой поступок — спасает звёздочку, упавшую с неба…

После занятия, по словам Татьяны Перепёлкиной, в библиотеке книги «про капусту» разобрали моментально. Дети захотели прочитать и узнать новые истории из жизни волшебных кроликов. И ещё долго, по отзывам родителей, обсуждали дома сказочных героев.

— Ну, а творческая часть — мы вместе делали объёмную аппликацию, — говорит Татьяна Перепёлкина. — Обрисовывали ладошку, и у каждого получался свой кролик — со своим характером, про которого тоже хотелось придумать историю.

Творческие занятия, по словам организаторов «Арт-настроения», — это и «инструкция» для родителей, как взаимодействовать с ребёнком.

— Многие рассказывали потом, что и дома начали устраивать такие же «мастер-классы», — поясняет Татьяна Перепёлкина. — И дети, которых раньше, по словам мам, было невозможно «удержать на месте», откликались на предложение почитать и порисовать с удовольствием.

«Как это для себя?»

Ещё одна особенность творческой мастерской — здесь можно напрямую задать вопрос психологу.

— Бывает, что мамы или папы остаются после занятий. Озвучивают какие‑то сомнения, связанные с воспитанием ребёнка. И если необходима личная консультация, а такая психологическая помощь у нас бесплатна — не отказываем никому, — говорит Татьяна Перепёлкина.

С января в «Книжной гавани» начали проводить для родителей и занятия по профилактике эмоционального выгорания.

— Можно назвать это второй частью нашего творческого проекта, — поясняет Татьяна Перепёлкина. — Мамы могут прийти и просто отдохнуть. Посвятить время себе. Опять же, порисовать, поделиться какими‑то трудностями по воспитанию ребёнка и получить совет от других мам и консультацию психолога. Это как «родительский клуб», но по профилактике эмоционального выгорания.

По словам Татьяны Перепёлкиной, занятие начинается с того, что каждый участник рисует, как, по его мнению, выглядит человек, выгоревший эмоционально.

— Обычно, это образ спички или какой‑то взлохмаченный, всклокоченный персонаж, который бежит, непонятно чем занимается или лежит без сил, — говорит Татьяна Перепёлкина. — И когда начинаем обсуждать, а как же ему помочь, то анализируем и собственную ситуацию: «А что я сделала сегодня для себя?»

По словам психолога, этот вопрос иногда ставит в тупик: «Как это для себя?»

— Установка «мама себе не принадлежит!» укрепилась настолько прочно, что думать о себе «в последнюю очередь» входит в привычку, — говорит Татьяна Перепёлкина. — Мы забываем об отдыхе, расслаблении и о том, что себя надо радовать!

Золушка на балу

Иногда бывает, что в «клуб» приходит мама случайно. Привела ребёнка в библиотеку, в кружок, и пока малыш там играет, занимается — заглянула к нам. Послушала и вдруг поняла, что «история про неё».

На занятиях с мамами тоже используются сказки. Правда, особые. Например, «Золушка».

— Мамы рассказывают эту сказку сами. Каждая вспоминает какие‑то события по очереди, — поясняет Татьяна Перепёлкина. — И уже по тому, как ведётся повествование, можно почувствовать, что больше всего волнует и беспокоит саму маму. На чём она сосредоточена. Образно говоря, подготовка ли это к балу или переборка крупы. Важно научиться правильно распределять свои ресурсы, чтобы сохранять душевный и эмоциональный баланс. И сказка — это тоже про возможность помочь себе, взглянув со стороны.

Дышать и смотреть на небо

Начинающееся эмоциональное выгорание бывает не просто определить. Оно часто «маскируется» под обычную усталость.

— Учимся прислушиваться к себе, к своим чувствам, — говорит Татьяна Перепёлкина. — Что я испытываю прямо сейчас? Раздражительность, «мне ничего не интересно»… При эмоциональном выгорании иногда стресс начинает усиленно «заедаться» либо, наоборот, полностью пропадает аппетит. Если мы просто устаём, то можем отдохнуть, выспаться, накопить сил и двигаться дальше, а при выгорании эмоциональном отдохнуть не получается.

Варианты психологической поддержки, по словам Татьяны Перепёлкиной, подробно обсуждаются на занятиях.

— Положительные эмоции всем нужны, — говорит психолог. — Чтобы их получить, иногда достаточно просто подышать свежим воздухом, замедлиться, посмотреть на небо, улыбнуться солнцу. Найти то, что приносит удовольствие.

Хороший фильм, вкусный чай с пирогом, забытое хобби, которое раньше радовало, а потом на него «не осталось времени». У каждого найдутся внутренние ресурсы, чтобы снять эмоциональное напряжение. Но иногда, чтобы лучше понять себя, нужна поддержка. И мы готовы помочь. Мамы, папы, бабушки — приглашаем всех.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ