Поморской карбасной регате нужна своя стоянка у воды

В 2021 и 2022 годах регата на карбасах стала одним из знаковых культурных событий столицы Поморья
Фото предоставлены Товариществом поморского судостроения

Организацией «Поморской карбасной регаты» занималась верфь Товарищества поморского судостроения и Северный морской музей при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, Фонда Президентских грантов и Северного (Арктического) Федерального университета.

Каждый год парусно-гребная гонка на традиционных для Поморья деревянных лодках–карбасах привлекала как жителей города, так и гостей Архангельска: празднично украшенную Красную пристань заполняли семьи с детьми, болельщики команд-участников и горожане, чья жизнь и семейная история была связана с судостроением и мореходством.

Свои команды представляли верфь Товарищества поморского судостроения, Северный морской музей, клуб «Морские практики», САФУ, Арктический морской институт имени Воронина, хор фрегата «Штандарт» (Санкт-Петербург) и Парусный центр «Норд». Кто-то впервые вживую видел поморский карбас, кто-то учился им управлять, и для всех — как для участников, так и для зрителей — карбасная регата становилась красивым, запоминающимся событием северного лета.

Было ясно, что в Архангельске силен запрос на яркие мероприятия, связанные с морской и судостроительной культурой города, традиционной идентичностью первого морского порта России. Тем не менее, «Поморская карбасная регата», превратившая в праздник июльские дни 2021 и 2022 годов, не состоялась в 2023 и нет уверенности, что состоится в 2024 году.

О том, куда и почему «пропала» регата, и что нужно для того, чтобы возрождённая традиция парусно-гребных на поморских карбасах продолжилась в будущем, рассказывает руководитель верфи Товарищества поморского судостроения, капитан клуба «Морские практики» Евгений Шкаруба.

1870 — наши дни

«Поморская карбасная регата» действительно как-то сразу захватила всех, быстро стала межрегиональным событием. Возможно, это историческая память — первая карбасная регата в Архангельске состоялась аж в 1870 году. Конечно, нас радует то, с каким воодушевлением город и горожане встретили нашу регату, то, какой отклик мы встретили во время её проведения. Наш проект нашел поддержку на самых разных уровнях, на его реализацию мы получили два гранта от Благотворительного фонда Владимира Потанина и от Фонда президентских грантов. Специально для регаты мы построили на верфи целый гоночный флот. Активное участие в организации карбасной регаты приняли наши партнеры Северный морской музей и Северный Арктический Федеральный университет имени М. В. Ломоносова. Архангельское отделение Росморпорта оказало неоценимую помощь в организации временной стоянки.

Карбасная регата — это, безусловно, очень красиво, здорово, ярко и классно. Но за праздником, который виден всем, естественно, стоит очень много работы и самых разнообразных дел. Организовать такую регату — очень сложно.

Вдалеке от воды

И всё бы ещё ничего, но так получилось, что наша верфь расположена не на берегу, а в центре города, в центре университета. На верфь приходят студенты, учатся у нас плотницкому ремеслу и судостроительному делу, к нам приходит множество туристов из разных городов и стран, мы проводим экскурсии. Недавно наша верфь вошла в топ-30 достопримечательностей страны по результатам голосования проекта «Больше, чем путешествие». И это прекрасно.

Но вот эта ситуация, когда у верфи нет своей стоянки у воды, сильно всё осложняет. Потому что одно дело, когда лодочки у тебя стоят на воде, работают, плавают — раз в год, в начале навигации, ты спустил их на воду, и раз в год, в конце навигации, ты их вытащил. И совсем другое дело, когда лодки стоят в центре города, и тебе нужно вдруг, посреди лета, когда у тебя одновременно много других дел и проектов, внезапно всё бросить и начать организовывать вывоз лодок.

Во время регаты у нас была стоянка на причале возле Северного морского музея, на Красной пристани, где специально для наших карбасов поставили понтон. Но туда постоянно заходит волна, а значит, лодки при этом бьются.

Можно сказать, что нас подкосила именно эта дополнительная забота, которая легла на и без того большой объём работы. Забот и хлопот у нас действительно много. Люди, которые хотят прийти в Товарищество, принимать участие в наших проектах, прибавляются, но это происходит очень медленно. То есть, сто человек должно прийти и сказать, что хотят с нами работать, чтобы один из них действительно остался.

Поэтому с «Поморской карбасной регатой» в определённый момент просто не хватило ресурсов — это раз, и не хватило стоянки у воды — это два. Любой организатор регаты, лишённый стоянки на воде, продержится какое-то время на своей доброй воле и энтузиазме, но потом просто устанет от этой мороки. Шесть лодок, и все их нужно как-то перевезти, как-то спустить, где-то поставить. Вот и всё.

Причал как городское культурное пространство

Конечно, сейчас уже легче объяснять людям, что морская культура, наши отношения с морем — это наша традиция, неотъемлемая часть культуры Архангельска. Сейчас это признают на всех уровнях. Но нужно создавать инфраструктуру для возрождения наших исторических традиций.

Появление своих причалов для таких организаций, как наша, сформирует особое общественное пространство, которое так нужно нашему городу. В этом пространстве начнут собираться люди, заинтересованные морем и мореходством — и эти люди сами станут обслуживать свои интересы, реализовывать собственные запросы, генерировать собственные идеи и сообща работать на идеи, связанные с морской традицией, историей и культурой нашего города.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Записала Катя СУВОРОВА