Владимир Владимирович и Евдокия Константиновна оба родом из Мезени, что тоже их роднило. Вот как об этом говорит сама Евдокия Константиновна в фильме Клавдии Хорошавиной «Золотой сон Владимира Личутина»:
– Мы с Владимиром Владимировичем — земляки, и это очень помогает в жизни, у нас всегда найдутся общие умиротворяющие темы для разговора. Детство у нас прошло практически одинаково, и это нас тоже связывает. Когда мы поженились, ездили вдвоём на свою родину любимую.
Она говорит, что Владимир Владимирович выбирает героев не просто так, он их включает в эпоху.
– И так же про моего деда написал, — продолжает она, — и тем самым поставил ему памятник — замечательный памятник.
Речь идёт о деде Евдокии Константиновны — Семёне Борисовиче Семёнове, человеке бунтарского нрава, который имел и прозвище соответствующее — Анархист. И повесть тоже называется «Анархист», она была опубликована в первом номере архангельского литературного журнала «Двина» за 2011 год.
Так что порой Евдокия Константиновна подсказывала темы для произведений своего мужа Владимира Личутина. А она тонко чувствовала особенности его творчества. Чего только стоит эта фраза, которую она тоже говорит в фильме: «Все недостатки тех, о ком он писал, покрыты какой‑то его милостью…»
А ещё она говорила: «Творчество держит человека». И сама была человеком творческим, любила рисовать, и её работы хвалил Владимир Личутин. Или, как она сказала, мягко критиковал.
Живя в писательском посёлке Переделкино в Подмосковье, она по памяти рисовала родные места. И это, действительно, держало и давало радость. На одной из её работ — сосна, которой, по оценке мезенцев, не менее 300 лет. У этой сосны крепкие корни, и она цепко держится за родную почву. Так же, как держалась за неё Евдокия Константиновна, всегда оставаясь мезёхой.
Коллеги из «Правды Севера» искренне соболезнуют Владимиру Владимировичу Личутину в связи с этой большой утратой.
Фото Людмилы Гуровой