Сегодня исполняется 195 лет медицинской службе российской уголовно-исполнительной системы, а в преддверии этой даты нам представилась возможность посетить областную больницу регионального УФСИН в Архангельске.
Территория учреждения огорожена, и здесь действуют особые меры контроля. Пропускной режим как в колониях, и только после досмотра мы получаем возможность пройти внутрь периметра. Но, что касается самой медицинской помощи, всё как в «обычных» больницах, утверждает заместитель начальника филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России Татьяна Фокина.
— Неотложную помощь осужденным оказывают в гражданских больницах, которые ближе: в Котласе, в Онеге, в Плесецке, в Вельске; при необходимости везут санавиацией в областную клиническую больницу; а во всех других случаях доставляют к нам. У нас самая многопрофильная больница в Архангельской области, — рассказывает Татьяна Вениамирновна.
Хирург Игорь Баркун, шесть лет назад пришедший работать сюда из Онежской ЦРБ, говорит, что по уровню возможностей больница находится на уровне центральных районных больниц.
— Диагностика здесь ничуть не отличается от диагностики в гражданских больницах, — рассказывает он, демонстрируя оборудование для эндоскопических методов исследования, — Есть возможность проводить диагностику под обезболиванием с участием анестезиолога. Конечно, мы не проводим коронарографию, МРТ и КТ: для этого нет аппаратуры. Но направляем наших пациентов за этим в другие учреждения здравоохранения. Кстати, при этом они не идут в общей очереди и попадают на исследования быстрее. Что касается заболеваний, все мы, люди, одинаковые, и у наших пациентов те же самые заболевания и патологии, что и у других: грыжи, варикозная болезнь, те же банальные аппендициты…
Нередко на свободе люди тянут с обращением к врачам и, только попав в исправительное учреждение, проходят, наконец, диагностику, рассказывают специалисты.
— В этом году одному мужчине впервые диагностировали сложнейший двойной порок сердца, причиной которого могло стать перенесенное на свободе инфекционное заболевание, — рассказывает Татьяна Фокина. — Человек обратился с одышкой и общей утомляемостью, сделали УЗИ — а там страшная картина. Организовали ему операцию в первой городской больнице Архангельска, и эта операция, безусловно, спасла человеку жизнь.
Спрашиваем осужденного из отряда хозобслуги учреждения: как отношение врачей?
— Мне кажется, врач есть врач, а мы, когда к ним приходим, — просто пациенты, — отвечает мужчина, представившись Юрием Спировым.
— У меня, когда сюда устраивался, страхи были, не скрою, — замечает, в свою очередь, Игорь Баркун. — но, когда пришел сюда, понял, что это обычная работа. Для персонала есть меры защиты: всё под видеонаблюдением, в корпусе постоянно присутствуют контролеры, — и за шесть лет я ни разу не сталкивался с нападением, не слышал угроз в свой адрес.
Отношение с нашей стороны и со стороны контролеров к пациентам доброжелательное, поэтому люди не озлоблены.
Из специфичного: встречаются случаи самоповреждения. По словам Игоря Баркуна, они, как правило, не представляют серьезной опасности для здоровья и носят манипулятивный характер; каждого такого осужденного обследует психиатр, затем ведет психолог, и обычно удается не допустить повтора. Симулянтов же удается установить уже в день поступления.
Татьяна Фокина отмечает, что в последнее время стало встречаться особенно много сосудистых заболеваний ног. Основная предпосылка этого, по ее словам, — курение. При этом, как оказалось, в больнице могут помочь бросить курить: врач-физиотерапевт Валерий Бабуль использует метод иглоукалывания и, говорят, есть хорошие результаты.
К слову, здесь берутся воздействовать не только на тягу к курению.
Среди медучреждений ФСИН это единственная больница на Северо-Западе страны, где есть реабилитационный центр для имеющих наркотические зависимости. По словам Татьяны Фокиной, здесь работают не только с теми, кто подсел на запрещенные вещества, но и с болеющими алкоголизмом — при условии, что человек сам выражает желание преодолеть зависимость.
В целом больница принимает около тысячи осужденных в год.