Один из них — архангельский экскурсовод Влад Дреко. В течение десяти дней он проводил экскурсии по знаменитому павильону № 75. Сегодня он рассказывает об особенностях этой необычной работы.
— Влад, трудно было попасть в группу экскурсоводов выставки «Россия»?
— В сентябре прошлого года увидел сообщения, что на готовящуюся ещё в то время выставку набираются экскурсоводы со всех регионов, но для этого надо пройти конкурсный отбор. Собрал документы, написал мотивационное письмо, со сто какой‑то там попытки записал фрагмент видеоэкскурсии, отправил всё это в последний момент.
Так попал на обучение. Тут ведь нужно иметь в виду, что выставка «Россия» охватывает все 89 субъектов Российской Федерации, а есть специализированные павильоны и площадки. Вот это всё надо было учить. Даже карту на стену повесил, чтобы ежедневно наглядно представлять себе все регионы.
А потом была итоговая аттестация: нужно было сдать огромный тест. В декабре мне пришло одобрение. Можно было выбрать дату заезда, чтобы отправиться дальше и непосредственно водить экскурсию. Я выбрал конец марта.
— Что по приезде поразило больше всего?
— Для меня это такое наглядное представление уроков географии и истории.
Сейчас смотрю на карту иначе: могу чётко ответить, чем интересен и знаменит каждый регион. Знания мы черпали и от друг друга. Экскурсоводы приехали из Калининграда, Владивостока, Махачкалы, Иркутска — огромное количество людей. Каждый старался рассказать о своём регионе интересные факты, о событиях, местах, даже о том, что не представлено на стендах.
— Такой стихийный мастер-класс друг другу давали?
— Ежедневно мы собирались в лобби гостиницы и обсуждали, кто откуда, рассказывали о своём крае. У нас были люди очень разного возраста и профессиональной подготовки: от студентов-аспирантов, научных сотрудников университетов до экскурсоводов с 50‑летним стажем краеведческой работы. Всего около 90 волонтёров-экскурсоводов.
— Как строился ваш рабочий день, какие регионы достались лично вам?
— Начиная с нашего заезда, решили, что региональные экскурсоводы водят экскурсии только по павильону № 75, где представлен и твой собственный регион, не выходя за его пределы. Но когда ты заходишь в 75‑й павильон, на тебя обрушивается шквал информации, всё светится, сверкает, роботы разговаривают… И хоть мы говорим, что вот мы держим флажок, ориентируйтесь на флажок, идите за флажком, но там десятки экскурсоводов, и все с этими флажками — глаза разбегаются. Поэтому вдвоём вести гораздо лучше. У нас сформировался рабочий тандем с Анастасией Климентовой из Тамбова. Она рассказывала больше про южные регионы, я про север, восток.
— Что за люди приходили на экскурсию? Это специальные группы, туристы, москвичи?
— В группе обычно от 10 до 20 человек. Люди заходят с улицы, волонтёры у них спрашивают, кто желает на экскурсию. Набирается нужное количество — и идём. У нас получалось в среднем по две-три экскурсии в день. Почему? Потому что мы решили поработать с пользой, не по 40 минут, а водили экскурсию полтора часа, бывало даже час сорок пять. Это давало возможность посетить выставку каждого региона.
На ВДНХ приходят и москвичи, и специально приезжают люди из разных регионов. Перед экскурсией в группе мы делали перекличку — кто откуда. Останавливались на экспозициях из этих регионов подольше и просили уже самих жителей рассказать о родном городе. Это самое замечательное, когда человек начинает рассказывать с горящими глазами о своей малой родине.
— На родном регионе останавливались подробно?
— Это не запрещалось делать: про свой родной регион ты рассказываешь чуть поподробнее. Выводили людей на интерактив, задавали вопросы. В частности, спрашивали, на какой купюре изображён Хабаровск, памятник Петру I, космодром «Восточный», что это за регионы? Такой просветительский момент, запоминание основных особенностей региона через город, через банкноты.
Многие не были в Архангельске, но также у многих есть личные связи. Когда сообщаешь, что у нас белые ночи белее, чем в Санкт-Петербурге, что люди зимой ходят по реке, что у нас много самобытных фестивалей, удивляются. Когда я рассказывал про наш регион, разумеется, я шёл от стенда, потому что людям сложно просто на слух воспринимать. Нашего сказочника и художника Степана Писахова узнают, когда напоминаешь про мультфильмы, про яркие образы из детства с актёром Леоновым.
Рассказывал про фестивальную жизнь, про юбилей города. Потом говорю: «Теперь подсказка, как провести это лето. В конце июня приезжайте в Архангельск, всего полтора часа от Москвы».
— Когда вас учили, говорили, что вы должны донести до людей, то есть ставили какую‑то сверхзадачу?
— Нас называли не гид, даже не экскурсовод. Нас называли «проводники смыслов». Суть в том, чтобы донести до людей богатое культурное многообразие современности нашей страны, показать его ценность. И это касается не только регионов, но и научно-технических достижений, даже гастрономии. Я своим слушателям на экскурсиях говорил, что наша задача — сделать так, чтобы вы этой выставкой вдохновились.
— У посетителей разочарований не было от неоправданных ожиданий?
— Я не встречал. Люди едут специально на выставку «Россия». Поток огромный. Не зря ведь её продлили. Тут можно целый день провести. Мы, находясь там десять дней, не всё успели посмотреть. По одному павильону «Атом» можно целый день ходить.
Не понять эту выставку, пока ты на ней не побываешь. Картинка не передаёт. А когда приходишь, погружаешься в интерактив: здесь можно потрогать, тут нажать, тут поиграть. Это масштабы пространства, здесь надо много ходить, передвигаться между павильонами, между людскими потоками. Не все готовы к таким форматам.
— А были среди вашей экскурсоводческой группы те, кто сходил с дистанции? Это очень энергозатратно. А вы же волонтёры.
— Это естественная ситуация, когда человек сходит с дистанции. У кого‑то голос сорвался, голова заболела. Я тоже рисковал потерять голос. На второй день веду экскурсию и понимаю, что что‑то уже не так звонко. Ну думаю, всё, приехали, но ничего, обошлось.
Нам обеспечивали проживание в гостинице, питание, два дня выходных. Мне кажется, людей притягивает движуха. Ты попадаешь в ситуацию, где куча людей с горящими глазами, энергичных, активных, неравнодушных, любознательных, которые готовы и хотят рассказывать о своём регионе, которые готовы слушать про твой регион, которым просто интересно.
Ты попадаешь в среду людей, где не только экскурсоводы, но и экскурсанты с такими же горящими глазами. Порой бывают люди, которые скептически настроены, что какие‑то мальчики-девочки стоят, чего‑то нам рассказывают, но потом попадают в павильон, увлекаются, и ты понимаешь, что всё не зря.
Первый день работы для меня был сродни экзамену, я вышел и потерялся в этом огромном выставочном городе. И во всём этом надо ориентироваться, рассказывать, держать внимание и никого из группы не терять. Это был величайший стресс. Потом механика выстроилась, и всё пошло как по маслу. И когда входишь во вкус, привносишь в экскурсию личное понимание, оказывается, что пора уезжать.
— Но можно ещё раз подать заявку?
— До этого времени на бесплатный заезд можно было податься раз в год. Но сейчас потребность в экскурсоводах есть, так как выставку продлили.
— После такого марафона куда хочется съездить, что увидеть?
— В конце работы, когда нам вручали дипломы о повышении квалификации, у нас был интересный ритуал. Мы взяли сердечки (а сердечки — символы выставки «Россия»), написали там своё имя, телефон и город. Перемешали и обменялись. Кому что выпало, туда обязательно ты должен поехать. Мне выпал Владивосток. Но теперь мы все хотим побывать везде!