14.04.2024 08:25

В Общественной палате обсудили организацию доступной среды и инклюзии

В частности речь шла о доступности образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Фото с сайта Общественной палаты Архангельской области
Фото с сайта Общественной палаты Архангельской области

В заседании круглого стола приняли участие представители профильных министерств, учреждений и образовательных организаций региона, общественных организаций инвалидов и родители особых учеников.

«Объединить межведомственные усилия»

Как отметили в Общественной палате, проблемы обучения детей с особыми образовательными потребностями «становятся всё ощутимее» в связи с уменьшением количества специальных учебных заведений и увеличением количества особых учеников в общеобразовательных школах — детям не всегда бывает комфортно там учиться.

На круглом столе говорили о необходимости усилить работу по организации доступной среды и инклюзии. Речь шла и о сохранении, расширении полномочий Архангельского многопрофильного реабилитационного центра (АМРЦ) по предоставлению условий для обучения с учётом особенностей психофизического развития и состояния здоровья детей.

Об уникальном центре, удостоенном общественной награды «Достояние Севера», который занимается абилитацией и реабилитацией детей с 1996 года, «Правда Севера» рассказывала неоднократно. В центре обучаются и проходят социальную адаптацию ребята с детским церебральным параличом любой тяжести, заболеваниями опорно-двигательного аппарата и нервно-мышечной системы.

Но детей с особенностями здоровья, нуждающихся в реабилитационных услугах, с каждым годом всё больше. А Архангельский многопрофильный центр — единственный в области. Возможности его не безграничны, площадей катастрофически не хватает. О непростой ситуации, возникшей вокруг школы центра, «Правда Севера» подробно рассказывала ещё весной 2021 года, когда стало известно, что центр прекращает набор первоклассников.

Обеспокоенные родители восприняли это известие как шаг к закрытию школы. Проблему вынесли на обсуждение комитета по здравоохранению и социальным вопросам Архангельского областного Собрания депутатов. Представители регионального минтруда, занятости и социального развития заверили: образовательная деятельность на базе центра полностью не прекратится. Дети, которые уже обучаются в центре, продолжат учиться и дальше — до окончания школы. Но подчеркнули, что «центр реабилитационный, и основная его задача — оказывать услуги по реабилитации».

В прокуратуре Архангельской области законодательных противоречий в том, что учреждение осуществляет образовательную деятельность, не увидели. Для решения вопроса было предложено определить образовательный маршрут каждого ребёнка, исходя из объективной оценки психолого-медико-педагогической комиссии. А также сесть за стол переговоров, «объединить межведомственные усилия» и помочь всем детям, в том числе и самым тяжёлым. И вот спустя три года судьба школы в АМРЦ вновь оказалась в центре общественного внимания.

«Верю в грамотное переосмысление»

— Возможность для детей с ОВЗ учиться в обычных школах — огромное достижение! Так думали, когда в 2012 году принимали закон об образовании с позициями об инклюзии, — написала уполномоченный при губернаторе Архангельской области по правам ребёнка Елена Молчанова на своей странице в социальной сети, делясь впечатлениями от дискуссии, состоявшейся в региональной Общественной палате. — Но сейчас мы видим, что эти нормы работают далеко не везде и не всегда. К сожалению, и в Архангельской области тоже.

По словам детской правозащитницы, обсуждение по проблемам обучения детей с ОВЗ получилось «очень горячим».

— Обсуждали не с позиции одной какой‑то школы, а с позиции всей системы образования и реабилитации в целом, — отметила Елена Молчанова. — Школа в АМРЦ, несомненно, будет, но она не вместит всех желающих. А желающие есть не только в Архангельске, но и во всей нашей большой области. Некоторые родители из районов стремятся приехать именно сюда, покупают жильё, у кого есть такая возможность, потому что думают о том, как помочь ребёнку, когда условий для детей с ОВЗ в своей территории нет совсем.

У кого‑то возможности переехать нет, но они тоже заботятся о детях, но по‑другому. Есть много других различных историй, все они очень индивидуальные. Есть и очень добрые истории, когда условия в школах, детских садах, в реабилитационных центрах всё же создаются.

В сложившихся условиях проблему не решить быстро. Жаль, но мы потеряли уже много времени и возможностей. Системе нужны продуманные решения, программы, обученные и мотивированные руководители, педагоги, реабилитологи и, конечно, публичные обсуждения.

Верю в грамотное переосмысление, которое повернёт и систему образования, и систему социальной реабилитации, и в целом общество к особенным детям, — выразила надежду Елена Молчанова.

«Со своей скоростью»

Семья Зубаревых как раз из тех «переехавших», которые ради обучения и реабилитации сына перебрались из Плесецка в Архангельск. Сыну Елены Зубаревой Яше одиннадцать, учится в четвёртом классе АМРЦ.

— Мы учимся по общеобразовательной, но адаптированной программе 6.2, — поясняет Елена Зубарева. — В центре сын получает и необходимую реабилитацию. Яша уже перенёс несколько операций. Он может самостоятельно ходить, держась за опору. Обслуживает себя частично. Но шнурки, пуговицы — с этим проблема.

В центре Яшу несколько месяцев учили удерживать в руке простой карандаш. По словам Елены, учитель вместе с дефектологом упорно искали «секретные» методы. Сколько было счастья, когда Яша наконец написал свою первую букву. Вначале карандашом, а затем освоил и ручку…

Как быстро научили бы Яшу этому «простому» навыку в обычной школе, где в классе тридцать обычных учеников?

— И я даже поняла бы родителей, которые пришли бы потом жаловаться, что мой ребёнок «задерживает весь класс», — говорит Яшина мама. — Наверное, мы бы сами ушли, чтобы не мешать другим…

По словам Елены, сын хорошо учится, пишет сейчас красиво и правильно, но до сих пор «со своей скоростью».

— Родители обеспокоены тем, что если школа в АМРЦ прекратит приём детей по программе 6.2, то начнут уходить и учителя-предметники, — делится опасениями Елена Зубарева, — классов в центре с каждым годом всё меньше. В начальной школе у нас, например, остались всего два — четвёртый класс и второй.

Не по стандарту

В том, что настоящая инклюзия — это не про стандартный подход, уверены и другие родители.

— По стандарту ничего не получится, — говорит Юлия Соколова, мама Павла из 11 класса, — дети у нас нестандартные. Но, к сожалению, часто видят лишь чёрно-белую картинку — ребёнок на коляске и ребёнок на ногах. Мол, коляску можно подвинуть к школьной парте и учиться, как все — в обычном классе. «А пандус мы вам сделаем!»

Но проблема, подчёркивают родители, не в пандусах. Проблема — в принятии. И в отношении педагогов к детям.

Каждая семья, где растёт ребёнок-«опорник», по словам Юлии Соколовой, мечтает поставить его на ноги. Для чего реабилитационный центр? Чтобы научиться ходить самостоятельно.

— Косо, криво, запинаясь, но ходить и чувствовать себя увереннее, — говорит Юлия Соколова. — Реабилитации после операций могут длиться долго — год. И центр даёт возможность не прерывать обучение, поставить ребёнка на ноги. Дети у нас учатся и в гипсе, и ходят в ходунках. Во время урока стоят на вертикализаторе, лежат на кушетках. В обычной школе, при всей инклюзии, можно ли создать такие условия?

В АМРЦ, по словам родителей, есть главное — ребёнка принимают таким, какой он есть. Гиперкинез, спастика, заикание…

— Когда ребёнок растёт в принимающей среде, он раскрепощается, укрепляется и раскрывает свои возможности, — говорит Юлия Соколова.

Павел мечтает получить профессию IT-специалиста.

— К счастью, в САФУ есть инклюзивный центр, который помогает студентам с нарушением опорно-двигательного аппарата, — поясняет Юлия Соколова. — Среди ребят, которые там учатся, много выпускников АМРЦ.

«Хорошо, что начался диалог»

Галина Королёва, юрист Архангельской региональной общественной организации «Кризисный центр „Надежда“» считает, что большинство школ области пока не готовы принять детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. И проблема не только в отсутствии доступной среды — педагогам не хватает специальных знаний, а условия для обучения в школах не учитывают особенностей развития конкретного особого ребёнка. Не сформировано, по мнению юриста, и принятие инвалидности в обществе в целом.

— АМРЦ уникален тем, что там комплексный подход — специалисты, квалифицированные педагоги, условия, — перечисляет Галина Королёва. — На мой взгляд, необходимо найти способ сохранить этот опыт, распространить его. А вопрос нехватки помещений решить в результате всё того же межведомственного взаимодействия.

Хорошо, что начался диалог. В результате обсуждения в резолюцию круглого стола направлены предложения о рассмотрении возможности передать АМРЦ помещения государственных учреждений — здравоохранения, образования и других с целью организации отделения дневного пребывания по уходу и присмотру для детей со сложными функциональными нарушениями.

Ещё один важный момент, по мнению юриста — реализация законного права ребёнка на образование не должна зависеть от активности его родителей.

— Есть особые дети, у которых не самые активные родители, — говорит Галина Королёва. — И у этих детей может быть очень тяжёлая инвалидность, но сохранный интеллект. Они могли бы получить качественное образование в школе, социализироваться и в дальнейшем реализовать себя. В том числе, в профессиональной деятельности, используя свой интеллектуальный потенциал. Но родители не знают о такой возможности. А некоторые, к сожалению, с этим тоже приходится сталкиваться, знать не хотят… Возможно, просто нет сил или мешают какие‑то жизненные обстоятельства.

Ребёнок сидит дома. Когда по возрасту ему положено начинать учиться в школе, то это, как правило, домашнее обучение «по состоянию здоровья». И, по сути, ребёнок лишается шанса стать востребованным в обществе. Не получает того уровня образования, которое мог бы получить в специально созданных образовательных условиях, учитывающих его особенности.

Посчитать и проанализировать

Обсуждение на площадке форума Общественной палаты «Консолидация» будет продолжено — все предложения, обещают организаторы, будут учтены, оформлены и направлены в профильные министерства.

Представители родительского комитета АМРЦ свои предложения подготовили тоже. Среди них — предложение к региональному министерству труда, занятости и социального развития об обеспечении права выбора образовательной организации и формы обучения, сохранения в АМРЦ возможности обучаться по общеобразовательной программе 6.2 до решения вопроса о создании условий для инклюзивного обучения в других образовательных организациях.

Также родители предложили собрать статистические сведения и выяснить, сколько учеников в Архангельской области обучается на дому. Проанализировать причины, по которым дети, нуждающиеся в социализации, вынуждены сидеть по домам. Посчитать, сколько выпускников школ из числа детей-инвалидов, находившихся на домашнем обучении, поступили в колледжи, получили высшее образование. А затем, например, сравнить эти данные с результатами обучения в Архангельском многопрофильном центре.

Комментарий:

«Наша задача — создать условия»

Фото с сайта Общественной палаты Архангельской области

Игорь Скубенко, заместитель председателя правительства Архангельской области:

— Сегодня целью нашей образовательной политики в отношении детей с особенностями здоровья должно быть не только обеспечение равноправия и социализации, но и получение ими качественных знаний, развитие умений, навыков в обычной или коррекционной школе. Здесь важно, чтобы педагоги умели оперативно адаптироваться к работе с каждым ребёнком, поступающим в школу. Конечно, для раскрытия в ребёнке способностей необходимо проводить комплексную работу: усилия педагогов и родителей должны быть объединены. Наша задача — создать условия для обучения детей-инвалидов в любой школе.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ