Лада Подольская — представитель Московского отделения Союза художников, участница творческих экспедиций в Арктику летом прошлого года на научных суднах «Михаил Сомов» и «Профессор Молчанов». В экспозиции представлены её живописные и графические произведения, выполненные как непосредственно на борту судна, в местах высадки на полярных станциях и арктических островах, так и в мастерской.
— Выставка посвящена взаимодействию времени и пространства, — уверена художник. — Пространство — категория постоянная и постоянно изменяемая. То, что мы сейчас находимся в стенах музея, — это пространство. Графический цикл, посвящённый временным отрезкам арктического дня, приближен к книжной иллюстрации, это минуты впечатлений. Мне кажется, время играет в жизни Архангельска особую роль, Архангельск — это своего рода точка отсчёта…
Так представила первым зрителям свои работы на открытии Лада Подольская, она же провела и первую экскурсию по выставке.
— Мы продолжаем дело Александра Борисова, который организовал и возглавил в 1899 году первую русскую художественную экспедицию в Арктику, — сказал на открытии Иван Катышев, заведующий музеем. — Задача выставки — показать удивительный мир Арктики. Есть на новой выставке несколько работ Степана Писахова и Александра Борисова как зачинателей арктического пленэра.
Надо сказать, работы Писахова и Борисова взяты не с постоянной экспозиции музея художественного освоения Арктики, а из фондов музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Их давно не видели зрители.
Ещё Иван Катышев рассказал о задуманном проекте «Музейный этюд», предназначенном для учащихся школ искусств и частных студий живописи. На выставке «Анатомия айсберга» для них планируются экскурсии на тему истории арктической живописи, занятия рисунком и непосредственное участие в выставке. Обратите внимание: места в музейном проекте пока есть.
— Этим проектом-конкурсом мы планируем поддержать преемственность поколений художников. Сначала дети рисуют Арктику в стенах музея, а потом — как знать — попадут и в настоящую, — отметил Иван Александрович.
Так всё же, почему выставка называется «Анатомия айсберга»? На этот вопрос автор ответила так:
— Россия — это айсберг. И у неё периодически появляются разные состояния: есть физические, есть духовные. У России нет границ не в понимании физическом, а в духовном. В какой‑то момент она переходит в метафизическое состояние и формирует вокруг себя определённое поле притяжения. Айсберг — это символ России, я считаю свою страну бессмертной…
Проект состоялся при поддержке Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.