Группа энтузиастов из Архангельской области предложила установить на территории Лешуконского округа новые арт-объекты, отсылающие к традиционным образам мезенской, или, как здесь чаще говорят, палащельской, росписи.
Их проект
«Палащельские кони» получил поддержку
в рамках регионального проекта «Комфортное
Поморье» и будет воплощен уже этим
летом. Напомним, что мезенская роспись
зародилась именно на лешуконской земле,
в деревне Палащелье, а свое более
известное название «мезенская» получила
по названию реки Мезени, на которой
стоит Палащелье, и по берегам которой
она распространилась в первую очередь.
Речь идет об
установке двух приветственных баннеров
и пяти арт-объектов, героями которых
станут известный символ мезенской
росписи — конь и менее известные, но
так же встречающиеся в этой росписи
олень и «утицы».
— При всей,
казалось бы, известности палащельской
росписи, мы сталкиваемся с тем, что
туристы не знают, как она правильно
называется, многие считают, что она
зародилась на территории Мезенского
округа. Кроме того, она разошлась по
всей стране, и мы видим, к сожалению,
огромное количество стилизации под
нее, которая уже далека от традиции.
Поэтому мы хотим, чтобы эти фигуры были
у всех на глазах именно такими, какими
они пишутся традиционно, чтобы их видели
наши дети и знали, как рисовать правильно,
чтобы они оставались в памяти у туристов.
Мы хотим заложить эту основу, — рассказала
автор и руководитель проекта, сотрудница
Лешуконского культурного центра Ирина
Федоровская.
Новые объекты
планируют изготовить из металла и
двойного композитного пластика, который
сегодня широко используют при создании
уличных композиций. По словам Ирины
Федоровской, выбор обусловлен их
относительной долговечностью.
Долговечность конструкций была также
важным условием для участия в проекте
«Комфортное Поморье», добавила
руководитель.
Перед тем,
как заявить проект на конкурс, члены
инициативной группы обсуждали идею с
жителями населенных пунктов, где
планировали установить объекты, и
выходцами из них и собрали более 600
подписей в поддержку.
Первый из
объектов будет встречать путешественников
уже при въезде на территорию округа —
это будет баннер размером 4 на 1,5 метра
с приветствием всем гостям, украшенный
элементами палащельской росписи.
Еще один
баннер, поменьше, будет установлен на
развилке у деревни Смоленец, при повороте
на дорогу к Палащелью. Он будет приглашать
посетить Палащелье как родину знаменитой
на весь мир росписи.
В 2014 году, к
юбилею района, при въезде в Палащелье
уже поставили арт-объект, посвященный
здешней росписи, — трехметровую расписную
прялку из клееной древесины. Однако, по
словам Ирины Федоровской, со временем
она стала разрушаться и потеряла
первоначальный вид, поэтому команда
проекта предложила местным жителям
заменить ее на подобную, только из
композитного пластика.
— Так как мнения разделились: некоторые из жителей не готовы терять «деревянную» прялку, — мы договорились, что старую прялку демонтируем и передадим им, а они уже решат, что с ней дальше делать. Возможно, оставят в деревне, но установят в другом месте, а на ее прежнем месте появится наш арт-объект, более долговечный, — рассказала Ирина Евгеньевна.
К слову, новая
прялка не будет повторять старую в
точности. Рисунок росписи будет другой.
Четвертый
объект должен появится недалеко от
Палащелья — в деревне Селище, где в
1960-ве роспись возродилась после почти
двадцатилетнего упадка. У дома
занимавшегося ею мастера Ивана Фатьянова,
потомка старых палащельских мастеров,
решили поставить фигуру коня, вторящую
его изображению в росписи. Планируется,
что ее основой станет лаконичный
металлический каркас, а туловище будет
из того же композитного пластика красного
цвета.
Еще три
объекта в рамках этого проекта появятся
в селе Лешуконское. При въезде в райцентр
хотят поставить фигуры двух «сошедших
с росписи» коней, у местного краеведческого
музея — фигуру оленя, а около лешуконского
дома ремесел — фигуры двух утиц, они
также часто встречаются в палащельской
росписи. И музей, и дом ремесел в
Лешуконском активно занимаются
сохранением палащельской росписи именно
в ее традиционном виде.