Театр-студия «Люди и Лица», что располагается в Ломоносовском ДК, уже известен архангелогородцам своими спектаклями. Не так давно любительский театр мощно заявил о себе масштабными постановками «Поморская сага» и «Колыбель корабельного флота: на защите Отечества».
Руководит студией профессиональный актёр и режиссёр Александр Дунаев, его актёры — взрослые люди, состоявшиеся в других профессиях. Занимаются в театральной студии по вечерам, в своё свободное время.
На спектаклях создаётся впечатление, что самодеятельные артисты работают с повышенной самоотдачей, из невероятной любви к театральному искусству. Зарплаты, как профессиональные артисты, они не получают, притом умудряются участвовать в фестивалях-конкурсах любительских театров и выезжать на «гастроли» в другие культурные центры.
Выходит, любительский театр — это по любви?..
Мы поговорили о любительском театре с Денисом Давыдовым, одним из самых заметных актёров театра-студии «Люди и Лица», который принимает участие почти во всех спектаклях, а в «Поморской саге» сыграл одну из главных ролей.
– Денис Викторович, кем вы работаете в обычной жизни?
– Электромонтажником. Но вообще, специальностей у меня много, например, ювелир.
– А как попали в артисты?
– Захотелось попробовать. Лет шесть назад, когда любительских театров было ещё не так много в Архангельске, как сейчас, нашёл в интернете экспериментально-театральный коллектив «фТапках» при САФУ, занимался там какое‑то время. А потом попалось на глаза объявление, что в Ломоносовском ДК набирается студия. Пришёл и с первого занятия тут и остался.
– Какие к тому были предпосылки?..
– Нет, в родне артистов не было. Так, в студенческие годы участвовал в каких‑то мероприятиях и КВН, но даже мысли не было, чтобы поступать в учебное театральное заведение. Думаю, что если б поступил, то театральное искусство мне было бы менее интересно, чем сейчас.
– Почему?
– Потому что к 35–40 годам набираешь жизненный и эмоциональный опыт, чего нет у 17‑летних детей. Я даже рад, что не поступил в своё время: мне интереснее играть главные роли в спектаклях любительского коллектива, чем роль третьего гриба во втором составе в профессиональном театре.
– В таком случае как вы работаете над ролью, не имея специального образования?
– Руководитель студии Александр Антонович поставил дело так, что мы не просто играем на сцене, а ещё и учимся. Работаем над речью, пластикой, актёрским мастерством, к нам приглашаются специалисты. Например, когда мы работали над спектаклем «Женщины в народном собрании» по пьесе Аристофана, к нам приглашали университетского преподавателя, который читал лекции по древнегреческой истории.
Но мы занимаемся и самообразованием — читаем, слушаем лекции, смотрим спектакли. Руководитель считает, что по образованию мы сейчас где‑то на третьем курсе театрального института. Вернее, он для нас не просто режиссёр и руководитель, а скорее, мастер курса.
– Раз вы смотрите спектакли других коллективов, что в последнее время произвело на вас впечатление?
– Конечно, времени у нас маловато, поскольку мы, студийцы, ещё где‑то работаем, имеем семьи. Из того, что смотрели, большое впечатление лично на меня произвёл спектакль «Доктор Живаго» Архангельского драматического театра. Я был просто восхищён, удивлён. Пойду на этот спектакль ещё раз, как только увижу в афише.
– В обычной жизни артистический опыт помогает или мешает?
– Помогает. Расширяется кругозор, читаешь наших замечательных классиков — Пушкина, Чехова, Достоевского, Шукшина — и находишь в их произведениях очень многое, чего даже не заметил, когда читал эти же книги школьником. Кроме того, занятия в театральной студии дают свободу общения. Можешь легко говорить людям комплименты, представляете? Мы, северяне, очень сдержаны в общении, а тут раскрепощаешься. Я заметил, что когда работал ювелиром, почти не смотрел людям в глаза, теперь меня это не напрягает — могу посмотреть, свободно поговорить.
Но иногда опыт работы в театральной студии и мешает: смотришь спектакль и раскладываешь «по полочкам» игру актёра, работу режиссёра, замечаешь недостатки или, наоборот, удачные места. То есть не как обычный зритель смотришь, не наслаждаешься действом, а «прорабатываешь». Зато интересно.
– Знаю, что и ваша жена пришла в студию.
– И жена, и дочь. Дочь занимается в детской студии «Дебют», которой тоже руководит Александр Дунаев. Жена долго на всё это смотрела, наконец не выдержала — и тоже теперь в нашем коллективе. Её первый спектакль — «Женщины в народном собрании», в который ей пришлось срочно вводиться. Она справилась буквально за десять дней. В отличие от меня, она после школы как раз хотела поступать в театральный, но родители не отпустили одну в другой город.
– А у вас уже появились поклонники?
– У нас у всех появились поклонники, чему мы искренне удивляемся. Есть уже и постоянные зрители, которые не пропускают ни одной премьеры. Поскольку живём тут же, в этом районе, то, бывает, здороваются в магазинах. А тут как‑то в налоговой инспекции ко мне подошёл тамошний сотрудник охраны, мол, вчера был с женой на «Поморской саге», очень понравилось, мои поздравления…
– В предстоящей премьере 30 марта «Маленькие трагедии» вы кого играете?
– Председателя в пьесе «Пир во время чумы» и Сальери в «Моцарте и Сальери».
Беседовала Елена ИРХА
Фото автора и предоставленные героем публикации