Педагог из Северодвинска подарил Верхнетоемскому музею макет утраченного «храма на Вые»

Этот макет Иван Клещин изготовил в память о своих предках
Фото предоставлено Иваном Клещиным
Фото предоставлено Иваном Клещиным
Фото предоставлено Иваном Клещиным
Фото предоставлено Иваном Клещиным

Северодвинец преподнес в дар Верхнетоемскому музею деревянный макет одного из самых известных шатровых храмов Русского Севера — Ильинского храма, который до 1939 года стоял в устье реки Выя (в верховьях Пинеги). Сегодня это территория деревни Никитинской Верхнетоемского округа.

Также он подарил макет стоявшей рядом с храмом колокольни. Первый из макетов, по словам дарителя, он собрал своими руками два года назад, второй выполнили под его руководством его ученики — студенты Северодвинского техникума строительства, дизайна и технологии.

Известно, что «храм на Вые» был построен еще при Борисе Годунове. Широким научным кругам его «открыл» в 1921 году молодой московский исследователь Петр Дмитриевич Барановский, ставший впоследствии известным реставратором. Он считал Выйский храм неповторимым явлением во всем мировом деревянном зодчестве.

Еще в свое время храм был известен тем, что внутри его стояла огромная, в человеческий рост, деревянная скульптура Николая Чудотворца — по сути, такая своеобразная икона. Кстати, считается, что именно она изображена на известной картине Василия Верещагина «Икона Николы с верховьев реки Пинеги».

Существует предание, что изначально этот удивительный храм был построен без потолка, и его шатер было видно изнутри до самой верхней точки, — а в высоту храм был сорок метров, исследователи сравнивали его по высоте с современным тринадцатиэтажным домом. И, кстати, ученые нашли подтверждения этой теории.

А еще есть сведения, что храм был окружен прирубленными сенями. Есть предание, что по этому «коридору» вокруг храма в праздники совершался крестный ход. Впрочем, на макете вы эту галерею не обнаружите: автор посчитал, что эта пристройка, вероятно, появилась далеко не сразу и решил, что нужно сделать так, как было первоначально.

В Северодвинске Ивана Григорьевича Клещина знают многие: много лет он преподавал декоративно-прикладное искусство на Северодвинском учебно-производственном комбинате, где старшеклассников обучали рабочим профессиям. Кстати, создавать архитектурные макеты он начал именно тогда, вместе с учениками, давая им через это навыки работы со столярным инструментом, рассказал Иван Григорьевич.

Вернуться к этому делу его подтолкнула неожиданная история.

— Несколько лет назад я занялся изучением своей родословной и нашел, что все мои родственники по материнской и отцовской линиям жили на Вые, и, что меня особенно зацепило, остались свидетельства, что многие из них были мастерами, работающими с деревом, — рассказал Иван Клещин. — В Верхнетоемском районном музее я даже обнаружил рубанок моего прапрадеда Христофора. Музейные работники пошли навстречу — мне удалось подержать его в руках. А затем я узнал, что сын Христофора, мой прадед, принимал участие в строительстве храма Святых Кирилла и Афанасия Александрийских, построенном рядом с Ильинским храмом на Вые. И я задумался о том, что в строительстве Ильинского храма в 1600 году тоже наверняка принимали участие и мои предки… В память о них я и решил сделать его макет.

Прежде чем взяться за эту работу, Иван Григорьевич перечитал всю известную информацию о Выйском храме — сохранились фотографии, а вот чертежей строения в открытых источниках ему найти не удалось, хотя известно, что они есть. В итоге, по словам мастера, он создавал макет «на глаз», высчитывая пропорции по снимкам.

А для создания миниатюрных деревянных деталей даже сделал своими руками специальный станок: по словам мастера, он «и пилит, и фрезерует, и точит — делает всё, что необходимо».

Величина «бревнышка» в его макете вышла всего 4 миллиметра!

Идея сделать второй макет, по словам мастера, пришла в прошлом году, когда ему поручили преподавать основы столярного мастерства группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

— У этих ребят в силу состояния здоровья разные возможности, и нужно было найти дело, в котором каждый бы мог поучаствовать, — пояснил Иван Григорьевич.

Создание макета оказалось именно тем, что может объединить и сделать причастным каждого. Кстати, завершить макет Ильинки, украсив ее шатер крошечным лемехом, также помог один из учеников Ивана Григорьевича.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ХЛЕСТАЧЕВА