Северодвинец преподнес в дар Верхнетоемскому музею деревянный макет одного из самых известных шатровых храмов Русского Севера — Ильинского храма, который до 1939 года стоял в устье реки Выя (в верховьях Пинеги). Сегодня это территория деревни Никитинской Верхнетоемского округа.
Также он
подарил макет стоявшей рядом с храмом
колокольни. Первый из макетов, по словам
дарителя, он собрал своими руками два
года назад, второй выполнили под его
руководством его ученики — студенты
Северодвинского техникума строительства,
дизайна и технологии.
Известно,
что «храм на Вые» был построен еще при
Борисе Годунове. Широким научным кругам
его «открыл» в 1921 году молодой московский
исследователь Петр Дмитриевич Барановский,
ставший впоследствии известным
реставратором. Он считал Выйский храм
неповторимым явлением во всем мировом
деревянном зодчестве.
Еще в свое
время храм был известен тем, что внутри
его стояла огромная, в человеческий
рост, деревянная скульптура Николая
Чудотворца — по сути, такая своеобразная
икона. Кстати, считается, что именно она
изображена на известной картине Василия
Верещагина «Икона Николы с верховьев
реки Пинеги».
Существует
предание, что изначально этот удивительный
храм был построен без потолка, и его
шатер было видно изнутри до самой верхней
точки, — а в высоту храм был сорок метров,
исследователи сравнивали его по высоте
с современным тринадцатиэтажным домом.
И, кстати, ученые нашли подтверждения
этой теории.
А еще есть
сведения, что храм был окружен прирубленными
сенями. Есть предание, что по этому
«коридору» вокруг храма в праздники
совершался крестный ход. Впрочем, на
макете вы эту галерею не обнаружите:
автор посчитал, что эта пристройка,
вероятно, появилась далеко не сразу и
решил, что нужно сделать так, как было
первоначально.
В Северодвинске
Ивана Григорьевича Клещина знают многие:
много лет он преподавал декоративно-прикладное
искусство на Северодвинском
учебно-производственном комбинате, где
старшеклассников обучали рабочим
профессиям. Кстати, создавать архитектурные
макеты он начал именно тогда, вместе с
учениками, давая им через это навыки
работы со столярным инструментом,
рассказал Иван Григорьевич.
Вернуться к
этому делу его подтолкнула неожиданная
история.
— Несколько
лет назад я занялся изучением своей
родословной и нашел, что все мои
родственники по материнской и отцовской
линиям жили на Вые, и, что меня особенно
зацепило, остались свидетельства, что
многие из них были мастерами, работающими
с деревом, — рассказал Иван Клещин. —
В Верхнетоемском районном музее я даже
обнаружил рубанок моего прапрадеда
Христофора. Музейные работники пошли
навстречу — мне удалось подержать его
в руках. А затем я узнал, что сын Христофора,
мой прадед, принимал участие в строительстве
храма Святых Кирилла и Афанасия
Александрийских, построенном рядом с
Ильинским храмом на Вые. И я задумался
о том, что в строительстве Ильинского
храма в 1600 году тоже наверняка принимали
участие и мои предки… В память о них я
и решил сделать его макет.
Прежде чем
взяться за эту работу, Иван Григорьевич
перечитал всю известную информацию о
Выйском храме — сохранились фотографии,
а вот чертежей строения в открытых
источниках ему найти не удалось, хотя
известно, что они есть. В итоге, по словам
мастера, он создавал макет «на глаз»,
высчитывая пропорции по снимкам.
А для создания
миниатюрных деревянных деталей даже
сделал своими руками специальный станок:
по словам мастера, он «и пилит, и фрезерует,
и точит — делает всё, что необходимо».
Величина «бревнышка» в его макете вышла всего 4 миллиметра!
Идея сделать
второй макет, по словам мастера, пришла
в прошлом году, когда ему поручили
преподавать основы столярного мастерства
группе учащихся с ограниченными
возможностями здоровья.
— У этих
ребят в силу состояния здоровья разные
возможности, и нужно было найти дело, в
котором каждый бы мог поучаствовать, —
пояснил Иван Григорьевич.
Создание
макета оказалось именно тем, что может
объединить и сделать причастным каждого.
Кстати, завершить макет Ильинки, украсив
ее шатер крошечным лемехом, также помог
один из учеников Ивана Григорьевича.