Праздник 8 Марта на страницах архангельской газеты сто лет назад

В 1924 году газета «Волна» (впоследствии «Правда Севера») поздравляла женщин так: «В боевые колонны, работницы мира! За цивилизацию, за культуру, за коммунизм!»

На первой полосе была напечатана статья 1921 года за подписью «Н. Ленин» (один из псевдонимов Владимира Ильича) «Международный день работниц», где полужирным шрифтом была выделена главная мысль — «Втянуть в политику массы нельзя без того, чтобы не втянуть в политику женщин». Освобождать женщину предполагалось, по мнению вождя, в первую очередь от «самой мелкой, самой чёрной, самой тяжёлой, самой отупляющей человека работой кухни и, вообще, одиночного домашне-семейного хозяйства».

Тема «кухарки и государства» в праздничном номере цитировалась не раз. Нынешние исследователи считают, что это неточная фраза из статьи Ленина «Удержат ли большевики государственную власть?», потом не раз пересказанная, но именно она и ушла в народ и в поэму Маяковского «Владимир Ильич Ленин».

Кроме того, тоже на первой полосе опубликована программа первоочередных задач освобождения женщин — «Нетронутые силы»: сделать их грамотными и сознательными, повысить квалификацию женского труда, освободить от непосильного семейного уклада и позаботиться об их культурном развитии, привлечь к участию управления государством и общественной жизни. «Трудящиеся женщины — пласт богатых сил, ещё не поднятый источник живой энергии, ума, неисчерпаемый резерв для пополнений», — заключил некий автор за подписью «П. Нов.» (возможно, тогдашний редактор П. Новлянский).

В этом же номере — обращение Клары Цеткин к трудящимся женщинам. Цеткин стояла у истоков этого праздника и истоков феминистского движения в Европе. Она считала, что женщинам страны Советов несказанно повезло, а вот женщины Европы «находятся в более тяжёлых условиях, чем вы: тонок кусок хлеба, который отрезают им господствующие классы…»

И тут же — заметка «Русская женщина на помощь детям рабочих Германии». Речь идёт не о русской женщине вообще, а о северянках. «У нас, в Архангельске, существует Отделение лиги помощи детям рабочих Германии. Оно охватило своей работой только город, уезды не втянуты ещё. Но Емецкий уезд проявил инициативу: крестьянки собрали 62 рубля золотом. Дальнейшая задача лиги — расширить работу и распространить на все уезды. Записывайтесь в члены лиги!» И это в стране, где недавно закончились Первая мировая и Гражданская войны! Знали бы тогдашние северянки, что они посылают помощь детям, которые, когда вырастут, придут убивать их детей…

Очень интересная заметка под рубрикой «За новый быт», речь идёт об «октябринах» (в противовес крестинам) в клубе лесозавода «Красный Профинтерн» (Маймакса). «Желание октябрить своих младенцев изъявили трое — т. Николаев, т. Притчин, т. Журавский. Последние — рабкоры газеты „Волна“.

Плакат «Раскрепощенная женщина — строй социализм»/Художник — А. И. Страхов, 1926 годПлакат „Раскрепощенная женщина — строй социализм“/Художник — А. И. Страхов, 1926 год


Проходил обряд так: „Торжество октябрин начинается ‚Интернационалом‘. Доклад о новом быте. Затем приветствия. Представитель редакции т. Молчанов говорит, что отцы новорождённых т. Притчин и т. Журавский — активные рабкоры ‚Волны‘. Их дети должны воспитываться в новом коммунистическом духе. Подносит родителям чернильницу, ручку с пером, карандаш и записную книжку с просьбой, когда придёт время — передать по назначению. Над дочерью рабочего Николаева культурное шефство берёт ячейка РКСМ (Российского коммунистического союза молодёжи), новорождённой преподносятся членский билет РКСМ, программа и устав, отрез красного сатина на рубашку. Новорождённым присваиваются имена: Марсельеза Николаева, Клара Журавская и Луив Притчин (читай наоборот: Владимир Ильич Ульянов-Ленин). Вечер кончается победной песней пионеров ‚Мы юные пионеры, мы дети Октября!‘.

Ещё корреспонденция с лесозавода ‚Красный Профинтерн‘, возможно, от молодых отцов из ‚октябрин‘: ‚В клубе часто демонстрируются заграничные кинокартины без перевода, чем рабочие крайне недовольны. Устраните ненормальность!‘

Помимо того, в газете напечатаны стихи Молчанова и Калашникова, посвящённые женщинам: ‚Вечерней жнице‘, ‚Тебе, работница!‘, ‚Сегодняшнее‘.

‚Пролетарка, крестьянка-батрачка.

Слышь, сегодня иная весна:

Это — прошлое кровью плачет,

Это — Завтра сияет нам!‘

Интересна афиша под рубрикой ‚Куда сегодня идти?‘. В Межсоюзном клубе — концерт под названием ‚Коммунистка‘, в клубе ГПУ (ой!) — революционная пьеса ‚8 марта‘ почему‑то ‚для домашних хозяек города‘. (Не ходили бы вы, девки, в клуб Государственного политического управления при НКВД, кто их знает, зачем им понадобились домашние хозяйки.)

В Клубе водников — пьеса ‚Мы и они‘, а также концерт. Но вход только членам профсоюза (и пиво, вероятно, тоже — как в ‚Золотом телёнке‘ Ильфа и Петрова). В клубе ‚Всемедикосантруд‘ — световая газета ‚8 Марта‘. В интернете написано, что ‚световая газета‘ — это бегущая строка, как её называют сегодня. В городском партийном клубе — доклад ‚Твёрдый денежный знак‘. Только для членов РКСМ.

О, вот то, что надо — в городском театре идёт искромётная оперетта ‚Сильва‘ Имре Кальмана, в кинотеатре ‚Эдисон‘ — мелодрама ‚Молчи, грусть, молчи…‘ с примой немого кино Верой Холодной в главной роли.


Газету ‚Волна‘ за 8 марта 1924 года листала Елена ИРХА.

При подготовке материала использован сайт областной библиотеки имени Добролюбова

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.