Плачевное состояние архангельского автовокзала стало предметом обсуждения комиссии Общественной палаты Архангельской области по территориальному развитию и местному самоуправлению. При этом встал вопрос и о самом наличии будущего у вокзального здания.
Поводом к обсуждению послужило обращение жителей Приморского района: люди пожаловались на условия, в которых приходится ожидать транспорт.
Фасад вокзала обветшал; внутри грязно; зал ожидания даже в морозы не отапливается; войти в туалет и в камеры хранения можно только с улицы, а последний вечерний рейс пассажиры вынуждены ждать на платформе, так как здание вокзала закрывается раньше, чем он отправляется, — вот основное, что не устраивает пассажиров, перечислила жительница поселка Бобровский рейд Приморского округа Наталья Фокина, выступая на заседании от лица недовольных граждан.
Председатель комиссии Михаил Опехтин сообщил, что члены комиссии побывали на месте и нашли жалобы обоснованными, добавив, что в наше время вокзалы уже переросли исключительно транспортную функцию, и архангельский автовокзал мог бы стать центром деловой и досуговой активности, однако нынешний собственник — компания ООО «Автокапитал» — не использует его потенциал.
Вместо этого «вокзал превратили в рынок». Разумным решением в создавшейся ситуации проверяющие сочли возвращение вокзала из частных рук в государственную собственность — областную или городскую.
Представитель ООО «Автокапитал», ответственный за эксплуатацию здания вокзала Андрей Тарбаев заявил, что в последние годы вокзал не приносит дохода и собственник вот уже два года как выставил его на продажу — только покупателей пока не нашлось… К слову, здание и прилегающий участок земли площадью 13,8 тысяч квадратных метров оценены в 150 миллионов рублей.
Большинство факторов, вызывающих недовольство пассажиров, он объяснил именно недостатком финансов и необходимостью жесткой экономии. Например, отопление здания вокзала полностью, по его словам, стоит сегодня 200-300 тысяч рублей в месяц, поэтому принято решение отапливать только некоторые помещения.
— Доходы упали в разы, потому что сегодня продажа билетов осуществляется не только в кассе автовокзала — также ей занимаются перевозчики. Конечно, было бы здорово, если бы они отдали вокзалу все билеты, потому что вокзал имеет процент с выручки, — тогда была бы совсем другая финансовая картина, но нет. В этих условиях нам трудно продать даже то количество билетов, которое нам предоставляют по договорам: многие люди покупают билеты уже в транспорте, — пояснил Андрей Тарбаев. — Кроме того, пассажиров перебивают частные перевозчики, паркующиеся перед самым автовокзалом, в том числе, вероятно, работающие нелегально.
— Через автовокзал осуществляются межмуниципальные маршруты, и городу Архангельску приобретать этот актив не совсем логично, а вот Архангельской области — да, — отметил присутствующий на заседании председатель Архангельской городской Думы Иван Воронцов.
— Как мне кажется, мы пытаемся сейчас решить проблему неэффективного менеджмента у собственника. И перекладывать это на плечи города как минимум странно, — отметил и. о. директора департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации Архангельска Максим Шемелин.
Позицию областного министерства транспорта озвучил Дмитрий Бондарь, ведущий консультант отдела организации пассажирского автотранспорта:
— Безусловно, автовокзал является важным объектом инфраструктуры перевозок. Через него проходят 24 регулярных маршрута, что составляет 30 процентов межмуниципальной сети автобусных маршрутов Архангельской области. Но в настоящее время идет работа по формированию стратегии развития Архангельской агломерации, в том числе и в части транспортной сети. Насколько мне известно, эту работу планируется завершить в ноябре 2024 года. Тогда и появится понимание, как будет задействован автовокзал в системе перевозок.
— Сейчас очень активно говорится про развитие агломераций, и автовокзал — это как раз то, что может связать три городских муниципалитета и один сельский. То время, когда можно вывести этот проект на федеральный уровень, по крайней мере, рассматривать и федеральный источник финансирования, — заметил член комиссии Общественной палаты Вадим Трескин.
Но, как бы там ни было, многие члены комиссии Общественной палаты выразили мнение, что нужно принимать меры уже сейчас.
Член Общественного совета при главе города Архангельск Валентина Попова предложила создать рабочую группу и сообща рассмотреть те варианты действий, которые уже сегодня реально возможны.
— В первую очередь, на мой взгляд, надо более эффективно работать по сдаче помещений в аренду; возможно, надо встретиться с администрацией города и, учитывая, что вокзал находится в спальном районе, поговорить о том, чтобы использовать левое крыло с отдельным входом под помещения для занятий спортом детей и подростков, — отметила Валентина Попова.