25.02.2024 08:30

В Архангельске открылась персональная выставка северной художницы Зои Гавшинской

В залах усадебного дома Екатерины Плотниковой посетители увидят несколько десятков работ художницы
Фото: Елена Ирха
Фото: Елена Ирха
Фото: Елена Ирха
Фото: Елена Ирха
Фото: Елена Ирха

Всего на выставке представлено около 40 работ, которые размещены в одном зале.

Тихие улочки маленьких городков — Плёса, Яранска, Великого Устюга, Мстёры — и уголки большого Ярославля, по которым так любит путешествовать художница, яркие цветочные натюрморты.

Если всмотреться — действительно, картины полны движения. Можно услышать звуки русской провинции — шаги в дальнем конце, шелест листвы, негромкий разговор. Сама художница считает, что переплавляет звуки в картины, где они становятся мелодиями и действующими лицами.

Творчеству Гавшинской присуща некая декоративность, как, например, представленные на выставке необыкновенно звучные цветочные композиции. В «цветочных» работах всегда присутствуют и другие декоративные вещи — стол, какой‑то набор предметов, вазы, яблоки, жостовский поднос. А краски! Столь яркие, сочные, щедрые, что кажется, художника переполняют эмоции.

Фото: Елена ИрхаФото: Елена Ирха

«Цвет создаёт не только плановость картины: ближе, дальше, но и проясняет идею и чувства художника: радость, грусть и другие эмоции», — уверена автор.

— Выставка маленькая, камерная, — сказала на открытии Зоя Валентиновна. — Мне нужно было построить выставку так, чтобы она дополняла музейный интерьер. Но мне кажется, это даже хорошо…

Автор права: есть в музейных залах то, чего нет в помещениях современных арт-галерей — очарование ушедшей эпохи. И живописи там самое место. Но, вероятно, один музейный зал явно маловат для звукоживописи Гавшинской.

Надо сказать, Зоя Гавшинская — человек в Архангельске известный, педагог, обучающий детей рисованию и пониманию искусства. И на открытие пришли её выросшие ученики и друзья, тоже люди творческие и эмоциональные. Выставка открылась концертом, на котором выступила, например, мастер художественного слова Ольга Супрун, прочитавшая стихи поэтов Якова Полонского и Осипа Мандельштама.

«Живопись — это поэзия, которую мы видим», — считает Зоя Валентиновна.

А кроме того, оперная дива Евгения Красилова, давшая накануне концерт в кирхе, спела для своего преподавателя Зои Гавшинской — в детстве она училась у неё рисованию. И это выступление стало подарком для всех, кто пришёл на открытие выставки.

«А ещё живопись — это застывшая музыка» — это размышления художницы, которыми она делится со всеми, кто готов слушать, смотреть и воспринимать.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА