Часто мы слышим: «Город — это живой организм. Эпохи, поколения, жизненный уклад, архитектура и даже названия улиц — всё меняется. Не вечно всё, и всё когда‑то будет другим»
…Вот четыре века жила, не тужила Немецкая слобода, а её зелёная аллея вдоль Двины звалась «Набережный бульвар», но и это ушло в историю. Бульвар в советские времена заменили на набережную им. Сталина. Нынешняя улица Логинова столетиями звалась Успенской, а с 1920 года — уже Пролетарской. Отсюда высокий правый берег Двины до речушки Чёрной Курьи ранее звался «Жабинский наволок». Другое позабытое всеми название — «Борок», место, где при основании города шумел сосновый лес. Затем это «Сальный берег», ведь сюда приходили зверобойные суда с Гандвика, со студёного океана. Тут‑то и случилась эта неприметная история…
Помню, как гонщик мчался по набережной им. Сталина на новеньком детском велосипеде. Свистел ветер в ушах, и вот на углу Пролетарской первая в жизни авария. Оторвался от земли и полетел… отдельно рама, цепь, педаль, колёса восьмёркой. Потом искры в глазах и жёсткое приземление на дне Успенского оврага — спуска в современный яхт-клуб.
Слышал
возгласы: «Ой, парнишка зашибся! Как же
его угораздило?!» Тут самая бойкая из
толпы взяла ситуацию в руки: «Жив! Вон
глаза отворил! Я фронтовая медсестра —
в ранениях толк понимаю: руки-ноги на
месте — и без докторов обойдёмся! Несите
ко мне в тот подъезд!» А далее снова
команда: «И металлолом заберите — в
нашем доме и это починят!»
Дом медсестры
Симы, или Серафимы Прокопьевны был на
углу набережной и Пролетарской. Формой
напоминал заглавную «Г» и выстроен был
на месте разрушенного в 1930 году Успенского
храма. В комнате — диван с круглыми
валиками и полочкой сверху, три венских
стула и стол с толстыми ногами, как у
слона. В углу этажерка с пачками старых
бумаг, а сверху карточка в рамке: Юрий
Гагарин с голубем мира в руке, подвиг
которого был у всех на устах. На стене
цветные вырезки из «Огонька» с крупными
заголовками: «Первый орбитальный полёт»,
«Человек в космосе», «Гагарин бороздит
просторы Вселенной», а на гвозде у двери
на широком ремне — медицинская сумка
с красным крестом. В ней ещё жило эхо
недавней войны: шприцы, пинцеты, шины,
вата, бинты… всё, как тогда на передовой.
Сима всегда была наготове: мало ли что
случится, а она тут как тут! Вот сегодня
у неё медсанбат.
Обработала
перекисью, перевязала рану на голове,
а ссадины на локтях и ладонях смазала
йодом и тоже забинтовала. И только потом
угомонилась, начала былину о жизни
своей: «…И чего только не повидала!
Раненых через мои руки прошло, что звёзд
на небе — не счесть! А потом ой как
захотелось забыться, вот и пошла в
соседнюю школу, стала ребяткам звонки
на урок подавать».
Сима начала
вспоминать, что когда‑то на берегу
Двины меж камнями пекла картошку с
будущим писателем Борей Шергиным —
тогда ещё учеником мужской гимназии
имени Ломоносова. Тот ей рассказывал,
что страсть, как не любил математику:
«Бился с ней, как муха в паутине».* Был
с ними приятель — юный художник,
рисовавший этюды наклонённой колокольни
Успенского храма, называемой в народе
«Пизанская башня». У костерка строили
планы поступления в Строгановку и иногда
говорили о страшном — о стаях волков,
забегавших зимою в городские дворы. А
как‑то после Пасхи настоятель храма
отец Александр благословил их компанию,
но «с осторожностью!» забраться на ту
самую «Пизанскую башню» и звонить во
все колокола. Звонить, да так, чтобы
слышала вся округа, и корабли, и острова,
и море, и высокие небеса! Мальчишки били
в «воскресные» или средние колокола,
реже — в «благовест», а Серафима — в
маленькие «зазвонные», изображая
малиновый перезвон…
Какой с той
высоты открывался вид на все стороны
света! А Боря Шергин принёс корабельный
компас, по‑поморски названный
«маткой», и научил, как по нему… время
определять.* Потом все вместе зорко
следили, куда кажет колебание стрелки:
вот на юге внизу горбатый мост через
Успенский овражек с полосатой будкой
городового, а далее аллея с клумбами, и
как Борис Шергин позднее писал: «Тут
берёзы шумят, а цветы и травы посажены
узорами». Далее — мостик на Финляндской,
позднее названной улицей Пролеткульта.
Тут друг на друга глядели две городские
усадьбы архангельских богатеев Вандет
и Суркова, а левее — пивзавод с башней
и флюгером. На востоке, где солнце
вставало, — особняк Шаврина, а за ним
Александровский сад с озерцом и лодочной
станцией. С северной стороны — училище
Петра Великого в бывшем здании сахарного
завода Брандта, а на западе — чудный
вид на Двину с сотней шхун, барок, шняков,
карбасов…
В той давней
былине от фронтовой медсестры был и
сюжет… от сотворения мира. Описала
будто бы виденную в детстве икону —
заглавную святыню Успенского храма:
Богоматерь на ложе и Спаситель возле
одра, держащий спелёнатого младенца. А
младенец‑то был не простой, не земной
человечек, а особенный. В руках у Христа
— сама душа Пречистой Девы Марии.
Тётя Сима
дивный, светлый, святой была человек.
Впитала в себя всю вековую народную
мудрость этих двинских берегов, была
хранительницей времени, места и духовным
оберегом этой городской округи. Она у
каждого могла пробудить живой интерес
к истории города, своим давним истокам…
Много лет
позднее от неё же узнал, что самое первое
упоминание об Успенском храме было в
грамоте Святейшего Филарета, патриарха
Московского и всея Руси от 31 марта 1626
года. Да, того самого Филарета — отца
первого русского царя из рода Романовых,
сосланного на Север и насильно
постриженного в Сийском монастыре.
Успенский храм не раз перестраивался
и горел. Но место то было намоленное, и
рядом здесь, словно грибы, выросли
Крестовоздвиженская и Благовещенская
церкви. И уже третий по счёту деревянный
Успенский храм освятил 6 сентября 1685
года сам архиепископ Афанасий — мудрый
наставник и любимец Петра Великого. В
конце июня 1694 года, в День святых и
славных апостолов Петра и Павла, на
всенощном бдении в Успенской присутствовал
Пётр I с царевичем Алексеем, Алексашкой
Меньшиковым и свитой своей — московским
двором, бывшим с царём во второй поездке
в Архангельск. Пётр I сам участвовал в
литургии, и как было заведено — пел
басом на клиросе…
Но случилось,
что и третий храм на «Сальном берегу»
обветшал, вот и возвели четвёртый, но
уже каменный Успенский храм, освящённый
31 августа 1753 года. Как писал знаток
северных древностей И. М. Сибирцев:
«Храм не имел ни в чём недостатка. У него
священные иконы в серебряных ризах и
жемчугах, кресты, сосуды и прочая утварь
под золотом. Благодаря многим жертвователям,
Успенская церковь считается благоустроенной
и долго не будет нуждаться в ремонте».
Вот здесь‑то историк сильно ошибся
— вновь возникла, да ещё какая проблема!
Из-за сгнивших
за полтора столетия свай Успенская
колокольня в начале XX века начала
клониться к Двине — вот и получилась
знаменитая «падающая колокольня». Тут
было не обойтись без академика Петра
Покрышкина, основателя научного подхода
в реставрации памятников архитектуры
России. Он знал секреты итальянского
архитектора и механика Аристотеля
Фиораванти, ещё в XVI веке двигавшего
храмы и выправлявшего колокольни в
Болонье и Венеции. Того самого итальянца,
что возводил Московский кремль и
подземные ходы под ним, кто печатал
золотые монеты, создавал артиллерию
при Иване Грозном.
И вот в 1912
году академик Покрышкин после обмеров
и технической фотосъёмки установил
вокруг колокольни мощные брёвна-подпорки.
Потом раскопал прогнившие сваи, заменяя
их на прочный фундамент. На глазах всего
Архангельска произошло настоящее чудо
— выпрямилась, встала на своё место
«падающая Успенская колокольня»…
А вот и
окончание давней истории… В тот день
домой возвращался в сопровождении
фронтовой медсестры, которая так и
сказала: «Принимайте сокровище! Жёсткая
была посадка, но жить будет, поправится.
Умельцы нашего дома починят и доставят
его велосипед. Будет как новенький».
*Б. Шергин. «Веселье сердечное». М. 2008. С. 35, 46.
Николай ЧЕСНОКОВ. Фото автора