В
детстве Алексей Няников хотел стать
работником речного флота, мечтал ходить
по Северной Двине на корабле, желательно,
конечно, на буксире и таскать по реке
баржи или огромные плоты из бревен. Как
папа… Его отец погиб, когда мальчишке
было лишь 10 лет. При невыясненных
обстоятельствах он во время сильного
дождя оказался за бортом судна и утонул.
Жизнь тогда разделилась на «до» и «после», признается наш герой. В 11 лет парня определили в интернат, где он в режиме «пять дней в школе, два дома» провел следующие пять лет. Наверное, тогда у него и выработался своего рода иммунитет на вахтовый образ жизни.
В электромонтеры-линейщики судьба его занесла совершенно случайно. Этому предшествовали два события, одно из разряда неприятных, другое можно отнести к разряду комических. Сначала за ДТП его лишили прав вождения автомобилем на четыре месяца. А потом кто-то из коллег в шутку определил его в монтажники, когда Алексей вызвался заменить батарейки на электронных часах в гаражном боксе и для этого ловко вскарабкался под самую крышу по стреле автокрана.
Через несколько дней после замены батареек ему предложили перейти из водителей в электролинейщики. Он согласился, и 25 марта 1986 года в его трудовой книжке появилась запись «Переведен электролинейщиком 3-го разряда по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети». И больше с этой специальности в своей профессиональной деятельности Алексей Борисович Няников никуда не сворачивал.
В итоге более двадцати лет проработал «в полях», электролинейщиком, повысив свой разряд с третьего до самого высокого, шестого, а с апреля 2007 года перешел в инженерно-технические работники. Количество объектов электросетевого строительства, к которым приложил свою руку Алексей Борисович, исчисляется десятками. Устанавливать опоры ЛЭП и монтировать провода высокого напряжения ему приходилось в самых разных природных условиях: и в северном поморье, и в карельских болотах, и в сибирской тайге, и в южных степях, и даже в ближневосточной пустыне.
На берегах Северной Двины
Родился Алексей Борисович Няников в марте 1962 года в Архангельске и всю сознательную жизнь прожил в этом городе. «С перерывами на вахту», — с улыбкой уточняет он. С берегов Северной Двины и вся его многочисленная родня и по папиной, и по маминой линиям: «Если уж совсем уйти в глубь веков, то, поговаривали, что кто-то из моих предков пришел сюда с новгородских земель, но это было так давно, что ни подтвердить, ни опровергнуть сей факт уже никто не может».
– Сначала мы жили на улице Урицкого, потом переехали на улицу Красной Звезды, поближе к работе отца, — начинает свой рассказ Алексей Борисович. — Жили в частном секторе, в деревянном доме с огородиком. Папа трудился в тресте «Двиносплав». Таскал на буксире по Северной Двине баржи и большие плоты из бревен, снабжал заготовительные бригады всем необходимым оборудованием, включая цепи, которыми стягивали плоты. В 1972 году он не вернулся с очередного рейса. По официальной версии выпал за борт и утонул. Что уж там случилось, не знаю. Возможно, поскользнулся на мокрой палубе (в тот день был сильный дождь). Так наша семья осталась без своего кормильца. Мне к тому моменту только 10 лет исполнилось, сестра Наташа на два года старше. Надо ли говорить, что началась совсем другая жизнь. Мама работала в ателье мастером по пошиву верхней одежды — пальто и шуб. У нее был сменный график. А еще, чтобы обеспечить нас с сестрой всем необходимым, часто брала дополнительные заказы. Времени на воспитание двух детей не хватало. К тому же я, как, наверное, и все мальчишки в таком возрасте, был шебутной и свободолюбивый. Ну и, чтобы, как сейчас говорят, мальчик не попал под влияние улицы, было решено определить меня в школу-интернат № 3. Находилась она на улице Карла Маркса, сейчас в ее стенах располагается Архангельский морской кадетский корпус. Пять лет в итоге я провел в интернате. Пять дней в неделю мы были под тщательным присмотром учителей и воспитателей, и только на выходные нас отпускали домой. Дома, кстати, времени на разного рода баловство оставалось немного. Все мужские дела были на мне — и дрова колол, и воду носил, и грядки вскапывал, и много еще чего.
А
с 13 лет я уже и работать начал. На летние
каникулы мы устроились с ребятами
пастухами в колхоз недалеко от
Архангельска. Скот в теплое время года
отправляли на свободный выгул на
пастбища, которые находились на островах
Северной Двины. Ну мы и гоняли стадо с
утра до вечера по острову. Главное было
в определенное время доставить коров
на дойку. Жили там же на острове, нам
комнатушку выделили. Платили, конечно,
крохи. Но, во-первых, нас бесплатно
кормили, а, во-вторых, мы были при деле.
На следующее лето мы с пацанами устроились на чемоданную фабрику. Помните, были раньше такие чемоданы с металлическим вставками по углам. Вот их мы и наклепывали. Еще через год мама договорилась, чтобы меня взяли на мебельную фабрику. К серьезным вещам, конечно, не подпускали. Так, что-то по мелочи делал. Например, почтовые ящики.
Получается, что в летние каникулы я особо-то не отдыхал. Свободное время только в субботу и воскресенье, да и то, с учетом домашних обязанностей, оно было сведено к минимуму. Впрочем, я не особо страдал от всего этого. Мне даже нравилось, чувствовал себя взрослым, маме помогал, да и у самого какая-никакая копейка была, честно заработанная. Кстати, у мамы была возможность отправить меня летом в пионерский лагерь, но я отказывался: жизнь за забором и по распорядку — это не для меня.
А еще мама с сестрой каждое лето на Юга ездили, но меня с собой не брали. Наверное, им, двум девочкам, так удобнее было. Ну и на хозяйстве же кто-то должен был оставаться. Мама, помню, тогда не раз говорила, словно оправдываясь: «Ну какие, Алеша, твои годы, еще наездишься в своей жизни.» Как в воду глядела — покатался по стране впоследствии я действительно немало.
По стопам отца
Получив аттестат о восьмилетнем образовании, Алексей Няников поступил в речное училище. Это был шаг к реализации детской мечты — стать, как папа, речником. Специальность: моторист-рулевой.
– Это был мой личный выбор, — рассказывает Алексей Борисович. — Пошел, можно сказать, по стопам отца. Да у меня и большинство дядек в речном флоте проработали всю жизнь. Так что дело семейное, получается. Жил во время обучения дома, но был, как и все учащиеся учебного заведения, на государственном обеспечении. Бесплатное питание, обмундирование и т. д. В итоге пару навигаций я отработал, пока учился.
Весной 1980 года был призван в ряды Советской армии. Служил в Ракетных войсках стратегического назначения. Правда, к ракетам и прочему сопутствующему вооружению никакого отношения моя работа не имела. По специальности, которую получил в учебке под Гомелем (Белорусская ССР), я машинист паровых котлов. Отвечал за то, чтобы в расположении части было тепло. Ходил по объектам, устранял утечки, если таковые обнаруживались. Прикомандирован был к хозроте наряду с кочегарами, дизелистами, насосниками и прочим «обслуживающим персоналом». Большая часть службы прошла в Западной Украине — Долина, Стрый, Дрогобыч, Моршин. Рядом город Трускавец, в котором был расположен бальнеологический курорт всесоюзного значения. Попить лечебной водички сюда ехали люди со всей страны. Ко мне в часть, кстати, заглядывал знакомый из Архангельска, приезжавший «на воды», как тогда говорили. Гостинцы из дома привез, в увольнение мы с ним сходили.
Демобилизовался весной 1982 года. Приехал в Архангельск. Работать по специальности не захотел. Причина? Да сейчас уже как-то однозначно и не сформулируешь. В организации, где в свое время работал отец и дядья, произошли изменения не в лучшую сторону, большинство знакомых уволились или ушли на пенсию. Да и платили там очень скромно. В общем, отгуляв после армии положенные два месяца, устроился на Архангельский молокозавод… грузчиком. В итоге отработал там ровно два года. За это время в моей жизни случилось сразу несколько знаменательных событий. Женился, родилась дочка и получил удостоверение водителя. Первая машина ГАЗ-53. По документам перевелся в Архангельское грузовое автотранспортное предприятие (АТП) № 1, но по-прежнему работал на молокозаводе, развозил продукцию по магазинам.
В Мехколонне № 88
В
Мехколонну № 88 треста «Севзапэлектросетьстрой»
Алексей Борисович Няников устроился в
июне 1985 года. Хороший товарищ, с которым
он жил на одной улице, предложил.
Мотивировал тем, что и зарплата там
побольше, чем в АТП № 1, и работа
поинтереснее.
– Взяли меня без вопросов, — улыбается Алексей Борисович. — Выделили сразу два автомобиля ЗИЛ-157. Ну как автомобиля… На одном была рама и кабина, на другом — колеса и кузов. Нужно было собрать из этого конструктора пригодный механизм, который бы исправно работал. Ох, и поездили мы тогда с механиком по разным предприятиям в поисках запчастей. Даже воинские части посещали, мосты для грузовика подбирали. Но ведь собрали-таки!
Одна из первых поездок была на строительство перехода линии электропередачи через рукав Северной Двины, которым руководил Владимир Анатольевич Миронов. Тогда я еще не был с ним знаком. Уже не помню, что привез, — солярку, наверное, и детали какие-нибудь. Меня попросили поднять на верх опоры монтажную оснастку и материалы через отводные блоки с помощью моего грузовика. Помог. Вот такой была моя первая работа на объекте электросетевого строительства.
В бригаду электролинейщиков попал неожиданно даже для самого себя. В один из зимних вечеров перед новогодними праздниками отправили меня в лес нарубить елок для работников мехколонны. Обычная практика в те времена. Естественно, все по букве закона — путевой лист, порубочные билеты. Поехали в Холмогорский район. Погодка стояла довольно морозная — за «минус 20» точно было. Ну мы с ребятами нарубили елок, загрузили все в кузов. Разогрелись, с пылу жару в кабину залезли, ну и, естественно, все стекла запотели. А у ЗИЛка щеточка, которая чистит стекло, маленькая. Расчищает так, что видно только дорогу впереди. До города мы без приключений добрались. Потом меня попросили отвезти елки в Соломбалу, район Архангельска, где проживало много работников Мехколонны № 88, — чтобы людям не тащиться через весь город с деревьями. Накрутился там рулем во дворах, так что руки уже еле двигались, — гидроусилителя-то в те времена у ЗИЛ-157 не было. Как итог, на одном из перекрестков въехал в трамвай. Просто не увидел его из-за замороженных окон, да и бдительность на фоне усталости, видать, потерял — целый день ведь за баранкой. Никто в ДТП не пострадал, транспортные средства тоже без сильных повреждений. Но сотрудники ГАИ решили наказать виновника, коим был я (не отрицаю), по полной программе. Спасибо им за это (смеется)! Своим жестким постановлением, лишив меня права управлять автомобилем на четыре месяца, они, сами того не ведая, полностью изменили мою дальнейшую судьбу. Дело в том, что на работе меня на время перевели слесарем в ремонтный бокс, а там 50 рублей — аванс, 60 — получка. Не зарплата — слезы. Тем более для семейного человека. И тут другой случай, который я бы назвал комичным, позволил изменить ситуацию. Все началось с того, что в гаражном боксе у электронных часов села батарейка. Я вызвался её заменить. А для этого нужно было залезть под самый потолок. Ну вскарабкался по стреле подъемного крана. «О, готовый монтажник! — сказал в шутку главный механик. — Хоть сейчас на опору. Буду рекомендовать.» В итоге же шутка стала реальностью. Через несколько дней, в марте 1986 года, главный инженер Мехколонны № 88 Алексей Владимирович Финько предложил мне попробовать себя в новом деле. Я, конечно, согласился. Не хотелось в гараже сидеть на минимальной зарплате. Семью ведь нужно было обеспечивать.
Я б в монтажники пошел, пусть меня научат!
Когда срок автомобильной дисквалификации у Алексея Борисовича Няникова закончился, главный механик неоднократно пытался вернуть его обратно за баранку автомобиля. Обещал хорошую машину, удобный график работы, интересные командировки. Но, признается, Алексей Борисович, все эти попытки изначально были обречены на провал. Он к тому моменту уже почувствовал «вкус свободы», да и платили электромонтажникам больше, чем шоферам.
–
А
люди! Какие люди меня окружали!
— восклицает Алексей Борисович. — Попал
сразу к Виктору Валентиновичу Аксенову
— где-то на Маймаксе (районе Архангельска)
мы линию электропередачи 110 кВ строили.
Весь цикл от начала до конца, от фундаментов
до монтажа провода. Я работал везде! Мне
все это безумно нравилось. Потом попал
в бригаду к Владимиру Анатольевичу
Миронову, нашему знаменитому архангельскому
Комбату. С ним уже только монтажом
провода занимался. Далее снова возвращался
к Аксенову, работал с другими нашими
легендарными бригадирами Владимиром
Алексеевичем Сажиновым, Виктором
Павловичем Насоновым. Тогда это было в
порядке вещей, что линейщиков постоянно
перебрасывали с одной бригады в другую.
Все объекты сейчас уже и не упомнишь.
Много в то время по Архангельской области
строили, в основном не крупные объекты,
по большей части линии электропередачи
на 110 кВ, иногда 220 кВ.
Учились, — те, кто хотел, — прямо в процессе работы. Бригадир расскажет, что делать. «Поняли?» — «Поняли!» — «Ну, поехали!» Специализированных натяжных и тормозных машин, сейчас используемых для монтажа провода методом «под тяжением», тогда еще не было. Барабаны с проводом выставляли на козлы (подставки) и раскатывали провод по земле. Потом закрепляли провод на одной анкерно-угловой опоре, визировали провод (регулировали величину провиса провода между опорами), закрепляли провод на второй анкерно-угловой опоре и перекладывали провод из роликов в поддерживающие зажимы на промежуточных опорах. Так одну-две линии прошел через все этапы строительства, и все в принципе стало понятно. На верхотуре, если зазеваешься и что-то из рук выронишь, то приходится спускаться вниз, потом опять лезть наверх. Процедура, скажем так, не самая приятная. Поэтому стараешься в следующий раз быть поаккуратнее. А то, что приходилось работать и в сильную жару и в лютый холод, меня не пугало — я ж всю жизнь в нашем суровом краю прожил, так что был привыкший.
Считаю 1980-е годы лучшими в истории архангельской Мехколонны № 88. Руководил предприятием Лев Алексеевич Тарасевич. В бригадирах такие люди как Аксенов, Ашаев, Миронов, Насонов, Сажинов. Было у кого учиться, перенимать опыт. Технологий таких, как сейчас, не было, техническая оснащенность тоже была не на высшем уровне, постоянно чего-то не хватало, а потому мы всегда что-то искали, придумывали, приспосабливали. Но ведь строили, и хорошо строили — до сих пор высоковольтные линии электропередачи стоят и работают, хотя больше трех десятков лет прошло. Зарабатывали электролинейщики тогда, конечно, очень хорошо, если сравнивать со средней статистикой по стране. Однако особо на деньгах мы не зацикливались — был еще какой-то азарт в работе.
ЛЭП в песках Ирака
В 1988 году Алексей Борисович Няников стал дипломированным специалистом. Потихоньку, не отрываясь от работы, он сумел выучиться в Лесотехническом техникуме по специальности техник-механик по машинам и механизмам лесного хозяйства. Конечно, руководители Мехколонны № 88 сразу предложили молодому специалисту перейти в мастера, но он отказался. Не готов, говорит, был в то время еще стать начальником, да и работать монтажником очень нравилось. Романтика!
– Весной 1989 года в офисе мехколонны на доске объявлений случайно увидел сообщение о том, что у работников мехколонны есть возможность поехать на работу за границу, — вспоминает Алексей Борисович.– Стало интересно. Написал заявление, оставил его в отделе кадров и скоро забыл об этом. Уехал вместе с бригадой Аксенова на строительство линии электропередачи в Вологодскую область. Через какое-то время меня вызвали в управление, начальник отдела кадров сообщила, что на мое имя пришло приглашение от «Зарубежэнергостроя». Предлагали поехать в Ирак. Отказываться, естественно, не стал. Отправился в Москву, где подписал соглашение на заграничную командировку сроком на один год. Посадили нас на самолет, и через несколько часов мы были уже в Багдаде. Жара несусветная, градусов 50 уж точно. В аэропорту нас никто не встретил. Всех прибывших с нами из Союза представителей других специальностей сразу начали на автобусы рассаживать, а мы стоим и не знаем, что делать. В итоге прибились к газовикам и с ними уехали. В Багдаде было что-то вроде перевалочного пункта — съемные дома, куда приезжающих специалистов селили на первое время, пока за ними уже с тех мест, куда они прикомандированы, не приедут. Мы переночевали, а утром объяснили руководителям газовиков в какую ситуацию попали. Ну те по своим каналам нашли наших заказчиков. На следующий день за нами приехал ЛиАЗ, и мы отправились к месту нашей постоянной дислокации в город Басру. Ехали долго, часов шесть или семь. Конечно, кондиционера в автобусе не было, и мы все это время погибали от жары.
Для справки. Басра — главный порт Ирака, расположенный на реке Шатт-эль-Араб между Кувейтом и Ираном. Второй по величине и самый густонаселённый город в Ираке после Багдада, а также один из самых жарких городов на планете, с летними температурами, регулярно превышающими 50 градусов. Город является частью исторической области Шумер, считается родиной Синдбада-морехода и одним из предполагаемых мест расположения библейского Эдемского сада.
А вот информация о том, с какой целью советские специалисты ездили в этот «самый жаркий город Земли». «3 июля 1987 года, после сложнейших переговоров, был подписан крупный контракт на обустройство 1-й очереди крупного нефтяного месторождения на юге Ирака — Западной Курны (проектная мощность — 12 млн. тонн в год). Контракт предусматривал выполнение работ в два этапа. Первый включал строительство до октября 1990 года объектов, обеспечивающих добычу нефти, второй этап — возведение до апреля 1991 года объектов подготовки и транспортировки попутного газа, а также закачки воды в пласт. Стоимость контракта — 630 $ млн.» (с сайта «Нефть-капитал», oilcapital.ru).
— Привезли нас в строительный городок, – продолжает Алексей Борисович Няников. — Очень большой городок. Строили его задолго до нашего приезда. В пустыне была выделена территория, на которой все прибывающие в эти края специалисты строили свое поселение: здесь советские, рядом румыны, далее египтяне, потом еще кто-то. После работы главным центром притяжения всего населения городка был огромный бассейн, в котором умельцы даже умудрялись играть в водное поло.
Все
жили в вагончиках, но у нас, энергетиков,
были самые лучшие условия. К нам соседи
очень любили в гости приходить. Домик
состоял из четырех вагонов: два — жилые,
на два человека каждый, один — кухня со
столовой, ещё один — санузел с душевой.
У других ребят похуже условия были, у
кого-то в вагончиках даже кровати в два
яруса стояли.
Публика, конечно, разномастная была в городке, но каких-то серьезных инцидентов не помню. Все понимали, зачем они сюда приехали. Ну и организовано все было очень хорошо — только работай. Вся эта большая компания приехала на юг Ирака возводить нефтеперерабатывающий завод. Мы, энергетики, строили линию электропередачи 110 кВ, откуда и докуда уже не скажу. Работа для меня вполне знакомая, ничего сверхъестественного, ну кроме постоянной жары. Материалы привозили из Союза — провод, металлоконструкции. Работали спокойно, размеренно. График старались соблюдать, но, когда были особо жаркие дни, выезжали на объект в пять утра, работали где-то до 11, а потом в самое пекло делали большой перерыв.
Выходные у нас, как и почти во всем мусульманском мире, были по пятницам. Чтобы немного сменить обстановку, мы с ребятами выезжали в другие иракские города — знакомились с достопримечательностями, ходили на рынки, затаривались там сувенирами и подарками для родственников.
Свой объект мы возводили прямо в пустыне. Кстати, пустыня весной — это очень красивое зрелище, пока идут дожди, все цветет разными красками, благоухает. Потом приходит лето и все: голый песок. Дороги там хорошие были, асфальтированные. Причем, основная трасса только для легковых машин и автобусов предназначена, а рядом, параллельно, идет еще одна дорога, специально для тяжелой грузовой техники.
Теперь, что касается нашего коллектива энергетиков. Из всего контингента, прибывшего из СССР, в электросетевом строительстве что-то соображали в лучшем случае человек 12. Это при том, что непосредственно на строительстве линии электропередачи работали три, а то и четыре десятка человек. Ребята с Украины на сборке трудились, с белорусского Гомеля линейщики были, по одному спецу из Москвы, Самары, Нижнего Новгорода, ну вот и я из Архангельска в единственном числе. Кстати, я самым молодым был в этой компании. Занимался в основном монтажом проводов. А руководил всей нашей честной компанией Винадикт Клавдьевич Кантыш. По моим воспоминаниям он в свое время в Карелии был начальником Мехколонны № 46.
Все остальные приезжие из разряда «подвернулась возможность поехать на заработки за границу». Им не важно было кем работать, главное, чтобы хорошо платили и желательно валютой. Их мы в основном использовали для работы «на земле» — собрать гирлянду, принести изоляторы, подать провод. Люди некомпетентные, а потому ситуации разные бывали, приходилось иногда даже прикрикнуть на кого-то, часто из-за нарушения техники безопасности. Но в основном меня, а, когда начался монтаж провода, я был назначен бригадиром, слушались. Вылетать же со столь хорошо оплачиваемой работы из-за некомпетентности никому не хотелось. У меня в бригаде даже директор цементного завода был — явно по знакомству попал к нам. Ну да ладно.
Кстати, платили по тем временам нам вполне прилично: примерно 500 долларов ежемесячно шли на специальный валютный счет, открытый в Москве, ну и плюс 60 процентов от той зарплаты, которая была в Союзе на момент отъезда в Ирак. А у нас в мехколонне год, предшествующий моей заграничной поездке, выдался достаточно денежный — много заказов было. Так что получалось очень неплохо. В Ираке же нам выдавали аванс в местной валюте. На безбедную жизнь хватало.
Ситуация в Ираке, пока я там работал, была в целом спокойная. Хотя поговаривали, что напряженные отношения с одной стороны с Ираном, а с другой — с Кувейтом, наблюдались, но мы на себе это не почувствовали. Руководил страной известный всем Саддам Хусейн, мы в своем кругу его ласково называли Семен Харитонович.
Домой вернулся только через год. Думал отдохну месяца полтора и попытаюсь вернуться в Ирак, только теперь уже на частный контракт — там условия более выгодные. Однако буквально через пару дней после того, как я приехал в Москву, по новостям объявили о том, что на Ближнем Востоке началась война — Ирак напал на Кувейт. Причем, вся эта заварушка пришлась как раз на те места, где мы работали. Потом американцы провели свою операцию «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта. Вовремя, получается, я уехал. Ребята, которые там оставались, рассказывали, что им пришлось оставить там почти все свое имущество, все купленные подарки и гостинцы. Выбирались из Ирака через Иорданию налегке…
Потом была целая эпопея по выуживанию заработанных денег у «Внешторгбанка». Были проблемы, но с некоторой задержкой удалось-таки забрать все, что мне полагалось — и в рублях, и в валюте.
Надежда на то, что удастся снова поехать в Ирак и закончить там начатое, теплилась, наверное, с год. Ждал вызова, но не дождался. Новое заявление писать не стал. Тут и в родном краю работы было много.
Дома с удовольствием вновь с головой окунулся в работу. Это такое счастье работать плечом к плечу с такими мастерами как Виктор Валентинович Аксенов и Владимир Анатольевич Миронов. А тут еще одна нежданная, а, вернее сказать, долгожданная радость. Мехколонна № 88 достроила дом для своих работников и мне выдали ключи от однокомнатной квартиры (потом я ее на двухкомнатную обменял). Через какое-то время у меня уже своя бригада монтажников появилась. В инженеры после того, как отказался, меня больше не звали. Да я, в общем-то, и не хотел. Работа во всем меня устраивала. Считаю, что был на своем месте. Объекты перечислять не буду, просто не помню уже все. Скажу лишь, что без дела не сидели.
Сибирь, Питер и снова Архангельск
Следующая
после Ирака дальняя командировка у
Алексея Борисовича Няникова случилась
только в 1997 году. Отправился прямиком
в Сибирь, а потом и еще дальше — на
Дальний Восток. Вместе с коллегами по
работе принял участие в большом
транссибирском проекте по сооружению
волоконно-оптической линии связи (ВОЛС)
по маршруту Бирюсинск (Иркутская область)
— Белогорск (Амурская область).
– Поездке в Сибирь предшествовала одна история, — рассказывает Алексей Борисович. — Лето в 1997 году было жаркое в Архангельской области. Мы линию электропередачи 110 кВ строили в Приморском районе недалеко от деревни Вайново. Там, где работала моя бригада, неожиданно возник лесной пожар. Едва успели выбраться. Мастером у нас Анатолий Тарасов был. Он и сообщил о пожаре в соответствующие органы. Но потом расследование развернули так, что виновниками вроде как были строители ЛЭП, то есть мы. К делу тогда подключили юристов, вроде все для нашей организации закончилось хорошо. Опоры при пожаре не пострадали, и Мехколонна № 88 потом благополучно достроила линию электропередачи. Но все это было уже без моего участия. Начальник мехколонны Лев Алексеевич Тарасевич отправил меня в Сибирь на строительство волоконно-оптической линии связи. Владимир Анатольевич Миронов за меня тогда слово замолвил. Поехал как бы на усиление, без каких-то курсов, сразу в Иркутск. Был на строительном участке у другого Тарасевича, питерского — Сергея Николаевича. Валерий Викторович Бадин, наш архангельский, бригадиром был. Саша Пышкин (тоже с берегов Северной Двины), Михаил Дудченко и Валера Брычкин на натяжной и тормозной машинах Tesmec работали, а мы с Комбатом (Владимиром Анатольевичем Мироновым) по верхам лазили, устанавливали узлы крепления натяжных гирлянд грозотроса со встроенным оптическим кабелем к анкерно-угловым опорам. Так вот и работали два года. Сотни километров оптического кабеля на опоры подняли, работали в нескольких регионах — Иркутской и Амурской областях, Республике Бурятия, Забайкальском крае. Хорошая была работа!
Ну, а после строительства ВОЛС руководство треста «Севзаэлетросетьстрой» нас всех определило в санкт-петербургскую Мехколонну № 6 и там мы до 2006 года работали. В самом Питере много строили, в Ленинградской области и соседних с ней регионах, в Сибирь ездили и на Дальний Восток. У меня в то время своя бригада была чисто по монтажу провода: Саша Пышкин на тормозной машине, Леша Пономарев на натяжной. В этот период много интересных проектов было, но особняком стоит переход через Амур и его протоки. Вот где масштаб! Переходные опоры под 200 метров! На такой высоте гулять по проводам мне до этого еще не приходилось. Руководил строительным участком у нас там Александр Александрович Тульцев, а главным бригадиром был Николай Константинович Воронов.
Завершился питерский период для меня на знаменитых Синявинских высотах, где во время Великой Отечественной войны проходили ожесточенные бои за освобождение Ленинграда. Мы там на линии электропередачи 110 кВ меняли провода. После этих работ рассчитался в Мехколонне № 6, перешел на пару месяцев в ОАО «Спецсетьстрой», а потом вернулся в Архангельск, в Мехколонну № 88. Мы тогда все архангельские вернулись в родные пенаты и Владимир Миронов, и Александр Пышкин, и Константин Торопов (отличный сварщик и вообще на все руки мастер). У меня тогда (с 4 апреля 2007 года) начался новый период в жизни: я принял предложение руководства мехколонны и согласился перейти в инженерно-технические работники (ИТР). Сразу назначили прорабом. С тех пор вот командую (смеется).
Саяно-Шушенская ГЭС: после аварии
Летом
2009 года Алексей Борисович Няников теперь
уже окончательно ушел из родной Мехколонны
№ 88. Причина банальная. Трест
«Севзапэлектросетьстрой», частью
которого была мехколонна, к тому моменту
уже потерял былое величие, и предприятие
могли закрыть в любой момент. А тут
поступило интересное предложение из
компании «Сетьстройсервис», и не от
кого-нибудь, а от земляка, легендарного
электросетевого строителя Владимира
Васильевича Ашаева. Первая командировка
на новом месте работы оказалась совсем
короткой. В городе Сальске Ростовской
области Алексей Борисович руководил
установкой волоконно-оптической линии
связи на одном из участков линии
электропередачи 500 кВ Невинномысск
— Волгодонск. Справились за три месяца.
А потом опять Сибирь…
– Поехал в Красноярский край в город Канск, строить линию электропередачи 500 кВ ПС Ангара — ПС Камала-1. Не успел еще как следует обустроиться, как звонят из Москвы. Руководитель «Сетьстройсервиса» Дмитрий Владимирович Лаптев попросил приехать в Саяногорск, где 17 августа 2009 года, то есть за два с половиной месяца до описываемых событий, случилась страшная техногенная катастрофа на знаменитой Саяно-Шушенской ГЭС.
Сел на машину, да поехал. Дмитрий Владимирович из столицы на самолете прилетел. Встретил нас исполняющий обязанности начальника ГЭС, сейчас уже и не вспомню его фамилию. Обозначил проблему. Реакторы на станции были вытолкнуты, и там шел полный сброс воды. А над этим потоком расположена линия электропередачи 500 кВ. По-хорошему, на ней сразу нужно было провода демонтировать, однако первое время не до этого было, а потом подвели спецы откуда-то из Дальнего Востока — обещали приехать, но не приехали. А уже ноябрь на дворе, морозы по ночам под минус 20 градусов. Пар от сброса идет, в итоге началось намерзание гололеда на проводах, и они от дополнительной нагрузки начали рваться. А внизу технологическое здание, люди работают. Мы прошлись, посмотрели что да как. Переговорили с руководством ГЭС. Время, конечно, было упущено. Если бы в октябре до морозов начали, то смогли бы без особых проблем демонтировать провода. Пробежались бы по проводам, сняли дистанционные распорки и по одному демонтировали провода. А тут уже не разбежишься — опасно, провода и без нагрузки рвутся. В общем, выработали план действий. Я отправился в Канск, собрал инструменты, такелаж. Приехал назад с бригадой из 8 человек. Решили «отстреливать» провода (отрезать провода от приемных порталов), которые с приемных порталов плотины шли к анкерно-угловым опорам и пересекали таким образом водосброс. Аккуратно уже не получилось бы — разрывов (повреждений повива провода) много было. Куски проводов и изоляции затем убирали с крыши технологического здания. Ну, а дальше — проще. С двух других пролетов сняли дистанционные распорки, опустили (демонтировали) провода и сдали их по описи руководству станции. На все про все ушел у нас примерно месяц. Потом вернулись в Канск на основной объект.
«Линия
электропередачи напряжением 500 кВ
соединяет подстанцию Ангара с подстанцией
Камала-1. Это самая длинная ЛЭП в схеме
выдачи мощности Богучанской ГЭС. Её
протяжённость составляет 351 километр,
с установленными на трассе 803 опорами.
Она проходит по тайге, полям и холмам,
преодолевает большое количество рек и
ручьев, в том числе реки Бирюса, Чуна и
Кан. Имеет свыше 50 пересечений с другими
ЛЭП и автомобильными дорогами и 5 раз
проходит над железными путями.»
(информация из Интернета)
– Серьезный, интересный проект, — комментирует Алексей Борисович Няников. — Я прорабом на монтаже провода был. Долго мы там строили, года полтора. По большей части в глуши находились, в тайге сибирской. Воспоминания не очень хорошие: там у нас два крайне неприятных эпизода случились. Человек с проводов упал, лодыжки поломал. В общем-то, сам виноват — нарушил технику безопасности, но от этого не легче. Хорошо хоть жив остался, правда долго лечиться пришлось. Ну, а потом другой работник на трассе скончался — инфаркт.
В ООО «ЛЭМ»: Южноуральск, Тамань, Тобольск…
Пять
лет в итоге Алексей Борисович Няников
отработал в компании «Сетьстройсервис».
Из серьезных объектов припомнил линии
электропередачи в районе Сочи, которые
перед Олимпиадой строили. Последним
объектом в «Сетьстройсервисе» для него
стала подстанция «Очаково». Затем
организация завершила свою деятельность.
Впрочем, без работы ценный специалист
оставался всего три дня — 18 августа
2014 года Алексей Борисович был принят
на должность начальника строительного
участка в ООО «Ленэлектромонтаж» (ООО
«ЛЭМ»).
– Первая командировка в новой организации оказалась в Южноуральск (Челябинская обл.). Там нужно было делать кабельный переход под действующей линией электропередачи — опускали кабель и тянули его под землей. Заходили таким образом на местную ГРЭС. Примерно полгода мы там работали. А потом в Тамань (Краснодарский край), на строительство электрической подстанции 500 кВ Тамань, являющейся частью энергомоста на полуостров Крым. Когда приехал на этот объект, там работа кипела вовсю. Фундаменты под оборудование уже стояли, и мы сходу начали устанавливать обходную систему шин, порталы, мачты освещения. Прокладывали кабели к мачтам освещения. На строительство ПС 500 кВ Тамань тогда были брошены все главные силы ООО «ЛЭМ». Объемы ведь были большие, а сроки сжатые. Мощная ИТР-команда, в которую входили Игорь Павлович Кутовой, Сергей Алексеевич Балюк, Юрий Александрович Мельников, Иван Михайлович Чебан. Лучшие электролинейщики страны здесь трудились. С Тамани я уехал только в середине 2016 года и сразу отправился на другой грандиозный проект — строительство электрической подстанции 500 кВ ЗапСиб в Тобольске.
В Тобольск мы приехали с Романом Александровичем Хоробрых. Он был начальном ГУС (группы управления строительством) и вел всю эту большую стройку. Заказчиком был «СИБУР холдинг», одна из крупнейших нефтегазохимических компаний в России. Очень мощная организация, специалисты которой к приемке всех видов работ относятся очень серьезно. На объекте был строгий пропускной режим. Подстанция находилась в 17 километрах от города. Условия для проживания и работы были отличные. Жили в съемных квартирах и домах, на объект рабочих возили, в процессе трудовой деятельности все вопросы решались практически мгновенно. Я начинал объект, можно сказать, с нуля, потом от наших строителей подъехал Иван Михайлович Чебан. Ну и пошла стройка! Я занимался строительством ОРУ (открытых распределительных устройств), он строил здание ОПУ (общеподстанционные пункты управления) и монтировал КРУЭ (комплектное распределительное устройство с элегазовой изоляцией). Больше двух лет мы в Тобольске в итоге работали.
«Проект
строительства подстанции предусматривал
монтаж отрытого распределительного
устройства (ОРУ) 500 кВ с установкой
четырех автотрансформаторов мощностью
по 250 МВА, комплектного распределительного
устройства с элегазовой изоляцией
(КРУЭ) 110 кВ и закрытого распределительного
устройства (ЗРУ) 35 кВ… Ввод в работу ПС
500 кВ ЗапСиб являлся заключительным
этапом проекта по обеспечению
электроснабжения Западно-Сибирского
комплекса по переработке углеводородного
сырья. Реализация проекта обеспечила
дополнительные возможности для
технологического присоединения к
электрическим сетям объектов ООО „СИБУР
Тобольск“ с совокупной величиной
потребления электрической мощности
300 МВт.» (информация с сайта rum.cis-ees.ru)
Домик в Белгороде
В последующие годы Алексей Борисович так долго, как в Тобольске, в командировках не задерживался, а маршруты были самые разные: Старый Оскол, Усть-Кут, Белгород, Симферополь, Петрозаводск, Москва…
– В Старом Осколе Белгородской области линию электропередачи 500 кВ Донская АЭС — ПС Старый Оскол строили, — вспоминает Алексей Борисович Няников. – Потом в Усть-Куте на подстанции 500 кВ Усть-Кут мне поручили возведение одной резервной ячейки. У каждой линии электропередачи, приходящей на подстанцию, своя ячейка, в которую входят различные выключатели, однополюсные разъединители, трехполюсные разъединители, трансформаторы тока, трансформаторы напряжения и т. д. Вот такую ячейку мы с коллегами и сооружали на севере Иркутской области в течение трех месяцев. Затем короткая командировка в Белгород, на реконструкцию подстанцию 330 кВ Белгород, а дальше в октябре 2019 года почти на год заехал в Крым. Здесь мы начали с реконструкцию электрической подстанции 110 кВ Восточная, потом были ПС 110 кВ Южная и ПС 110 кВ Северная.
Во второй половине 2020 года опять отправился в Белгород на продолжение реконструкции ПС 330 кВ Белгород. Сначала новую подстанцию достраивал, потом старую демонтировал. Перезавели линии электропередачи на новую подстанцию, а старую подстанцию потом демонтировали и буквально до блеска очистили: все убрали — и над землей, и под землей.
2021 год я, как и многие сотрудники ООО «ЛЭМ», провел в Карелии. Чудные места для туризма, но ужасные для электросетевого строительства. Поговаривали, что объект ВЛ 330 кВ Ондская ГЭС — ПС Петрозаводская ранее уже какая-то строительная организация начинала строить, но бросила. И тогда строить линию электропередачи, проходившую по местным лесам, косогорам и болотам, пришлось строителям ООО «ЛЭМ». На объект были стянуты большие силы и, в итоге, линию электропередачи построили в кратчайшие сроки. Вот, честно скажу, даже не знаю другую такую строительную организацию, которая сумела бы справиться с таким большим объемом за столь короткое время. Умение поставить четкую задачу и сконцентрировать усилия большого рабочего коллектива в одном месте — в этом большая заслуга руководителей «Ленэлектромонтаж».
В июне 2022-го я перебрался в Москву, поработал до конца года на реконструкции электрической подстанции 500 кВ Чагино, а потом… ушел на пенсию. Нет-нет, на заслуженный отдых окончательно уходить не собирался. Просто нужно было перерасчет пенсии сделать, да заодно дух немного перевести. Три месяца отдыхал — рыбалка, обустройство дома в Белгороде. В 2020 году много работал в Старом Осколе и Белгороде, ну и как-то приглянулись мне эти края. Прикупил недостроенный домишко на 100 квадратов, земли 16 соток. Посадил яблони, груши, виноград. Смородина, вишня и еще какие-то ягоды здесь уже росли, успел уже небольшой урожай собрать. В общем, мне в этих краях все нравится. Ну да, 70 километров до Харькова и 30 километров до границы… Но не вечно же эти дроны здесь летать будут.
Вернулся на работу в марте 2023 года, командировали в Крым. За прошедшее время под руководством начальника строительного участка Сергея Алексеевича Балюка мы полностью реконструировали ПС 110 кВ Северная, соорудили две ячейки на ПС 100 кВ Симферопольская.
Сохранить преемственность поколений
–
25
марта исполнится 38 лет, как вы работает
электросетевым строителем. Срок не
малый, а работа очень непростая —
постоянные разъезды, жизнь вне зоны
комфорта. Не жалеете, что в свое время
поменяли теплое место в кабине автомобиля
на продуваемую всеми ветрами опору ЛЭП?
– Ни капли сожаления! Наоборот, благодарю судьбу и сотрудников Государственной автоинспекции (улыбается), что мне посчастливилось стать электролинейщиком. Спасибо всем коллегам, с кем довелось работать в начале моей карьеры — и руководителям Мехколонны № 88, и инженерам, и бригадирам, и всем-всем линейщикам, с которыми бок о бок трудился на объектах. Именно они привили мне любовь к этой классной профессии. Тарасевич, Ашаев, Аксенов, Миронов, Насонов, Сажинов… И этот список можно продолжать бесконечно. Считаю, мне очень повезло, что все эти люди встретились на моем пути. Очень много от них почерпнул. Когда сам стал сначала бригадиром, потом прорабом, начальником строительного участка, я еще раз осознал, каким бесценным было общение с этими специалистами, как пригодился полученный от них опыт, когда мне уже самому приходилось принимать непростые решение. Вот честно, мне и тогда было, и сейчас интересно все, чем я занимаюсь.
Предвосхищая следующий вопрос, скажу, что работать собираюсь пока есть потребность в моем опыте и моих знаниях. Ну, а к тому, что когда-нибудь все равно придется уйти, дать дорогу молодым, отношусь спокойно. Вот домик себе уже приобрел в Белгородской области. Заведу кошку, собаку… С детства, кстати, мечтаю завести собаку, но все как-то не до этого было — мотался по вахтам, а ведь домашнему животному внимание требуется. Как там у классика, мы в ответе за тех, кого приручили. Буду в огороде ковыряться, за садом ухаживать, на рыбалку ездить. Отдыхать, одним словом.
Будет больше времени и на общение с детьми. Их у меня трое: дочь и два сына. Есть и внучка, которая уже в пятом классе учится.
– Алексей Борисович, сказав хорошие слова о своих учителях, может на правах ветерана обратитесь к следующему поколению электросетевых строителей? Многие из них, наверняка, считают вас своим наставником и учителем.
– В нашей работе очень важна преемственность поколений. На этом держится профессия. Работа электролинейщика, как и образ жизни ей сопутствующий, очень непростая. Не все могут трудиться в режиме вахты, находясь по несколько месяцев вдали от цивилизации, вдали от дома, вдали от любимых жен и детей. Люди приходят и уходят… Но те, кто остается, потом и составляют костяк электросетевой компании, на них лежит будущее организации. Хочу сказать, что в ООО «ЛЭМ» смена нам, ветеранам, есть. И хорошая смена, с ней мы точно не пропадем. Не буду здесь составлять огромный список, ведь грамотных ребят и на рабочих местах, и в инженерном составе много. В качестве примера могу назвать братьев Харитоновых, Георгия и Александра, и братьев Синюковых, Юрия и Николая. Это очень квалифицированные и трудолюбивые ребята, которые начинали свой путь с рабочих специальностей, а сейчас уже серьезные грамотные руководители — прорабы и начальники строительных участков. Достойные и ответственные люди, они и сами готовы к любым трудностям, и людей готовы за собой вести.
Ну, а пожелать коллегам хотел бы здоровья, семейного счастья и мира!
Отзывы коллег
Булыгин
Александр Вячеславович,
директор по собственным силам ООО «ЛЭМ»
– С Алексеем Борисовичем познакомился в 1996 году. Я тогда был назначен мастером на линии электропередачи 110 кВ Красноборск — Шипицыно на юге Архангельской области. Это был мой первый объект. Алексей Борисович приехал на монтаж провода в составе бригады Владимира Анатольевича Миронова. Тихий и спокойный в отличии от бригадира (смеется). Но в работе ни в чем не уступал своему более опытному товарищу. Дело уже тогда знал от А до Я. С такими людьми очень легко работать — ничего говорить не надо, сами сделают все в лучшем виде. Я, несмотря на то что номинально вроде как был непосредственным начальником этих спецов, сам у них учился.
В дальнейшем судьба нас неоднократно то разводила по разным объектам, то потом опять сводила в одном месте. Долгое время мы вместе работали на большом проекте по проведению волоконно-оптической линии связи в Сибири и на Дальнем Востоке. Алексей Борисович Няников и там был постоянно в самой гуще событий: с тем же Владимиром Анатольевичем Мироновым они всегда находились, можно сказать, между небом и землей — на опорах ЛЭП. При его непосредственном участии строились и двухсотметровые опоры на переходе через Амур в 2002 году, и еще множество знаковых для страны электросетевых объектов. Он был в числе лучших линейщиков, и его всегда отправляли на самые сложные участки.
Грамотность, надежность и трудолюбие — наверное, это главные качества, которые отличают Алексея Борисовича в работе. Он умеет в электросетевом строительстве буквально все: может работать на любом из этапов — от возведения фундамента и сборки опор до монтажа проводов. С его знаниями и богатым опытом, полученными непосредственно в процессе работы, было неудивительно, что он достаточно легко освоился в новом для себя статусе, в ИТР. В качестве прораба или начальника участка Алексей Борисович трудится уже более 15 лет и, я уверен, ему можно поручить любой, самый сложный, объект. Скажу так, головой он сейчас работает совсем не хуже, чем руками, когда был электролинейщиком. Одним словом, профессионал.
Криворучко Александр Михайлович, директор дирекции по строительству ООО «ЛЭМ»
– С Алексеем Борисовичем Няниковым мы познакомились в 2006 году, когда мы оба работали в санкт-петербургской Мехколонне № 6 треста «Севзапэлектросетьстрой». Я тогда трудился прорабом, и мне поручили тянуть ВОЛС (волоконно-оптическую линию связи) в Костромской области — прямо по существующим опорам ЛЭП. В бригаде, с которой предстояло работать, одна молодежь, опыта в данном виде деятельности ни у кого не было. Сам я тоже с волоконно-оптическим кабелем до этого не сталкивался. Вот нам и прислали на усиление Алексея Борисовича. Он приехал и сразу взял инициативу в свои руки. И три месяца под его чутким руководством бригада тянула этот кабель по костромским лесам и болотам. Были очень сложные заходы, были не отключаемые линии, были другие трудности, но Алексей Борисович всегда быстро находил правильные решения. Это был настоящий мастер-класс в его исполнении. Думаю, что по прокладке волоконно-оптической линии связи он один из лучших специалистов в стране. Никогда не забуду, как мы все вместе тянули кабель по городу Мантурово. Улочки там узенькие, технику использовать невозможно, вот и взялись все, кто там был, за большую веревку, к которой был привязан волоконно-оптический кабель, и, как бурлаки на Волге, тащили его по городу.
В следующий раз с Алексеем Борисовичем встретились через несколько лет. Он к тому моменту уже сам прорабом стал. Грамотный, ответственный, ему с его опытом можно поручить любой, даже самый сложный, участок работы и быть уверенным, что он сделает все как нужно. В электросетевом строительстве он может все: электрическую подстанцию с нуля построить и линию электропередачи где-нибудь в лесу соорудить, опоры установить и провода смонтировать. Немногословный. Когда нужно, требовательный. Очень добросовестно относится ко всему, что касается работы. Лишний раз все перепроверит, чтобы минимизировать риски, которые, конечно, в нашей работе всегда присутствуют. В коллективе Алексея Борисовича уважают и ценят.
Миронов Владимир Анатольевич, ветеран отрасли электросетевого строительства с 50-летним стажем
– Алексей Борисович присоединился к армии монтажников-высотников где-то в начале 1986 года. Случилось это в нашей родной архангельской Мехколонне № 88. Он был из разряда тех пацанов, кого особо и учить то не пришлось, — все схватывал на лету. Смышленый парнишка, одаренный. Ни разу не слышал от него слов «не могу» или «не хочу». Дашь задание, и он сразу хватает пояс, инструмент и лезет на опору. Ну настоящий Барс! Всегда прислушивался к советам старших, учился в процессе работы. Может поэтому и быстро пошел в гору. Не случайно, что именно его, единственного из нашей мехколонны, оправили на работу в Ирак.
Всегда знал, что из него будет толк, и совсем не удивился, когда его назначили бригадиром. Если уж Алексей Борисович поставил перед собой цель, то можно быть уверенным, что он ее выполнит. Работая линейщиком, успел ведь как-то еще и получить диплом в техникуме.
Когда его уже назначили прорабом, я работал под его руководством и в Архангельске, и в Тамани, и в Тобольске, и в Чагино. Очень грамотный специалист. Сам умеет работать и может организовать работу коллектива. Он из тех начальников, кто кричать попусту не будет, однако и спуску нерадивым подчиненным не даст. Если кто-то чего-то недопонимает, то Алексей Борисович даже сейчас, уже в солидном возрасте, легко может взять веревку, такелаж и подняться наверх, чтобы на собственном примере показать, что и как нужно делать.
Мы с ним, кстати, быстро сдружились, и эта дружба продолжается уже больше 35 лет. Я и маму его хорошо знал, тетю Валю, и с сестрой Натальей общался. А еще он заядлый рыбак. И сейчас при первой возможности берем удочки, палатки, садимся в машину и едем по своим любимым рыбным местам — на остров Кумбыш, на Сухое море, на первую и вторую косу под Северодвинском. Это и незабываемые минуты общения, и самый лучший отдых!