04.02.2024 11:55

В Поморской филармонии состоялась фортепианная медитация

В стенах филармонии звучали мелодии Шопена, Баха, Рахманинова в исполнении заслуженного работника культуры России Ольги Голдобиной
Фото: архив Поморской филармонии

Вот уже неделю отшагало время, а душа моя и память хранят яркие мгновения и долгие минуты удивительных звуков фортепианной медитации по произведениям великих композиторов мира, которую подарила архангельским любителям классической музыки художественный мастер Поморской филармонии, заслуженный работник культуры России Ольга Голдобина.

Это её личная авторская программа, подсказанная ей душой, сердцем и её жизнью. И это стало ясно с первых слов её об искусстве звука, адресованного душам слушателей, о сбережении тишины при звучании музыки — без антракта и аплодисментов в течение полутора часов…

И зал замер.

Светло и раздумчиво зазвучала пленительная музыка французского композитора Жана Рамо — старинный менуэт и четыре энергичных рондо. И маэстро своим искусством звука поведала о возможности для каждого человека счастливого бытия в красоте и радости.

В музыке — нежная грусть, светлая печаль, «вздохи» любви, дерзкие ритмы танцев «дикарей» и музыкально роскошная «птичья перекличка»: звенящие, поющие переливчатые звуки и щебет птиц — будто соловьи, снегири и синицы в райском саду человеческой души.

Музыка — средневековая, но такая целебная своей добротой и радостью в нашей сегодняшней жёсткой и постоянной суете.

Пленительную красоту музыки Рамо вдруг сменяют мерные, пронзительно печальные аккорды полонеза Михаила Огинского, известного как «Прощание с Родиной». Ключевое слово — прощание. Скорбь прощания навсегда со всем родным и родными, прощание с любимым, прощание с жизнью…

Да, судьба бывает жестока. Но душа человеческая, замирая в печали и горестях, порывается к надежде и обретает мужество. Сказано ведь: силы наши в немощах обретаются… И в глубокой тишине зала будто на помощь ей, израненной душе, спешит вальс Фредерика Шопена. Порывистый и романтичный — то вихрь, то улыбка, раздумье и грусть; и снова кружение, отчаянье, радость… Как жизнь, которую маэстро искусства и звука продолжает на фортепиано минорными мазурками композитора, где лучистым бисером и жемчужной россыпью искрится «ювелирная» музыка Шопена, говоря о мимолётности жизни с её вечными вопросами: «зачем», «для чего», «почему»?.. Тревожные мысли, тихая радость, светлая грусть…

Волшебница за роялем владеет не только искусством звука, но и тишины: в душах слушателей продолжает звучать музыка даже в паузу, когда она отрывает свои лебединые руки от клавиш…

В программе — имена и русских композиторов: Лядов, Скрябин, Рахманинов…

Какая завораживающая, пленительная сила у музыканта! И вдруг замечаю, что правая рука её не играет, а свободно лежит на складках концертного платья, будто отдыхает… Ещё бы: идёт второй час удивительного концерта… Тревожно скосил глаза в программку: «Александр Скрябин. Прелюдия и ноктюрн для левой руки». Слава богу! Это наш гениальный композитор в нужную минуту протянул исполнителю руку помощи… А его музыка вырывает душу из обычной среды бытования в космос, во Вселенную… Как там?.. Световые годы. Вечность. Жуть… Вспоминаю, когда на полярной станции «Колгуев Северный» начальник зимовки придумал и «смастерил» приставку к телевизору, музыка Скрябина с пластинки превращалась на экране телевизора в светомузыку — космическое полярное сияние…

Но строгая прелюдия соль минор Сергея Рахманинова возвращает меня на землю. Слушая и погружаясь в неё, «вижу» одинокого паломника в санях с тройкой и колокольчиком под дугой на заснеженной степной дороге. Душа его в тревоге, надежде и в ожидании тихой радости… «Что ты жадно глядишь на дорогу, в стороне от весёлых подруг? Знать, забило сердечко тревогу…»

«Послесловием» для своей фортепианной медитации Ольга Голдобина поставила прелюдию до соль диез минор Иоганна Себастьяна Баха… И в звуках её рояля — не органа! — возникают горизонт и небо, просторы морей и земля людей… Как всегда, Бах в своих музыкальных творениях не весел и не грустен. Он не утверждает жизнь, он не сомневается в ней. Он просто объял необъятное — заключил в пространство своих прелюдий и фуг всю Вселенную, все горести и радости её. Ведь жизнь людей продолжается. А душа человеческая, как и музыка, вечна…

Но вот долгую тишину зала взрывают крики «браво» и грохот аплодисментов заждавшиеся сердца и ладони покорённых слушателей — прихожан храма искусства звука и тишины.

Лавина цветов, сувениров, счастливых лиц!..

И уставшие лебединые руки Ольги Голдобиной снова ложатся на клавиши рояля — на «бис».

Волшебная потрясающая фортепианная медитация её — это исповедь!

И высокое искусство исполнения. И, конечно, событие музыкальной культуры Русского Севера.

Виват и поклон Поморской филармонии!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Виктор ТОЛКАЧЁВ