Домой в этот день вернулись сотни бывших выпускников — на юбилей в Архангельск многие приехали из других городов целыми семьями, вместе со своими детьми, чтобы обнять любимых воспитателей и сказать «спасибо».
«Порадоваться
друг за друга»
— Мы все
как одна семья, — поясняет директор
«Лучика» Татьяна Чечурина. — И праздник
у нас общий — семейный. Так здорово
через столько лет вновь собраться
вместе, пообщаться. Порадоваться друг
за друга и узнать, что у наших ребят всё
хорошо…
В 1974 году,
когда учреждение только основали,
«Лучик» был дошкольным детским домом.
Татьяна Чечурина пришла устраиваться
в детский дом на работу в 1994‑м
педагогом-психологом.
— В то время
у нас воспитывались одни малыши — от
трёх до семи лет, — рассказывает Татьяна
Николаевна. — Затем детей отправляли
дальше — переводили в школы-интернаты.
До сих пор помню, как тяжело было
расставаться…
По её словам,
осознание, что детский дом должен быть
именно домом, пришло в начале двухтысячных.
По всей стране условия в сиротских
учреждениях стали тогда приближать к
семейным, домашним. Уменьшилась
наполняемость групп. И воспитанников
«Лучика», ставших школьниками, тоже
перестали отправлять в интернаты. Ребята
начали ходить в школу сами, как обычные
домашние дети — в жизни «Лучика» начался
новый этап.
— В школу
пошли не только наши первоклассники,
но и воспитатели, — поясняет директор
«Лучика». — Вначале было непросто. Мы
всей группой ходили только в одну школу,
только в один класс. Наши ребята
кучковались, держались обособленно от
других детей…
Сегодня в
Архангельске больше десяти разных школ,
где учатся «лучики». Самые маленькие
воспитанники посещают обычные детские
сады.
— Проснулись
утром, позавтракали, собрались и
разбежались по своим школам, садикам —
всё, как в обычной семье, — говорит
Татьяна Чечурина. — После занятий —
домой, чтобы пообедать, переодеться,
сделать уроки и дальше — по секциям,
кружкам.
По зову сердца
Сейчас в
«Лучике» живут шестьдесят воспитанников.
Младшему недавно исполнилось три года.
Старшему в феврале будет восемнадцать.
На вопрос,
как быстро удаётся детям найти родителей,
Татьяна Чечурина отвечает так:
— Чаще всего
в семьи уходят малыши. Но у нас в «Лучике»
в основном подростки, мальчишки десяти
лет и старше. Не все наши ребята — сироты.
Есть дети, которые временно помещены в
центр и не подлежат семейному устройству.
А у тех ребят, которые «статусные»,
обычно есть братья, сёстры. Например,
сейчас у нас живёт семья, где сразу трое
ребятишек. Они очень трепетно относятся
друг к другу. И, конечно, передавать их
в новую семью можно только вместе. Многие
воспитанники относятся к категории
«дети-инвалиды», с тяжёлыми заболеваниями,
что, к сожалению, тоже усложняет передачу
в семью.
Но родители
находятся. За «лучиками», по словам
Татьяны Чечуриной, потенциальные мамы
и папы приезжают не только из Архангельской
области — со всей страны. Из Москвы,
Воронежа, Ханты-Мансийского автономного
округа, Ленинградской области, Краснодара.
Впрочем,
северяне, которых уже много лет обучают
в школе приёмных родителей «Лучика»,
бывает, тоже отправляются за своими
детьми в другие регионы «по зову сердца»,
как говорит директор.
— Безусловно,
должно что‑то щёлкнуть внутри: «Это
мой ребёнок», — поясняет Татьяна
Чечурина. — Но не всегда решение, принятое
на эмоциях, — лучшее. Эти вопросы мы
обсуждаем и на занятиях в школе приёмных
родителей. Бывает, кандидат приходит,
перед началом обучения проводится с
ним предварительное интервью — какого
ребёнка хотел бы взять в семью, что
ожидает от родительства… И это первое
интервью может разительно отличаться
от интервью после обучения.
— Снимаются
розовые очки?
— Не просто
снимаются, а бывает, что «бьются стёклами
внутрь», — говорит директор «Лучика».
— Чтобы решение было по‑настоящему
взвешенным, стараемся максимально
рассказать не только о радостях, но и о
трудностях. И, конечно, о том, что при
поддержке специалистов многое можно
преодолеть.
Научить и
переучить
«Лучик» —
областной ресурсный центр содействия
семейному устройству. Здесь, в региональной
службе по сопровождению приёмных семей,
можно получить консультационную,
психологическую, педагогическую,
юридическую и социальную поддержку.
В 2023 году,
когда в Архангельской области появилась
программа «Успешное родительство», в
«Лучике» также начали проводить
переподготовку действующих опекунов
и приёмных родителей.
Опыт передовой
— комплексную программу, в которой
задействованы педагоги-психологи,
социальные педагоги, педагоги
дополнительного образования, специалисты
органов опеки, медицинские работники,
в ноябре даже представляли на ВДНХ в
рамках международной выставки-форума
«Россия». Основная цель «Успешного
родительства» — профилактика распадов
замещающих семей и возвратов детей в
госучреждения.
— Эта
программа как курсы повышения квалификации,
— уточняет Татьяна Чечурина. — Например,
мама обучалась в школе приёмных родителей,
когда брала в семью пятилетнего малыша.
А через три года ребёнку уже восемь.
Происходят возрастные изменения, кризисы
психологического развития. Мы даём маме
не только новые теоретические знания.
Жизненные ситуации разбираем на практике
— работают группы взаимопомощи, когда
одни приёмные родители помогают другим.
— Но
замещающие семьи всё‑таки иногда
распадаются.
— К сожалению,
да. Причём происходит это чаще не в
приёмных, а в опекунских семьях, —
поясняет директор «Лучика». — Внуков
возвращают родные бабушки-опекуны.
Раньше близкие родственники не обязаны
были проходить школу приёмных родителей.
Но если с шестилетним внуком бабушка
ещё справлялась, то в двенадцать-тринадцать
лет, когда у подростка возникают сложности
с поведением, усвоением школьной
программы — ситуация порой может резко
поменяться.
Нарастают
противоречия. Авторитет бабушка теряет.
И как итог — распад семьи. Поэтому
программа, ресурсная поддержка направлены,
в том числе, на опекунов, которые не
проходили до этого специального обучения.
— Дети
тяжело переживают возвраты…
— Безусловно.
Если бабушка, скажем так, остаётся в
своих привычных условиях — у себя дома,
— то ребёнок мало того что лишается
бабушки, в его жизни меняется вообще
всё, — констатирует Татьяна Чечурина,
— он лишается даже своих привычных
домашних тапочек… Конечно, мы занимаемся
адаптацией. В «Лучике» работают опытные
психологи, социальные педагоги. Стараемся
максимально окружить ребёнка теплом,
заботой. Но это всё равно стресс —
сложная жизненная ситуация. И если
говорить про повторное устройство в
семью, то в этом случае это более сложная
задача.
Но даже если
новая семья не будет найдена, делаем
всё, чтобы ребёнок выпустился из детского
дома с пониманием значимости и важности
семьи. Был готов к самостоятельной
жизни. Умел и пуговицу пришить, и суп
сварить.
Дорога в
жизнь
По словам
Татьяны Чечуриной, в «Лучике» усиленно
занимаются и воспитанием финансовой
грамотности, профориентационной работой.
Ребята постоянно ходят на экскурсии,
«дегустируют» различные профессии.
Выпускники «Лучика» успешно поступают
в колледжи, университеты.
— Но самое
главное, на что мы ориентируем ребят, —
найти своё место в жизни, — говорит
директор, — чтобы в их собственных
семьях не повторилась история сиротства.
А поддержать, помочь со своей стороны
мы готовы всегда. Душевные отношения с
бывшими воспитанниками, связи практически
родственные — это всё сохраняется,
остаётся в сердце.
Многие
сотрудники «Лучика» работают в учреждении
не один десяток лет. Например, старейший
воспитатель Архангельска Тамара
Григорьевна Тропина, чей педагогический
стаж больше полувека, в «Лучике» вот
уже тридцать лет учит детей добру.
Надежда Петровна Дрожжинова в «Лучике»
со дня основания детского дома —
пятьдесят лет! И только недавно уволилась.
— Случайные
люди у нас, наверное, просто не
задерживаются, — поясняет Татьяна
Чечурина. — Остаются те, кто горит,
болеет за детей душой. Радует, что
приходят к нам и воспитатели мужчины —
Александр Павлович Ваенский, Вадим
Игоревич Шихирин. Для мальчишек они как
папы-наставники. Уже больше двадцати
лет работает в «Лучике» Александр
Александрович Климчик, педагог
дополнительного образования. Все наши
спортивные победы — его заслуга.
Александр Александрович не просто
педагог — для ребят он значимый взрослый.
Но так или
иначе каждый наш сотрудник накладывает
свой отпечаток на жизнь ребёнка, —
говорит Татьяна Чечурина. — Даже если
это не педагог, а вахтёр или кладовщик.
Речь всё равно о воспитании своим
примером. Потому что здесь наш дом.