04.02.2024 09:55

Архангельский центр помощи детям «Лучик» отметил полувековой юбилей

О том, как проходят будни воспитанников, рассказала директор центра Татьяна Чечурина. Подробнее — в нашем материале
Фото: страница социальной сети «ВКонтакте» ГБУ АО «АЦПД «Лучик»

Домой в этот день вернулись сотни бывших выпускников — на юбилей в Архангельск многие приехали из других городов целыми семьями, вместе со своими детьми, чтобы обнять любимых воспитателей и сказать «спасибо».

«Порадоваться друг за друга»

— Мы все как одна семья, — поясняет директор «Лучика» Татьяна Чечурина. — И праздник у нас общий — семейный. Так здорово через столько лет вновь собраться вместе, пообщаться. Порадоваться друг за друга и узнать, что у наших ребят всё хорошо…

В 1974 году, когда учреждение только основали, «Лучик» был дошкольным детским домом. Татьяна Чечурина пришла устраиваться в детский дом на работу в 1994‑м педагогом-психологом.

Фото: Наталья ПарахневичФото: Наталья Парахневич

— В то время у нас воспитывались одни малыши — от трёх до семи лет, — рассказывает Татьяна Николаевна. — Затем детей отправляли дальше — переводили в школы-интернаты. До сих пор помню, как тяжело было расставаться…

По её словам, осознание, что детский дом должен быть именно домом, пришло в начале двухтысячных. По всей стране условия в сиротских учреждениях стали тогда приближать к семейным, домашним. Уменьшилась наполняемость групп. И воспитанников «Лучика», ставших школьниками, тоже перестали отправлять в интернаты. Ребята начали ходить в школу сами, как обычные домашние дети — в жизни «Лучика» начался новый этап.

— В школу пошли не только наши первоклассники, но и воспитатели, — поясняет директор «Лучика». — Вначале было непросто. Мы всей группой ходили только в одну школу, только в один класс. Наши ребята кучковались, держались обособленно от других детей…

Сегодня в Архангельске больше десяти разных школ, где учатся «лучики». Самые маленькие воспитанники посещают обычные детские сады.

— Проснулись утром, позавтракали, собрались и разбежались по своим школам, садикам — всё, как в обычной семье, — говорит Татьяна Чечурина. — После занятий — домой, чтобы пообедать, переодеться, сделать уроки и дальше — по секциям, кружкам.

По зову сердца

Сейчас в «Лучике» живут шестьдесят воспитанников. Младшему недавно исполнилось три года. Старшему в феврале будет восемнадцать.

На вопрос, как быстро удаётся детям найти родителей, Татьяна Чечурина отвечает так:

— Чаще всего в семьи уходят малыши. Но у нас в «Лучике» в основном подростки, мальчишки десяти лет и старше. Не все наши ребята — сироты. Есть дети, которые временно помещены в центр и не подлежат семейному устройству. А у тех ребят, которые «статусные», обычно есть братья, сёстры. Например, сейчас у нас живёт семья, где сразу трое ребятишек. Они очень трепетно относятся друг к другу. И, конечно, передавать их в новую семью можно только вместе. Многие воспитанники относятся к категории «дети-инвалиды», с тяжёлыми заболеваниями, что, к сожалению, тоже усложняет передачу в семью.

Но родители находятся. За «лучиками», по словам Татьяны Чечуриной, потенциальные мамы и папы приезжают не только из Архангельской области — со всей страны. Из Москвы, Воронежа, Ханты-Мансийского автономного округа, Ленинградской области, Краснодара.

Впрочем, северяне, которых уже много лет обучают в школе приёмных родителей «Лучика», бывает, тоже отправляются за своими детьми в другие регионы «по зову сердца», как говорит директор.

— Безусловно, должно что‑то щёлкнуть внутри: «Это мой ребёнок», — поясняет Татьяна Чечурина. — Но не всегда решение, принятое на эмоциях, — лучшее. Эти вопросы мы обсуждаем и на занятиях в школе приёмных родителей. Бывает, кандидат приходит, перед началом обучения проводится с ним предварительное интервью — какого ребёнка хотел бы взять в семью, что ожидает от родительства… И это первое интервью может разительно отличаться от интервью после обучения.

— Снимаются розовые очки?

— Не просто снимаются, а бывает, что «бьются стёклами внутрь», — говорит директор «Лучика». — Чтобы решение было по‑настоящему взвешенным, стараемся максимально рассказать не только о радостях, но и о трудностях. И, конечно, о том, что при поддержке специалистов многое можно преодолеть.

Научить и переучить

«Лучик» — областной ресурсный центр содействия семейному устройству. Здесь, в региональной службе по сопровождению приёмных семей, можно получить консультационную, психологическую, педагогическую, юридическую и социальную поддержку.

В 2023 году, когда в Архангельской области появилась программа «Успешное родительство», в «Лучике» также начали проводить переподготовку действующих опекунов и приёмных родителей.

Опыт передовой — комплексную программу, в которой задействованы педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, специалисты органов опеки, медицинские работники, в ноябре даже представляли на ВДНХ в рамках международной выставки-форума «Россия». Основная цель «Успешного родительства» — профилактика распадов замещающих семей и возвратов детей в госучреждения.

— Эта программа как курсы повышения квалификации, — уточняет Татьяна Чечурина. — Например, мама обучалась в школе приёмных родителей, когда брала в семью пятилетнего малыша. А через три года ребёнку уже восемь. Происходят возрастные изменения, кризисы психологического развития. Мы даём маме не только новые теоретические знания. Жизненные ситуации разбираем на практике — работают группы взаимопомощи, когда одни приёмные родители помогают другим.

— Но замещающие семьи всё‑таки иногда распадаются.

— К сожалению, да. Причём происходит это чаще не в приёмных, а в опекунских семьях, — поясняет директор «Лучика». — Внуков возвращают родные бабушки-опекуны. Раньше близкие родственники не обязаны были проходить школу приёмных родителей. Но если с шестилетним внуком бабушка ещё справлялась, то в двенадцать-тринадцать лет, когда у подростка возникают сложности с поведением, усвоением школьной программы — ситуация порой может резко поменяться.

Нарастают противоречия. Авторитет бабушка теряет. И как итог — распад семьи. Поэтому программа, ресурсная поддержка направлены, в том числе, на опекунов, которые не проходили до этого специального обучения.

— Дети тяжело переживают возвраты…

— Безусловно. Если бабушка, скажем так, остаётся в своих привычных условиях — у себя дома, — то ребёнок мало того что лишается бабушки, в его жизни меняется вообще всё, — констатирует Татьяна Чечурина, — он лишается даже своих привычных домашних тапочек… Конечно, мы занимаемся адаптацией. В «Лучике» работают опытные психологи, социальные педагоги. Стараемся максимально окружить ребёнка теплом, заботой. Но это всё равно стресс — сложная жизненная ситуация. И если говорить про повторное устройство в семью, то в этом случае это более сложная задача.

Но даже если новая семья не будет найдена, делаем всё, чтобы ребёнок выпустился из детского дома с пониманием значимости и важности семьи. Был готов к самостоятельной жизни. Умел и пуговицу пришить, и суп сварить.

Дорога в жизнь

По словам Татьяны Чечуриной, в «Лучике» усиленно занимаются и воспитанием финансовой грамотности, профориентационной работой. Ребята постоянно ходят на экскурсии, «дегустируют» различные профессии. Выпускники «Лучика» успешно поступают в колледжи, университеты.

— Но самое главное, на что мы ориентируем ребят, — найти своё место в жизни, — говорит директор, — чтобы в их собственных семьях не повторилась история сиротства. А поддержать, помочь со своей стороны мы готовы всегда. Душевные отношения с бывшими воспитанниками, связи практически родственные — это всё сохраняется, остаётся в сердце.

Многие сотрудники «Лучика» работают в учреждении не один десяток лет. Например, старейший воспитатель Архангельска Тамара Григорьевна Тропина, чей педагогический стаж больше полувека, в «Лучике» вот уже тридцать лет учит детей добру. Надежда Петровна Дрожжинова в «Лучике» со дня основания детского дома — пятьдесят лет! И только недавно уволилась.

— Случайные люди у нас, наверное, просто не задерживаются, — поясняет Татьяна Чечурина. — Остаются те, кто горит, болеет за детей душой. Радует, что приходят к нам и воспитатели мужчины — Александр Павлович Ваенский, Вадим Игоревич Шихирин. Для мальчишек они как папы-наставники. Уже больше двадцати лет работает в «Лучике» Александр Александрович Климчик, педагог дополнительного образования. Все наши спортивные победы — его заслуга. Александр Александрович не просто педагог — для ребят он значимый взрослый.

Но так или иначе каждый наш сотрудник накладывает свой отпечаток на жизнь ребёнка, — говорит Татьяна Чечурина. — Даже если это не педагог, а вахтёр или кладовщик. Речь всё равно о воспитании своим примером. Потому что здесь наш дом.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ