«Правда Севера» начинает цикл публикаций, посвящённых юбилею, в которых речь пойдёт об истории русского хоккея, о становлении команды «Водник», о спортсменах, благодаря которым она стала способной побеждать самых сильных соперников, а также о болельщиках, преданных любимой команде во всей её истории.
В Юсуповском саду, в Санкт-Петербурге
Игрой с мячом и клюшками увлекались ещё с середины XIX века. Тогда команды из Петербурга играли твёрдым литым резиновым мячом.
Команды должны были завести мяч за черту соперника, которая называлась «город», а палки, которыми играли, уже тогда назывались клюшками. В один неудачный день этот самый резиновый мяч попал прямо в глаз участнику игры и выбил его. Петербургская полиция после проведённой проверки запретила эту игру в столице Российской империи. Развитие игры было приостановлено, пока вместо игры «клюшки на льду» не появился хоккей.
Невероятно интересное описание самого первого в России матча под именем «хоккей» сделал Николай Александрович Панин-Коломенкин, фигурист, первый российский олимпийский чемпион 1908 года. Вот как он описывал в своей книге «Страницы из прошлого» матч, который состоялся 8 марта 1908 года на Северном катке Юсуповского сада в Санкт-Петербурге:
— Я был тогда студентом и участвовал тогда в самой первой игре Петербургского кружка любителей спорта против команды, состоявшей из англичан, главным образом участников «Крикет и лаун-теннис клуба».
Англичане играли тонкими, гибкими камышовыми палками с загнутыми и обтянутыми кожей концами, стегая ими по мячу, как хлыстами. Их точные передачи и атаки всем фронтом на первый раз заставили испытать нас поражение. А мы были совсем новичками. Но техника игры была нами скоро освоена, и уже в конце того же сезона, обзаведясь хорошими палками, мы взяли у англичан реванш…
Уже через год хоккейные команды стали появляться в России. Сразу вслед за петербуржцами и москвичами хоккейные команды организовали в Архангельске, Харькове, Благовещенске, Сретенске (город в Забайкальском крае), Владивостоке, Риге, Новгороде…
В 1914 году был создан Всероссийский хоккейный союз, который объединил 32 клуба, в том числе из Архангельска.
Первый чемпионат страны состоялся уже в годы советской власти — в 1936 году. Самый первый гол чемпионатов страны был забит командой «Торпедо» (Москва) в матче с московской командой «Крылья Советов» 17 февраля 1936 года. А первым чемпионом страны стала команда «Динамо» (Москва).
Но уже в следующем сезоне чемпионат страны был заменён на розыгрыш Кубка СССР. Именно тогда команды и разыграли тот самый хрустальный кубок, который и сегодня вручается обладателю Кубка России.
«Северный водник» начинает и выигрывает
Первое официальное первенство города Архангельска по хоккею с мячом было проведено в 1924 году. Причём как среди мужских, так и среди женских команд. В Соломбале создали мужскую и женскую команды «Спартак», а ещё три команды были организованы при Губсовфизкульте — две мужских и одна женская. Первыми чемпионами города и стали спартаковцы. Но уже в следующем, 1925 году при Клубе водников имени М. В. Фрунзе были созданы три хоккейные команды «Северный водник». Их организатором стал Евгений Александрович Дулетов, он же стал и капитаном новой команды.
В первенстве города 1925 года приняли участие 10 команд. Первый матч этого первенства сыграли команды «Спартак» и «Красная кузница». В «Спартаке» играли уже опытные и известные в городе спортсмены, а на матче их сопровождал собственный «спартаковский» духовой оркестр, который после игры, закончившейся со счётом 24:0 в пользу «Спартака», с удовольствием сыграл мелодию популярной тогда песни «Понапрасну, Ванька, ходишь».
А чемпионом города сезона 1925 года стал новичок. Команда «Северный водник» обыграла в решающем матче «Спартак» со счётом 7:5. И что играл после матча спартаковский оркестр — неизвестно. Может, и вовсе ничего не играл в расстроенных чувствах…
Уже в 1926 году сборная Архангельска, составленная из лучших игроков «Северного водника», сыграла первые официальные междугородние матчи, обыграв команды Вологды (8:1) и Череповца (12:0). В команду входили братья Вадим и Аркадий Лейцингеры, братья Евгений и Николай Дулетовы, К. Волыхин, Н. Шубин, Е. Карев, П. Лукошков, С. Витт и «спартаковцы» Ф. Ламанов и В. Вещагин. Также сборная города провела несколько матчей в Москве, но — увы — результаты матчей неизвестны…
Так зарождалась самая любимая игра Архангельска — русский хоккей.
«Этот мир большого хоккея»
Моя личная история «боления» и преданности хоккею с мячом началась с маленькой комнатки в Соломбале, в которой жили я, мама, отец. Мне было года два, а название команды «Водник» уже заполняло значительную часть моей маленькой жизни. Отец, истовый болельщик, поздно вечером приходил со стадиона замёрзший, уставший, но неизменно довольный и приносил с собой яркую шумную атмосферу игры команды, которой он был так предан. Он неизменно с большой любовью рассказывал о великих архангельских богатырях ледовых сражений: Юшманове, Маркове, Сандуле, Грайме, Сухондяевском… И по мере роста у меня крепло желание наконец‑то увидеть этот мир большого хоккея, этих знаменитых игроков, самому почувствовать, что так влечёт отца на стадион…
И вот этот день наступил… Меня взяли на хоккей! 1969 год. Матч «Водник» — «Шахтёр» (Кемерово). Стадион меня, семилетнего пацана, просто ошарашил. Огромная толпа, которую я ранее никогда не видел, жила особенной жизнью. В ожидании зрелища, под влиянием мороза и горячительных напитков стадион постепенно накалялся и к моменту выхода игроков на поле, казалось, вот-вот закипит. Свободных мест не было. На главной трибуне народ теснился столь плотно, что один человек мог стоять только боком…
Противоположная трибуна была деревянная и такая маленькая, что могла вместить совсем немного счастливчиков лицезреть игру. Зато за ней стояла замечательная аллея высоких тополей, которые густо, до самых крон облепили самые отчаянные болельщики. Меня, конечно, с собой на трибуну не взяли — что бы я там смог увидеть? Отец пристроил меня на первый ряд среди таких же ребятишек, приказав никуда не убегать…
Увы — подробности самой игры помню плохо. Команда «Шахтёр» в тот год котировалась выше «Водника» и подбором игроков, и самой игрой — тогда, помнится, там «зажигали» великолепные Балаганский, Бахаев, Куземчик, великий Коровин уже начал свой путь в большом хоккее. Правда, тогда я этого ещё не знал. Помню их ярко-красные свитера, которые смотрелись особенно выигрышно на фоне скромных тёмно-синих с поперечными белыми полосками на груди свитеров «Водника».
Завораживала реакция архангельских трибун. Вот мяч на своей половине из рук Виталия Сандула получает Евгений Юшманов. Перепутать его на поле было невозможно. Самый яркий игрок «Водника» и один из самых самобытных мастеров всего русского хоккея, как слаломист, набирая скорость, начинал атаку в только ему свойственном низком седе. Удивительно, но этот необычный низкий сед позволял Юшманову маневрировать на поле, объезжая на скорости, без столкновений, одного игрока обороны за другим. Это был его личный, «авторский» стиль, который более никто до сих пор не повторил. Во всяком случае я не видел…
Итак, Юшманов набирал ход с мячом, параллельно с ним мчался наш голеадор Леонид Марков, на краю, на грань офсайда выдвигался техничный и скоростной Александр Сухондяевский. Чуть сзади атаку поддерживало трио — Леонид Палладий (будущий лучший защитник мира, но в «Воднике» он играл атакующего полузащитника), Вячеслав Малахов и наш оплот Виктор Грайм.
И вот эта силища таранила оборону «красных», причём рёв болельщиков нарастал по мере приближения этого атакующего кулака к воротам соперника. Рёв, рождённый десятком тысяч разгорячённых болельщицких глоток, порождал непередаваемую звуковую волну, растекающуюся по улицам Архангельска на многие кварталы. Так и катились эти звуковые волны, как морской прибой, от атаки к атаке до самого окончания матча.
«Водник» тех лет был очень «домашней» командой, и львиную долю очков к окончанию сезона приносили именно домашние игры. Однако не в этой игре с «Шахтёром». Ударный атакующий «кулак» «Водника», поддержанный звуковым цунами болельщиков, не помог в той игре.
Когда счёт стал 1:3, игра мне окончательно наскучила. Я устал от постоянного напряжения и неподвижности, спустился на кромку поля, где лежали огромные сугробы снега после уборки поля, и с другими мелкими пацанятами занялись весёлой и привычной игрой в снежки.
Трибуны оживились только один раз, когда «Водник» забил мяч. Болельщики взревели, ожили и погнали «Водник» вперёд. Но более ничего «важного» на поле так и не случилось. Моё первое появление на хоккее не принесло «Воднику» удачи. Увы…
Тот единственный гол забил в своём первом, дебютном матче во «взрослом» «Воднике» совсем ещё юный Сергей Семёнов. Вот ведь какое совпадение! Мой болельщицкий дебют пересёкся с игровым дебютом легендарного нашего Сергея Семёнова!
И надо же как всё сошлось. Прошло «каких‑то» 55 лет, и я, теперь уже убелённый сединами ветеран-болельщик, собираюсь на хоккей. И снова это команда «шахтёров» из сибирского города Кемерово. На наш старенький стадион «Труд», которому самому‑то совсем недавно, 19 декабря прошлого года, исполнилось 50 лет. А мы ещё помним, как он новенький, «с иголочки» принял первый матч чемпионата страны по хоккею с мячом команд «Водник» и «СКА-Хабаровск». Но наш город как‑то «не заметил» эту знаменательную дату.
31 января наш 99‑летний, но такой молодой «Водник» примет на льду стадиона «Труд» команду «Кузбасс» (Кемерово). Команду лидера чемпионата, команду, которая успела завоевать в этом сезоне уже два почётных титула. Команду, которую болельщицкая молва уже наградила чемпионским титулом этого сезона.
Но разве «Водник» выйдет на лёд, согласившись с ролью статиста? Разве мы идём на «Труд», чтобы любоваться мастерством только заезжих хоккеистов? Ну нет! Мы идём увидеть захватывающий поединок двух лучших команд страны. Идём поддержать свой любимый и вечно молодой «Водник».
Мы идём на «Труд» за победой! За нашей победой!