Отправная
точка
Об этом
уникальном для нашей области проекте
— «Красным КрОсно» — мы впервые
рассказали год назад, когда его поддержал
Фонд президентских грантов и началась
подготовка к тому, чтобы его осуществить.
Напомним, что автор проекта Марина
Кустова, руководитель плесецкой
некоммерческой организации «Дом ремёсел
„Традиция“», задумала объехать всю
Архангельскую область и исследовать
сохранившиеся старинные ткани с
вытканными орнаментами, выявить наиболее
характерные орнаменты для каждой
территории, а затем с помощью специальной
компьютерной программы восстановить
схемы их ткачества.
На этом
материале Марина намерена создать
книгу, подобной которой ещё не было, —
большой, охватывающий всю нынешнюю
территорию Архангельской области,
каталог традиционных тканных орнаментов
со схемами, позволяющими повторять их
в современных изделиях. Первый тираж
книги обещает появиться уже в рамках
проекта, и планируется, что к июлю этого
года её экземпляры бесплатно получат
как минимум все районные библиотеки
области. И надо заметить, что подобный
опыт работы, только с материалом, гораздо
меньшим по объёму, у Марины уже есть:
несколько лет назад свет увидела её
книга «Орнаменты Плесецкого района»,
также изданная на средства президентского
гранта.
В декабре
Марина завершила экспедиции в рамках
нынешнего проекта и теперь готова
приступить к анализу собранного
материала. Она рассказала о тканях,
которые ей удалось найти и исследовать
в ходе поездок по области, а также о том,
как она их искала.
Выезжать в
районы области в поисках старинных
тканей Марина начала весной прошлого
года. За отправные точки взяла муниципальные
учреждения культуры, занимающиеся
сохранением традиционных ремёсел на
своей территории, и в первую очередь
муниципальные музеи, рассказывает
исследовательница.
По её словам,
именно в муниципальных музеях, особенно
в наиболее крупных из них, искать предметы
с нужными параметрами оказалось проще
всего. Выяснилось, что, как правило, хотя
бы часть артефактов, имеющихся в таких
музеях на хранении, отражена на сайте
goskatalog.ru. Это такая единая на всю страну
и, что важно, открытая для всех перепись
музейных предметов с их кратким описанием.
Благодаря этому сайту оказалось возможно
ещё из дома ознакомиться с коллекциями
конкретных музеев или хотя бы с их частью
и узнать инвентарные номера заинтересовавших
раритетов — в случаях таких находок
Марина связывалась с музеем-хранителем
и договаривалась посмотреть сразу
конкретные предметы.
— Архангельский
краеведческий музей и музей «Малые
Корелы» я оставила напоследок, — отмечает
Марина. — И в том, и в другом есть материал
со всей Архангельской области. Но я
решила, что сначала посмотрю предметы
на местах, чтобы затем можно было добрать
в крупнейших музеях области материал
по тем районам, где его удалось собрать
меньше.
Эксклюзив
из сундуков
Тем не менее
с особенным рвением Марина стремилась
изучить коллекции маленьких, в том числе
частных, музеев, а также предметы, которые
сохранились у жителей.
— Маленькие
музеи, как правило, не издают каталоги
своих коллекций, поэтому для исследователей
остаётся невидимой даже информация о
наличии там того или иного предмета. В
таком случае единственная возможность
обнаружить искомый материал — приехать
в музей самому. Зато эти предметы мало
кто видел, и часто они не изучены
специалистами. То же самое с предметами
из частных коллекций, — поясняет
исследовательница.
И в муниципальных
учреждениях часто подсказывали, в каком
направлении продолжать поиск. Например,
в Шенкурском районном краеведческом
музее помогли связаться с местной
жительницей, которая собирает предметы
старины с мечтой открыть когда‑нибудь
собственный музей. А в Вельском центре
традиционной народной культуры «Берендей»
выяснилось, что одна из сотрудниц сама
обладает большой коллекцией старинных
тканей…
Люди,
сохранившие дома предметы старины,
нашлись во многих районах области,
особенно много их встретилось Марине
на Пинежье. Но особенно интересным с
этой точки зрения выдалось исследование
тканей в Мезенском и Лешуконском округах.
И это тот случай, когда не было бы счастья,
да несчастье помогло: из‑за сложной
попажи Марина не смогла добраться туда
и лично провести поиски, поэтому
обратилась за помощью к местным жителям
через сеть — и откликнулось очень много
людей, которые сохранили старинные
тканные изделия у себя дома.
— Я, конечно,
рассчитывала, что такие люди найдутся,
но не ожидала, что их будет так много, —
говорит Марина. — Особенно приятно
было, что все откликнувшиеся шли навстречу
и терпеливо делали всё, что нам было
необходимо, чтобы собрать информацию
на расстоянии: и фотографировали изделия
определённым образом, и делали все
требующиеся замеры, хотя это не всегда
удавалось им с первого раза, так как они
не специалисты.
Благодаря
этим людям в Мезенском округе и в
Лешуконье удалось собрать много
эксклюзивного материала.
— В целом
по области из домоткани, выполненной
именно с узорами, обнаружены в основном
полотенца и рубахи, на которых украшены
орнаментом рукава, есть также скатерти,
— рассказывает Марина. — В некоторых
районах на юге области, например на
территории бывшего Сольвычегодского
уезда, под Вельском, в Яренске, была
традиция ткать узорные платки — и эти
платки тоже удалось увидеть.
Клочок с
чердака
Точный возраст
большинства вещей, найденных у жителей,
узнать не удалось. Чаще всего в семьях
уже не помнят таких деталей, говорит
Марина. Но, как правило, помнят, кто
изготовил вещь. И если при этом известен
год рождения мастерицы, можно предположить
примерное время создания предмета,
потому что, как правило, узорные вещи
создавали до замужества. Обычно это
конец XIX — начало XX века.
— Вещи этого
периода — это и есть, по сути, последние
предметы, изготовленные вручную по
старинным технологиям. Последние
отголоски традиционного уклада, —
отмечает исследовательница.
Интересно,
что рядом со старинными в сундуках
зачастую обнаруживались и вещи более
позднего периода, уже фабричного
изготовления, но стилизованные под
старину, например, с машинной вышивкой,
которую иногда принимают за ткачество.
Марина отмечает, что владельцы не путают
их с изготовленными вручную — эти вещи
представляют для них самостоятельную
ценность, и это любопытный феномен,
который, возможно, тоже стоит исследовать.
Но в нынешнее исследование эти фабричные
предметы не вошли, какими бы удачными
в плане стилизации они ни были.
Другое дело
— вещи более позднего периода с
фрагментами подлинных старинных тканей,
например, фабричные полотенца, которые
хозяйки окаймляли отрезами сохранившейся
от бабушек и мам узорной домоткани.
Такие предметы Марина тоже фиксировала:
по её словам, в большинстве случаев даже
по небольшому фрагменту узора можно
восстановить схему его ткачества.
Удивительно,
насколько маленькие участки полотна
порой годятся для такой работы. Марина
рассказывает, что один из самых маленьких
кусочков ткани, с которым она имела
дело, был всего пять на пять сантиметров.
— Моя подруга
обнаружила этот клочок на чердаке
старого дома, который купила. Сразу было
понятно, что это домоткань. А когда мы
его отстирали, стало видно, что там ещё
и узор, — вспоминает она. — Так вот,
этого кусочка оказалось достаточно,
чтобы восстановить схему его ткачества
и сохранить орнамент.
— Состояние
обнаруженных нами вещей, конечно, разное.
Есть и грязные, и с разрывами. Но, вообще,
можно сказать, что нам повезло, — говорит
Марина. — Раньше всё, что богато украшалось
орнаментом, использовалось только по
особым случаям и очень береглось, поэтому
сохранилось.
Загадочные
насекомые
В городах
Марине встретилось меньше старинных
предметов, в сельской местности —
больше.
— Я так
думаю, сельский уклад жизни больше
располагает сохранять старину. Есть
где хранить, есть куда выставить, —
рассуждает Марина.
А вообще, она
сделала вывод, что чем меньше и
труднодоступнее населённый пункт, тем
больше вероятности встретить у местных
предметы из далёкого прошлого. Так, её
поначалу удивил Шенкурск: в городе,
известном своими ткацкими традициями,
она ожидала найти много старинных
тканей, а оказалось, что даже в Шенкурском
районном музее их коллекция достаточно
скромная.
— Сотрудники
музея рассказали, что очень большую
роль здесь сыграло то, что Шенкурск
стоит на большой дороге, — рассказывает
Марина. — В 60–70‑е годы город посещало
много экспедиций из столичных музеев,
и много предметов старины, в том числе
тканей, были вывезены.
А одну из
самых богатых коллекций предметов
ткачества Марина обнаружила в краеведческом
музее Ленского района. Кстати, здесь
она встретила и самый необычный орнамент.
На одном из старинных полотенец оказался
узор из… фигурок мух.
— Такого
орнамента я не встречала больше нигде
в нашей области, — отмечает исследовательница.
— Кроме того, это полотенце удивительно
необычным оформлением краёв. По краям
к нему привязана другая ткань, собранная
в своеобразные фестоны.
И история
этого полотенца до сих пор неизвестна…
— Конечно,
в нынешнюю книгу войдут не все узоры, а
только те, которые наиболее характерны
для каждой территории, материал я собираю
с запасом, — подчёркивает Марина.
— Мухи не
характерны, значит, не войдут?
— Конечно,
такой необычный орнамент очень хочется
включить, но меня консультирует известный
мастер по ткачеству, народный мастер
России, педагог школы народных ремёсел
Владимира Бурчевского Анна Андреевна
Беднарчик, и её слово будет решающим.
Не только
для ткачей
Выявить
характерные особенности орнаментов на
тканных изделиях разных территорий ещё
предстоит. Но на некоторую специфику
Марина уже обратила внимание.
— Материалы
по большей части встречались везде одни
и те же, лишь немного могла отличаться
ширина полотна. А вот композиционные
различия есть, — замечает исследовательница.
— Например, на Пинежье на полотенцах
очень часто встречаются несколько узких
полос, а, скажем, на Каргополье — один
центральный крупный элемент, а вокруг
более мелкие элементы. Также бросилось
в глаза, что на юге области в тканных
изделиях преобладают красные цвета.
Ещё на юге области часто встречается
ткачество белым по белому, а на севере
я такого почти не встречала. Хотя,
конечно, всё это ещё требует изучения.
На основе
собранного материала Марина намерена
написать исследовательскую работу об
орнаментах, бытовавших на территории
Архангельской области. Она будет включена
в итоговую книгу. Кроме того, результаты
своего исследования Марина планирует
представить в этом году на нескольких
научно-практических конференциях в
Архангельской области, посвящённых
изучению и сохранению культурного
наследия региона. По её словам, сегодня
такая информация очень востребована
теми, кто занимается традиционными
ремёслами.
Кстати,
несмотря на то что задуманная книга
больше для практиков, люди от науки
также, по словам Марины, сейчас наблюдают
за проектом с интересом. Во многих музеях
её пригласили провести презентацию
книги, когда она выйдет.
И похоже,
идею Марины уже подхватили в других
российских регионах. Недавно она узнала,
что проект один в один начали в Удмуртии,
а в Санкт-Петербурге взялись так же
исследовать старинные вышивки. Марина
предполагает, что большую роль сыграло
то, что оба её проекта — сначала первый,
по изучению старинных тканей Плесецкого
района, а затем нынешний — стали
победителями конкурса Фонда президентских
грантов и были опубликованы на сайте
конкурса в открытом доступе. Тиражировать
эти проекты, к слову, не запрещается.
Согласно
срокам проекта, книга «Орнаменты
Архангельской области» должна появиться
в первой половине 2024 года. В ней будет
собрана информация о традиционных
узорных тканях, важная прежде всего для
понимания технологии их изготовления.
Как и первая книга Марины Кустовой,
посвящённая орнаментам Плесецкого
района, книга «Орнаменты Архангельской
области» будет издана на средства
гранта, а, значит, в продажу не поступит.
Но когда проект завершится, появится
право напечатать коммерческий тираж.
А пока книгу можно будет найти в
библиотеках.