19.01.2024 16:05

Архангельская область вошла в десятку регионов России с наибольшим потенциалом развития экологического и железнодорожного туризма

В число самых перспективных регионов с точки зрения развития экотуризма также вошли Тверская, Ярославская, Нижегородская, Кемеровская, Челябинская области, Пермский и Приморский край, Республики Башкортостан и Карелия
Фото предоставлено Бюро Атлас

К такому выводу пришли аналитики консалтингового бюро Atlas. Эксперты проанализировали регионы РФ по следующим критериям: количество ООПТ и ОКН, существующий и планируемый туристический поток, а также число туристических ж/д-маршрутов.

На территории Архангельской области расположено 124 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и 1972 объекта культурного наследия (ОКН). Среди известных заповедных территорий региона — Водлозерский нацпарк, Пермиловский заказник и другие. Кроме того, Архангельская область — один из лидеров по количеству туристических ж/д-маршрутов, в регионе их пять

Количеству действующих в регионах туристических ж/д-маршрутов эксперты уделили особое внимание, поскольку этот вид транспорта считается наиболее экологичным. Он в большей степени, чем многие другие способы передвижения, соответствует принципам экотуризма — таких, как сохранение природных богатств и минимизация воздействия на окружающую среду.

В связке с экологичным отдыхом железнодорожный туризм — это спокойные, комфортные поездки по самым живописным местам. Приверженцы тренда на «медленные путешествия» (slow travel), то есть глубокое погружение в местный колорит и минимальное воздействие на окружающую среду, получают больше впечатлений от красивых видов, пока добираются до места назначения. Объединение эко- и жд-туризма может стать самым экологичным, безопасным и умным способом путешествовать, считают эксперты бюро ATLAS.

- В России одна из самых развитых систем железнодорожного транспорта — мы занимаем третье место в мире после США и Китая по протяжённости железнодорожных путей. Такая инфраструктура щадяще воздействует на природу. Благодаря поездам путешественники могут добраться напрямую до природных достопримечательностей, что существенно расширяет возможности для развития экотуризма. Туристические ж/д маршруты к природным местам — это драйвер для развития регионов. Им необходимо обрастать инвестиционными проектами, современной инфраструктурой, инициировать объединение государственных стейкхолдеров и частного бизнеса в сфере туризма, — говорит основатель и генеральный директор бюро Atlas Александра Сытникова.

Перечисленные в рейтинге Atlas регионы относятся к категории областей с большим, но не до конца раскрытым потенциалом экотуризма в связке с ж/д-сообщением. При этом зрелость железнодорожного экотуризма различается от региона к региону. Например, в Карелии 154 ООПТ объединены 17 туристическими ж/д-маршрутами, и недоступными для путешествующих на поезде остаются только заповедные места на севере республики или у Ладожского озера. А в Башкортостане, который превосходит Карелию и по количеству ООПТ, и по существующему и потенциальному турпотоку, действует всего 1 туристический ж/д-маршрут.

Определенное преимущество в «конкуренции» за экотуристов есть у регионов, которые уже получили признание путешественников. Например, на территории Ярославской области находится около двух тысяч объектов культурного наследия, 27 из них охраняются ЮНЕСКО. Такая концентрация исторических достопримечательностей в связке с 4 действующими ж/д-маршрутами формируют ежегодный туристический поток на уровне 1,5 млн посетителей. В планах  увеличить этот показатель до 7,9 млн человек к 2025 году. Существенный вклад может внести направление экотуризма, если при помощи действующих и новых железнодорожных маршрутов можно будет доставлять путешественников к заповедникам и другим ООПТ, которых на территории субъекта очень много — 374.

- Железнодорожное путешествие может стать необычным опытом, но только если сам процесс будет интерактивным, интересным, развлекательным и образовательным. Этого можно достичь с помощью смарт-решений, приложений и сервисов в поезде, аудио-путеводителей, библиотек, интерактивов на станциях и единого пакета коротких вылазок-экскурсий в городах по пути. Тогда привлекательность поездов может обойти и авиатранспорт, — считает руководитель проектов консалтингового бюро Atlas Дарья Коваленко.

Еще один эффективный способ привлекать экотуристов в новые места — создавать визит-центры на территории вокзалов, вблизи заповедников. Так уже поступили в Свердловской области, на станции «Синячиха», а также в Тульской области, где станция «Козлова Засека» превратилась в музейно-вокзальный комплекс. Как отмечают в бюро ATLAS, такая мера поможет стимулировать экономику прилегающих населенных пунктов и достигать целей по сохранению и развитию уникальных зеленых территорий.

По разным оценкам, на долю экотуризма в России приходится всего 2% турпотока страны, при том, что 40% наших соотечественников проживают в радиусе 30 км от ООПТ федерального значения. Однако, по словам Дарьи Коваленко, в последние годы этот вид путешествий становится все более востребованным в связи с ростом туристической осознанности и желанием людей быть ближе к природе.

- В мире есть интересные комплексные кейсы про объединение железнодорожных маршрутов и культурных достопримечательностей. Например, английская Great Scenic Railways Devon & Cornwall — единая программа, ежегодно привлекающая 75 тыс. туристов к путешествиям на поездах через живописные долины, побережья, пляжи и города. Для любителей такого отдыха доступны цифровые сервисы с указанием станций, достопримечательностей и видов досуга в этих местах, описанием пеших маршрутов, списком пляжей, рейтингом кафе и ресторанов, гидом по местному искусству и точкам продажи книг и пластинок, — приводит пример Дарья Коваленко.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.