К такому выводу пришли аналитики консалтингового бюро Atlas. Эксперты проанализировали регионы РФ по следующим критериям: количество ООПТ и ОКН, существующий и планируемый туристический поток, а также число туристических ж/д-маршрутов.
На территории Архангельской области расположено 124 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и 1972 объекта культурного наследия (ОКН). Среди известных заповедных территорий региона — Водлозерский нацпарк, Пермиловский заказник и другие. Кроме того, Архангельская область — один из лидеров по количеству туристических ж/д-маршрутов, в регионе их пять
Количеству
действующих в регионах туристических
ж/д-маршрутов эксперты уделили особое
внимание, поскольку этот вид транспорта
считается наиболее экологичным. Он в
большей степени, чем многие другие
способы передвижения, соответствует
принципам экотуризма — таких, как
сохранение природных богатств и
минимизация воздействия на окружающую
среду.
В
связке с экологичным отдыхом железнодорожный
туризм — это спокойные, комфортные
поездки по самым живописным местам.
Приверженцы тренда на «медленные
путешествия» (slow travel), то есть глубокое
погружение в местный колорит и минимальное
воздействие на окружающую среду, получают
больше впечатлений от красивых видов,
пока добираются до места назначения.
Объединение эко- и жд-туризма может
стать самым экологичным, безопасным и
умным способом путешествовать, считают
эксперты бюро ATLAS.
-
В России одна
из самых развитых систем железнодорожного
транспорта — мы занимаем третье место
в мире после США и Китая по протяжённости
железнодорожных путей. Такая инфраструктура
щадяще воздействует на природу. Благодаря
поездам путешественники могут добраться
напрямую до природных достопримечательностей,
что существенно расширяет возможности
для развития экотуризма. Туристические
ж/д маршруты к природным местам — это
драйвер для развития регионов. Им
необходимо обрастать инвестиционными
проектами, современной инфраструктурой,
инициировать объединение государственных
стейкхолдеров и частного бизнеса в
сфере туризма, — говорит основатель
и генеральный директор бюро Atlas Александра
Сытникова.
Перечисленные
в рейтинге Atlas регионы относятся к
категории областей с большим, но не до
конца раскрытым потенциалом экотуризма
в связке с ж/д-сообщением. При этом
зрелость железнодорожного экотуризма
различается от региона к региону.
Например, в Карелии 154 ООПТ объединены
17 туристическими ж/д-маршрутами, и
недоступными для путешествующих на
поезде остаются только заповедные места
на севере республики или у Ладожского
озера. А в Башкортостане, который
превосходит Карелию и по количеству
ООПТ, и по существующему и потенциальному
турпотоку, действует всего 1 туристический
ж/д-маршрут.
Определенное
преимущество в «конкуренции» за
экотуристов есть у регионов, которые
уже получили признание путешественников.
Например, на территории Ярославской
области находится около двух тысяч
объектов культурного наследия, 27 из них
охраняются ЮНЕСКО. Такая концентрация
исторических достопримечательностей
в связке с 4 действующими ж/д-маршрутами
формируют ежегодный туристический
поток на уровне 1,5 млн посетителей. В
планах увеличить этот показатель до
7,9 млн человек к 2025 году. Существенный
вклад может внести направление экотуризма,
если при помощи действующих и новых
железнодорожных маршрутов можно будет
доставлять путешественников к заповедникам
и другим ООПТ, которых на территории
субъекта очень много — 374.
-
Железнодорожное путешествие может стать необычным
опытом, но только если сам процесс будет
интерактивным, интересным, развлекательным
и образовательным. Этого можно достичь
с помощью смарт-решений, приложений и
сервисов в поезде, аудио-путеводителей,
библиотек, интерактивов на станциях и
единого пакета коротких вылазок-экскурсий
в городах по пути. Тогда привлекательность
поездов может обойти и авиатранспорт,
— считает руководитель
проектов консалтингового бюро Atlas Дарья
Коваленко.
Еще
один эффективный способ привлекать
экотуристов в новые места — создавать
визит-центры на территории вокзалов,
вблизи заповедников. Так уже поступили
в Свердловской области, на станции
«Синячиха», а также в Тульской области,
где станция «Козлова Засека» превратилась
в музейно-вокзальный комплекс. Как
отмечают в бюро ATLAS, такая мера поможет
стимулировать экономику прилегающих
населенных пунктов и достигать целей
по сохранению и развитию уникальных
зеленых территорий.
По
разным оценкам, на долю экотуризма в
России приходится всего 2% турпотока
страны, при том, что 40% наших соотечественников
проживают в радиусе 30 км от ООПТ
федерального значения. Однако, по словам
Дарьи Коваленко, в последние годы этот
вид путешествий становится все более
востребованным в связи с ростом
туристической осознанности и желанием
людей быть ближе к природе.
-
В мире есть
интересные комплексные кейсы про
объединение железнодорожных маршрутов
и культурных достопримечательностей.
Например, английская Great Scenic Railways Devon &
Cornwall — единая программа, ежегодно
привлекающая 75 тыс. туристов к путешествиям
на поездах через живописные долины,
побережья, пляжи и города. Для любителей
такого отдыха доступны цифровые сервисы
с указанием станций, достопримечательностей
и видов досуга в этих местах, описанием
пеших маршрутов, списком пляжей, рейтингом
кафе и ресторанов, гидом по местному
искусству и точкам продажи книг и
пластинок,
— приводит пример Дарья Коваленко.