Впервые «Правда Севера» рассказала о том, что архангельский изобретатель Александр Попов получил патент на развитие Марса, в 2015 году. У него есть и другие изобретения, вполне земные, всего порядка 140. Но особое место в них занимает всё же тема освоения дальнего космического пространства. Изобретения Александра Попова относятся к области модификации параметров космической среды, в частности атмосферы Марса.
К примеру, он придумал способ наращивания и прогрева атмосферы этой планеты, формирования здесь облаков, способ её ночного освещения. Затем запатентовал способы доставки и разведения на Марсе рыбы и кроликов. Есть у него и другие изобретения, связанные с этой планетой, а также с освоением Луны, Меркурия, астероидов.
Как говорит
сам изобретатель, в большинстве своём
это изобретения послезавтрашнего дня.
И если они будут востребованы, то в
отдалённом будущем, особенно если
говорить о Марсе, ведь надо сначала
добраться до Красной планеты. Впрочем,
у Александра Фёдоровича довольно
оптимистичный взгляд на перспективы
освоения Марса, он считает, что у России
есть потенциал первой облететь эту
планету на космическом корабле с
пилотируемым экипажем.
– Это
непременно следует сделать перед
высадкой на поверхность Марса, — говорит
Александр Попов. — Ни один, даже самый
сверхчувствительный, аппарат не заменит
человеческого глаза. Например, наш Иван
Вагнер во время полёта на околоземной
орбите продемонстрировал особую
наблюдательность. Вот такого космонавта
и стоило бы отправить для облёта Марса.
А, может, и Иван Вагнер согласился бы?
Александр
Попов считает, что этот важный шаг надо
непременно сделать перед тем, как
человечество, действительно, ступит на
Марс. И тогда вполне может быть, что оно
вспомнит об изобретениях архангельского
учёного.
Но на днях
он сообщил о двух «околоземношаровых»
изобретениях — то есть из дальнего
космоса почти спустился на Землю.
Вместо шара — пузырь
– 1 января
нового года по телевизору снова показали
фильм «Вызов», — говорит Александр
Фёдорович, — и я вспомнил о двух патентах,
которые получил благодаря этому фильму.
По его
словам, на одно из этих изобретений, его
вдохновила космическая причёска Юлии
Пересильд, актрисы, которая в фильме
сыграла главную роль.
– Волосы
в условиях невесомости у неё буквально
разлетались в разные стороны, — говорит
Александр Попов. — На это обратили
внимание и журналисты, которые затем
шутили, что она, видимо, использовала
весь шампунь, который находился на
станции. Если говорить о мытье головы
в условиях невесомости, есть несколько
способов — с помощью специальных
салфеток, а они довольно тяжёлые и
занимают много места. Другой способ —
когда наносится шампунь, но там какая
проблема — любая жидкость в свободном
состоянии стремится к форме шара. В
такой ситуации наносить шампунь сложно
потому, что это невозможно сделать
равномерно. И я подумал — пусть это
будет шар, но пустым внутри. Для этого
надо в этот шар вставить трубочку для
коктейлей, и с её помощью раздуть пузырь.
Уточняю —
какие преимущества у такого пузыря
перед шаром?
– Дело в
том, что в таком случае мы получаем
тонкую плёнку, которую легко распределить
по волосам или по всему телу. Это можно
сделать втиранием или похлопыванием.
К тому же шампунь можно изготовить на
самой станции, взяв с собой порошок,
который можно разделить на порции.
Выходит, что кроме удобства получаем
ещё и экономию.
Кстати,
патент на изобретение номер 2 778 172,
утверждённый Федеральной службой по
интеллектуальной собственности, так и
называется: «Способ нанесения шампуня
в невесомости».
Бритва без ручки
Есть ещё
одно изобретение, связанное с фильмом
«Вызов». Правда, идея изобретения, по
словам Александра Попова, пришла ему
во время подготовки запуска космического
корабля, который должен был доставить
на космическую станцию киноэкипаж.
– Было
это 5 октября 2021 года, — вспоминает
Александр Фёдорович. — В тот день я
проснулся рано, в пять утра — обещали
в прямом эфире показать не только сам
пуск, но и подготовку к старту.
По его
словам, в эфир также попал репортаж с
орбиты.
– Я увидел,
как один из членов экипажа брился,
готовясь к встрече гостей. Он использовал
обычную станковую бритву. Но вот на что
я обратил внимание — у этой бритвы была
длинная ручка. До этого говорили, что
киноэкипажу разрешили взять с собой не
более килограмма личных вещей. Ведь
мало того что доставка грузов на станцию
стоит дорого, а ещё этот груз занимает
много места. Недаром родилась эта шутка
— МКС уже расшифровывается как
«международный космический склад».
И по словам
Александра Попова, он стал думать, как
можно обойтись без ручки во время бритья
станковой бритвой.
– Изобретение
— это всегда преодоление стереотипов,
— пояснил он. — Даже в мелочах. Изобретатель
на вещи смотрит совсем по‑иному, чем
обычный человек. Вдруг ты понимаешь
несуразность ситуации — зачем тратить
сотни тысяч рублей на доставку на станцию
того, без чего вполне можно обойтись?
По его
словам, решение к нему пришло, как только
ракета отправилась в космос.
– Это
решение кажется простым, — говорит он,
— но его надо было придумать. Я предложил
к оправе бритвы с тыльной стороны
приделать кольцо, которое надевается
на палец. В тот же день я оформил заявку
и отнёс на почту, отправив её в Федеральную
службу по интеллектуальной собственности.
Как пояснил
изобретатель, также у того, кто пользуется
такой бритвой, меньше вероятности
сделать порезы.
– А это
дополнительный положительный эффект,
— продолжает он. — Бритва получила
новое качество, она стала не только
полезной, но и безопасной. Но это не
чисто космическое изобретение — бритвой
вполне можно пользоваться в земных
условиях, в частности в командировке,
в походах.
Спустя
время Александр Попов получил извещение
из Федеральной службы по интеллектуальной
собственности о регистрации патента
на изобретение «Бритвенный станок» под
номером 2 776 276.
Вопрос —
кто и как может использовать эти
изобретения? По словам Александра
Попова, сейчас изобретатель подписывает
соглашение с Федеральной службой по
интеллектуальной собственности, в
котором обязуется в течение двадцати
лет заключить договор на использование
изобретения, если с таким предложением
обратится гражданин России. А через
двадцать лет, если предложений не
поступит, изобретение переходит в
общественное достояние.
Спросила
также о его впечатлении от фильма. О нём
высказываются полярные мнения, в том
числе возникают вопросы — стоило ли
так тратиться на это космическое
путешествие, чтобы снять не самый
выдающийся с художественной точки
зрения фильм? В конце концов, ситуацию
невесомости можно смоделировать в
земных условиях — современные технологии
позволяют.
– Не буду
говорить о его художественных достоинствах,
— ответил Александр Фёдорович. — Но
считаю очень важным то, что в фильме
создана ситуация, которая пока не
случалась на орбите — когда члену
экипажа понадобилась срочная медицинская
помощь. И там, на орбите, они всё делали
так, как будто это произошло на самом
деле. Значит, продумывали каждый шаг —
как крепить больного, как применить
земные медицинские технологии в космосе.
В павильоне так не получится! А опыт,
приобретённый во время съёмок этого
фильма, ещё пригодится в будущем. Уверен
— в более дальние космические полёты
в экипаж станут включать врачей. В том
числе в полёт на Марс. А такой намёк в
фильме есть — когда в иллюминаторе на
миг мы видим не Землю, а Красную планету.
А Россия такая страна, которая делает
рывки в развитии, когда ставит грандиозные
цели. И этот фильм даёт такую надежду…
Лучше того — он даёт мечту!