Между купечеством и дворянством
Затронем
историю одной семьи — крестьян из
деревни Ефремовой Великодворской
волости Холмогорского уезда Архангельской
губернии.
Михаил Михайлович Рянгин, временный купец третьей, второй и первой гильдий, потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга, занимавшийся строительными подрядами, покупкой и продажей столичной недвижимости. Был старшим сыном в многодетной семье, рано оставшейся без отца.
В записях
Ступинского (Копачевского) прихода
деревни Ичково сохранилась запись и о
денежном пожертвовании по случаю смерти
матери. В начале предпринимательской
карьеры был кровельщиком-подрядчиком
на отхожем промысле, как и многие
крестьяне Архангельской губернии, со
времён Петра I принимавшие активное
участие в строительстве Петербурга.
Первый
капитал дал возможность начать
перестраивать деревянные дома, расширяя
их и надстраивая. Следующим шагом стала
аренда и выкуп земельных участков под
строительство, возможность нанимать
большее количество рабочих и привлекать
кредиты под залог построенных доходных
домов в столице. Так, в 1875 году Михаилом
Рянгиным был куплен участок по Большой
Московской улице 201/200 с двумя ветхими
домами, вместо которых он построил два
новых здания, сдал в аренду Второму
Петербургскому ремесленному училищу
и в 1901 году продал.
Сегодня
здание в Виленском пер., д. 5, лит. А входит
в перечень объектов культурного наследия
регионального значения. Сейчас это
многоквартирный жилой дом, в 2022 году
началась реставрация фасада. В его
интерьерах до сих пор сохранились
комплексная историческая отделка
парадных лестниц, камин в вестибюле,
кованые ограждения известняковых
лестниц. Кроме двух указанных объектов,
Рянгиным было построено ещё свыше
десятка зданий.
Михаил
Михайлович был дважды женат, имел
четверых детей: сына Василия, дочерей
Александру, Ольгу и Елизавету. Свидетельство
о потомственном почётном гражданстве
Михаила Рянгина датировано 19 июня 1881
года и являлось не только знаком
персональной принадлежности к почётному
сословию его самого, но и членов его
семьи, открывая для них целый ряд
возможностей, определённых в Манифесте
«Об установлении нового сословия под
названием Почётные граждане» от 10 апреля
1832 года, а именно: право наследования,
право на потомственное почётное
гражданство детям.
В
действительности сословие почётных
граждан Санкт-Петербурга было промежуточным
между купечеством и дворянством. За
период 1832–1889 годов через департамент
герольдии прошли дела о пожаловании
потомственным почётным гражданством
практически всех петербургских купцов
— 663 человек. И по мере того, как число
почётных граждан увеличивалось, смысл
и привилегии почётного звания становились
всё более ясными, всё больше купцов
осознавали свою социальную миссию. В
итоге с каждым десятилетием стало расти
число купцов, которые благодаря почётному
гражданству переводили своих детей с
домашнего обучения в гимназии, училища
и высшую школу. И внуки Михаила Михайловича
Рянгина, благодаря привилегиям
потомственного почётного гражданства,
смогли поступить в Петербургскую
академию художеств и успешно окончить
её.
Также
неуклонно стало расти число купцов,
занимавшихся благотворительностью.
Она сосредоточилась на трёх основных
направлениях: помощи церкви, призрении
и помощи больным и бедным, финансировании
образовательных учреждений.
Согласно
архивным материалам, Михаил Михайлович,
а после его смерти его сын Василий
Михайлович Рянгин были активными
попечителями Мариинско-Сергиевского
приюта.
Революционный художник Серафима
Василий
Михайлович Рянгин родился в 1862 году в
Холмогорах, помогал отцу развивать
семейный бизнес в столице, был женат,
имел троих детей: дочь Серафиму, сыновей
Ивана и Михаила. Информация о статусе
почётного гражданина в лице Василия
Михайловича почерпнута из метрической
записи в книгах причта Преображенского
всей гвардии собора за 1891 год,
свидетельствующей о крещении дочери
Серафимы 24 февраля, с указанием на
родителей — потомственного почётного
гражданина Василия Михайловича Рянгина
и его жены Варвары Львовны.
В дальнейшем
именно Серафима станет одной из известных
представительниц рода Рянгиных. Детское
увлечение рисованием привело Серафиму
в частную школу-студию профессора
Академии художеств Яна Ционглинского,
и в 1912 году, выдержав большой конкурс,
Серафима Васильевна поступила в Академию
художеств, в которой училась с небольшими
перерывами до 1923 года. Там же, в академии,
познакомилась со своим будущим мужем
Степаном Карповым, уроженцем Оренбурга,
куда молодая пара уехала из революционного
Петрограда. В дальнейшем Степан снискал
себе известность на поприще художественной
деятельности: создание краеведческого
музея, художественной студии, местного
общества художников. Активная творческая
деятельность Карпова и Рянгиной связана,
кроме того, с созданием в начале XX века
в Москве, а затем и в Петрограде Ассоциации
художников революционной России (АХРР),
ставшей предтечей Союза художников
СССР. Степан занял руководящее положение
в АХРР, а Серафима занималась живописью.
После
смерти мужа Серафима Васильевна с 1929
года до конца жизни продолжала традиции
передвижников, постоянно работая в
творческих поездках по стране и создавая
образы строителей коммунизма. Мастерство
Рянгиной органично вписывалось в каноны
социалистического реализма довоенных,
военных лет, 1950‑х годов. Незадолго
до смерти, в 1955 году, Серафиме Васильевне
Рянгиной было присвоено звание
заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Похоронена на Новодевичьем кладбище
рядом с мужем. Её работы находятся в
Третьяковской галерее, в Оренбургском
музее изобразительных искусств и
зарубежных коллекциях.
Губернский архитектор
Не менее
известен и брат Серафимы Иван Васильевич
Рянгин. В 1917 году окончил архитектурное
отделение Академии художеств в Петрограде.
В 1918 году был направлен в Оренбург, где
уже в 1923 году стал губернским архитектором,
а в 1926‑м — главным инженером
губисполкома, ответственным за все
строительные дела Оренбурга. По его
проектам шла застройка Красного городка,
распланировка Сырейной площади,
строительство городской водонапорной
башни. В 1926 году Рянгин составил план
Оренбурга с перспективой его будущего
расширения на ближайшие 50 лет с концепцией
превращения Оренбурга в город-сад,
объединявшей разрозненные части города
в единое целое. Интересно, что разработанный
в 1925 году план города предусматривал
численность населения в 1975 году 500 тысяч
человек, и число точно подтвердилось.
В Оренбурге Рянгин был в числе авторов
одного из самых первых памятников В. И.
Ленину в СССР, автором нескольких крупных
промышленных проектов.
В начале
тридцатых годов уже в Ленинграде он
изобрёл архитектурную систему тахитектон
(в переводе с латыни «шагающий строитель»),
по которой было построено несколько
жилых зданий. Первое из них появилось
в 1932 году по адресу Крестовский проезд,
11. Построенный по конструктивной
строечно-балочной системе, дом представлял
собой блокированный коттедж, каждая
квартира которого располагалась на
двух уровнях и имела отдельный вход. По
этому проекту предполагалось создать
целый подвижной завод, который,
перемещаясь, возводил бы протяжённый
жилой дом из пенобетонных блоков. Объект
остался незавершённым, поскольку Иван
Васильевич умер в 1940 году. К 2007 году
здание пришло в упадок и было снесено.
Михаил
Михайлович Рянгин — один из достойных
представителей Холмогорской земли,
труды которого оставили о нём память
как в виде домов, сохранившихся до наших
дней, так и в работах его внуков, которые
благодаря стараниям дедушки получили
и блестяще реализовали возможность
обучаться в лучших учебных заведениях
Петербурга.
Павел ВЯЛЫХ, руководитель Поморского землячества в Санкт-Петербурге, наследник рода Рянгиных