13.01.2024 14:08

Финансовый блокпост: Мошенники прячутся под масками сотовых операторов

Управляющий Отделением по Архангельской области Северо-Западного ГУ Банка России Андрей Блок — о новой схеме мошенничества телефонных аферистов

— В Архангельской области, по сообщениям полиции, активизировались мошенники, выдающие себя за представителей сотовых операторов, — к концу 2023 года счёт обманутых ими северян шёл на десятки.

Об использовании легенды, когда злоумышленники представляются сотрудниками операторов мобильной связи, Банк России предупреждал ещё минувшим летом. Но со временем мошенники дополнили свою схему — сегодня их интересует не только доступ к личным кабинетам абонентов сотовой связи, но и аккаунты пользователей «Госуслуг».


Схема обмана: как распознать

Начинается обман одинаково: злоумышленники звонят гражданам под видом сотрудников службы поддержки оператора сотовой связи и сообщают, что заканчивается срок действия договора связи или сим-карты и номер абонента скоро перестанет действовать. Или просят подтвердить личные данные абонента. Или предлагают более выгодный тарифный план. Или советуют отключить платную услугу. Иногда злоумышленники сообщают, что поступила заявка о смене мобильного оператора с сохранением номера.

А далее, как говорится, возможны варианты.


Варианты схемы

В первом случае цель мошенников — получить у человека код для входа в личный кабинет мобильного оператора и установить переадресацию или убедить абонента подключить её самостоятельно. Так, человеку могут предложить набрать на мобильном телефоне определённую комбинацию цифр, в результате чего все сообщения будут переадресовываться на номер мошенников. Это позволит им получить СМС-код, с помощью которого они смогут войти в мобильный или интернет-банк доверчивого человека и похитить деньги.

Другой вариант продолжения мошеннической схемы с «сотовыми операторами» — злоумышленники предлагают абоненту сообщить код из СМС-сообщения, который позволит им сменить логин и пароль человека на «Госуслугах» и получить доступ к его личному кабинету на этом портале. С помощью «Госуслуг» мошенники могут узнать личные данные своей жертвы, запросить справку о её доходах и другие документы, что поможет им получить онлайн-займы.


Как действовать

При поступлении телефонного звонка от «сотового оператора» сразу прервите разговор. При появлении любых сомнений и вопросов самостоятельно позвоните в службу поддержки мобильного оператора по номеру, который указан на его официальном сайте.


Что надо знать

Если вы всё же продолжили общение и вам во время разговора пришёл СМС-код от личного кабинета, не называйте его и сразу вешайте трубку.


О чём ещё помнить

Банк России советует гражданам быть бдительными и не сообщать личные и финансовые данные посторонним людям, кем бы те ни представлялись. Не совершайте денежные операции по просьбе незнакомых лиц!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.