Берёшь в руки эту книгу и сразу вспоминаешь, что книга — лучший подарок! Кстати, таким подарком она может быть и для коренных архангелогородцев, и для тех, кто хочет город понять. И полюбить. Потому что любви в книге, действительно, очень много.
Внешне она напоминает книгу «Ностальгия по деревянному городу», которая вышла в Москве в 1992 году стотысячным тиражом. Весь тираж разошёлся, но больше она не переиздавалась.
«Ностальгия по деревянному городу» напечатана на газетной бумаге. Но ценность её заключалась в содержании и уникальных фотографиях и документах, которые там опубликованы.
«Когда Архангельск был деревянным» издана в Кирове тиражом 200 экземпляров. Но теперь на очень хорошей бумаге, поэтому у автора появилась возможность показать иллюстрации в хорошем качестве, в том числе в цвете. А в книге их 250 — это рисунки, чертежи, редкие документы и фотографии.
Я позвонила Юрию Анатольевичу (а он сейчас находится в Нормандии), чтобы уточнить, какие изменения претерпело содержание книги.
– В моём представлении это новая книга. Первая вышла давно, за это время произошло много всевозможных перемен, в том числе и в моём мировосприятии, — ответил он. — Когда писал первую книгу, видел Архангельск через краеведение и архитектурные страсти. В этой книге акцент сместился на людей. Мне захотелось очеловечить архитектуру. Показать людей разных сословий, которые жили в Архангельске, в том числе события, которые происходили в первой половине XX столетия.
Юрий Анатольевич говорит, что всю жизнь посвятил Архангельску. Он вспоминает, что взгляд на родной город у него изменился в пятом классе, когда Глеб Глебович Бострем, преподаватель географии архангельской шестой школы, дал ему задание нарисовать карту Архангельска.
– До этого для меня Архангельск был городом проходных дворов, — вспоминает Юрий Анатольевич. — Потому что мы, мальчишки, сокращая путь, перемещались по городу именно дворами. А когда я взялся рисовать карту, Архангельск стал обретать очертания улиц и кварталов.
А потом, в 1983 году, Юрий Барашков вместе с коллегами кафедры архитектуры и инженерных конструкций Архангельского лесотехнического института проводил исследования деревянной застройки центральной части Архангельска. Цель — выявить деревянные дома, которые стоило сохранить в качестве памятников местной архитектуры. Как говорит Юрий Анатольевич, тогда возникло желание написать книгу, в которой бы навсегда сохранился деревянный город, коль в действительности сохранить его невозможно. Так появилась «Ностальгия по деревянному городу».
А в книге «Когда Архангельск был деревянным» он населён жителями. Неким предисловием к ней служит фотография, где жители Соломбалы разных сословий запечатлены возле дома, расположенного на углу Никольского проспекта и Адмиралтейской набережной. А вот портрет супругов Макаровых — сейчас лесопромышленника Якова Макарова больше помнят по «макаровским» баням. Поражает празднование трёхсотлетия лоцманской службы в Архангельске в 1913 году — какое блестящее собрание! На другой фотографии — первые захоронения на английском кладбище в Архангельске.
Примечательно, что в книге есть фотографии, на которых показаны здания в начале века и сейчас, как, например, дом на Чумбаровке.
В этой книге Юрий Анатольевич обращается и к Евгении Фрезер, в книге показан особняк Шольцев, в котором она жила вместе с бабушкой (в Архангельске помнят книгу Евгении Фрезер «Дом над Двиной», которую издал Юрий Барашков).
Вспоминает он и своих соседей по коммунальной квартире, которая находилась в доме на углу улицы Карла Маркса и проспекта Новгородского. Оказалось, что один из соседей, молчаливый дядя Володя, был белогвардейским офицером, который прошёл холмогорский лагерь. А теперь выяснилось, что его пути пересекались с отцом Элен, жены Юрия Анатольевича. Только её отец сумел эмигрировать через Крым, а сосед детства Юрия Анатольевича попал в лагерь. Архангельск интересен не только своей архитектурой, но и судьбами людей, которые жили в деревянном городе.
– Я сам родом из деревянного города, — говорит Юрий Анатольевич, — книгу написал на одном дыхании и с большой любовью к Архангельску, хотел поднять его как на ладони. И понимаю, что эта книга — итог всей моей жизни…
Вернее, итог того, чем всю жизнь занимался Юрий Анатольевич, изучая архитектуру родного города, стараясь её защитить и сохранить.
Сейчас у него в замыслах новая книга с рабочим названием «Второе дыхание»…
Светлана ЛОЙЧЕНКО
Фото из книги Юрия Барашкова «Когда Архангельск был деревянным»