Родились малыши в областном перинатальном центре в апреле 2017 года. Для Киземы появление тройни стало тогда настоящим событием. Как писала местная газета «Устьянские вести», подобного «тройного счастья» в Киземе не было лет двадцать. Впрочем, малыши Коптевы до сих пор – единственная тройня в посёлке.
«Ёлка желаний»
С мамой тройняшек Галиной мы познакомились, можно сказать, случайно – в социальной сети под постом о Всероссийской акции «Ёлка желаний» увидели её комментарий. Галина написала, что в их многодетной семье тоже есть мечта и новогоднее желание. Одно на всех – сертификат на жилищную субсидию, которая в Архангельской области полагается при рождении одновременно трёх и более детей.
Подобная мера поддержки, напомним, начала действовать в регионе с 2020 года. Сумма субсидии – больше двух миллионов рублей. Использовать выплату можно на улучшение жилищных условий. В январе 2021 года «Правда Севера» рассказывала о семье Воротынских-Ерофеевских из Новодвинска, которые первыми в Архангельской области получили эту новую меру поддержки и смогли купить просторную квартиру.
Поздравить тройню с новосельем приезжал тогда губернатор Александр Цыбульский. А узнав, что в большой семье нет собственного автомобиля, пообещал, что вместе с главой Новодвинска найдёт способ помочь. К решению вопроса подключилось местное бизнес-сообщество, и в декабре 2021 года многодетная семья получила новогодний подарок – автомобиль «Лада Ларгус».
После новодвинцев Воротынских-Ерофеевских сертификатом на улучшение жилищных условий уже успели воспользоваться и другие счастливые семьи с новорождёнными тройняшками. Многодетные Коптевы – тоже семья счастливая, но жилищный сертификат по закону им не положен – тройняшки родились на три года раньше.
«Устранить несправедливость»
– Я считаю, надо обязательно поднять вопрос, чтобы все семьи Архангельской области с детьми-тройняшками, нуждающиеся в улучшении жилищных условий или не имеющие своего жилья, могли бы воспользоваться этой мерой поддержки независимо от года рождения детей, – говорит Галина. – Это было бы справедливо. Ведь таких семей, как наша, не так уж и много…
Тройняшки в Архангельской области, действительно, рождаются нечасто. В среднем одна-две тройни в год. Но, например, в 2016 году в Архангельской области появилось на свет сразу шесть троен, в 2017-м – две, включая малышей Коптевых, в 2018-м – две, в 2019-м – три… И получается, что все они, хотя и имеют право на другие меры социальной поддержки, под жилищную субсидию, самую важную, не попали.
В региональном министерстве труда, занятости и социального развития Галине Коптевой ответили, что в настоящее время вносить изменения в законодательство не планируется. Но предложения, содержащиеся в обращении многодетной матери, «приняты во внимание и могут быть учтены в перспективе при внесении изменений в законодательство».
Отопление – печка, туалет на улице…
Живут Коптевы в деревянном доме, в однокомнатной квартире общей площадью 31 квадратный метр. Отопление – печка, туалет на улице. По словам Галины, эту квартиру им выдали в администрации посёлка больше десяти лет назад, когда только-только образовалась их молодая семья.
– Квартира стояла заброшенная, никому не нужная, – поясняет Галина. – Мы её с Никитой отремонтировали, Алинка родилась… А потом и тройняшки появились. Так‑то у нас здесь всё продумано, компактно. У каждого есть местечко. Но на следующий год мои младшие пойдут в первый класс… Мне бы тоже хотелось воспитывать детей в нормальных условиях.
По её словам, в посёлке до сих пор удивляются, что их семье не выделили более просторное и комфортное жильё и вообще «обошли стороной».
– По соседству, в деревне Нагорской, тоже тройня растёт, – рассказывает Галина, – в 2009 году там девчонки родились. Так им с жильём помогли. И мама, насколько я помню, ещё три коровы попросила.
– А у вас корова есть? – спрашиваю Галину.
– Нет, – машет она рукой. – Куда нам с коровой? Надо вначале с жильём проблему решить, а потом уже обживаться.
«Бог дал, значит, справимся…»
Галина рассказывает, что о большой семье мечтала всегда, с самого детства.
– Я трудностей не боюсь, – поясняет. – Привыкла к любой работе. И по жизни считаю себя сильным человеком. Когда вначале на УЗИ мне объявили, что двойня будет – обрадовалась, стали с дочкой коляски выбирать. Двадцать пять лет и уже многодетная мама – это же здорово! А потом в больницу, в посёлок Октябрьский приехала. И меня огорошили: «Кто сказал, что двойня? Тройня у вас!» Муж немного в шоке был. А потом ничего: «Тройня так тройня». Тем более ему пообещали, что там «точно один мальчик есть». Третий малыш был для всех сюрпризом. До последнего не знали, кто «прячется». Ну а теперь вот три дочки и один сынок – это же счастье…
Говорит: «Бог дал, значит, справимся». И о помощи, признаётся, не привыкла просить. Но тройня – особый случай.
– Меня и в перинатальном центре телевидение снимало – сюжет в региональных новостях показывали, – кивает Галина. – И в Кизему, когда с ребятишками из больницы мы спустя два месяца вернулись, приезжали из местной газеты. Наверное, надо было мне сразу говорить, что с жильём большая проблема, но я как‑то постеснялась… Думала, ведь и так понятно, в каких условиях мы живём.
А потом, когда детки окрепли да подросли, когда сама обращаться стала… Ответили мне, мол, у вас же материнский капитал есть, пособия получаете, в очереди стоите…Чего ещё хотите‑то? Подарили на день посёлка нам мультиварку – вот и всё.
Шесть лет в очереди
Галина рассказывает, что пытались с мужем сами решить жилищную проблему. Даже в программу «Молодая семья» вступали, кредит брали в банке, чтобы в эту программу войти.
– Тогда ещё мы надеялись, что закон новый примут и сертификат за тройню тоже получим – добавим и купим квартиру, – говорит Галина. – Но оказалось – «не в том году родились».
– То есть квартиру вы уже пытались купить, но не хватило денег? – уточняю у Галины.
– Да. Цены на жильё ведь скачут. А про программе надо было квартиру найти не меньше, чем 72 квадратных метра. Грубо говоря, больше пяти миллионов рублей. Мы подходящее жильё так и не нашли и с финансами пролетели. В общем, поняли, что кредит – не наш вариант. Чем отдавать? Да и как детей тогда поднимать, кормить? Муж в семье пока один работает.
– А земельный участок? Ведь как многодетным вам выдать должны.
– Я стою в очереди на получение земельного участка, – кивает Галина. – И как малоимущая семья на получение жилья тоже уже шесть лет стоим. Но толку? Стройки в Киземе всё равно нет.
– По счёту в жилищной очереди ваша семья которая?
– Шесть лет назад была третья. А сейчас, уже три года, как первая. Но расселяют только аварийки. Наш дом хоть и старый, но не аварийный. Предлагали мне в 2021 году жильё в заброшенном посёлке Сенгос. Тоже деревяшку-развалюху, но чуть побольше. Кто‑то умер там, вот и пустовало жильё. Но в Сенгосе ни школы, ни садика. Какое развитие для детей?
В тишине
Рассказывает, что написала тогда обращение на сайт регионального министерства труда, занятости и социального развития.
– И мне ответили, – Галина показывает письмо: «Обратитесь в министерство образования по вопросу открытия школы в Сенгосе». То есть квартиру мне дать не могут, а школу, если я обращусь, построят?
По словам Галины, она искренне радуется за семьи тройняшек, которые смогли получить жилищные сертификаты. Но за своих детей обидно.
– У меня старшая дочка – спортсменка, занимается баскетболом, в региональных соревнованиях постоянно участвует, побеждает. Учится хорошо. Но уроки делать бегает через дорогу к бабушке, потому что там тишина. Она ведь подросток, ей тоже хочется уединения, свою комнатку.
– Вы хотели бы переехать из Киземы? – спрашиваю Галину.
– Да, – признаётся она, – в тот же Октябрьский, я сама родом оттуда. Здесь, в Киземе, для детей мало что есть. Да и самих детей мало – рождаемость падает. В детском садике у нас, например, всего две группы. В первый класс ребятишки осенью пойдут – и садик сразу наполовину опустеет…
Наталья ПАРАХНЕВИЧ
Фото предоставлены семьёй Коптевых