До этого, признаётся, творчеством не занималась вообще. Екатерина — менеджер по закупкам в мебельной компании. А тут «ни с того ни с сего» потянуло на мастер-классы, в творческие студии. Но к своему «свечному заводику» дорогу нашла не сразу.
Волшебство
– Я пробовала
себя везде и всюду, — рассказывает
Екатерина. — Училась рисовать, плести,
валять… Что‑то откликалось, что‑то
нет. Помню, как на мастер-классе по
валянию впервые сделала совушку.
Иголочка, обычный комок шерсти — просто,
но для фантазии целый полёт. Уже решила:
«Ну, наверное, это моё». А потом в интернете
случайно увидела, как заливают восковые
свечи… И всё. Оторваться не смогла.
Признаётся,
что самостоятельно повторить «волшебство»
не решалась долго. Как усердная ученица,
пересмотрела уроков сто, прежде чем
сделала свою свечу.
– Это была
свечка в гипсовой шкатулке, с ароматом
мёда, малины и молока, — вспоминает
Екатерина. — Я настолько погрузилась
в процесс, что ощутила себя каким‑то
чародеем. И с тех пор, — улыбается, —
остановиться не могу.
На вопрос, в
чём уникальность её свечей, отвечает,
не задумываясь: «В энергетике».
– Когда
вкладываешь в свечу добрые чувства —
это точно работает, — говорит Екатерина,
— смотришь, как горит свеча —
успокаиваешься, мысли приходят в порядок.
А если при этом свечу ещё и слушать… У
каждой ведь свой аромат.
Бабушкино варенье
Про ароматы
Екатерина так и говорит — «не нюхать,
а слушать». Показывает коллекцию своих
любимых свечей «Варенье бабушки Галины».
– Абрикосовое, клубничное, облепиховое, клюквенное, — перечисляет баночки на полке. — У меня бабушку зовут Галина, она из Плесецкого района. И каждый раз, когда в детстве я приезжала к ней в гости, бабушка учила меня варенье варить. А варенье у неё… сказочное. И хотя дома я практически не занимаюсь консервацией, но идею захотелось воплотить в свечах. Берёшь с полки «баночку с вареньем», зажигаешь фитилёк — включается память детства.
На
ярмарках-выставках, кстати, эта идея
многим по душе пришлась. Подходили,
удивлялись: «Ой, какой знакомый и вкусный
запах… Это же клубничное варенье!» И
сразу эмоции, улыбки.
Изготовление
свечей — процесс трудоёмкий. По словам
Екатерины, на одну свечку-шкатулочку
уходит недели по две.
– Я обычно
использую готовые силиконовые формы
для гипса. Но всегда добавляю что‑то
своё, — поясняет мастерица. — Обработка,
шлифовка, сушка… Каждая свеча должна
хорошенько настояться, впитать аромат.
Говорит,
особенно в свечном деле ей нравится,
что воплотить можно всё что угодно.
– Но мне, —
признаётся, — больше по душе именно
шкатулочки с ароматами. Свеча прогорела,
а шкатулочка осталась — это как вторая
жизнь.
– А сколько
«живёт» свеча? — спрашиваю Екатерину.
– У каждой
своё время горения. Например, небольшие
в шкатулках могут гореть около пяти
часов. Но дольше трёх часов подряд свечу
всё‑таки жечь не стоит. Чтобы
«выключить» шкатулку, лучше её закрывать
крышечкой. Задувать нельзя — дым
смешается с воском и появится запах
гари. Ну если нет крышечки, то подойдёт
и обычная чашка, рюмка.
Запах папоротника и мха
Признаётся,
что когда только начала заниматься
свечами, не очень различала, как звучат
многие ароматы. Но теперь узнаёт даже
самые сложные.
– Например,
есть такой аромат «кашемировое дерево»,
— говорит Екатерина. — Его многие любят.
Но если спросишь в лоб: «Как пахнет
кашемировое дерево?» — не каждый ответит.
Там мускусный тон, древесный — много
нюансов. И когда мне предлагают послушать
какой‑то незнакомый аромат, то
воспринимаю это как приглашение в
путешествие. Память на запахи ведь одна
из самых древних. Где‑то на подкорочке
хранятся воспоминания. Нужно только
чуть‑чуть помочь им пробудиться.
По словам
Екатерины, один из её любимых ароматов
— смесь запаха папоротника и мха.
– Я сама
родом из Онежского района, — рассказывает
она. — У нас там место есть, называется
Андозеро. Красота неимоверная — лес
вокруг. И запах папоротника, мха
ассоциируется у меня с тем местом силы.
Иногда зажигаю свечи, закрываю глаза и
словно погружаюсь в лес. Понятие
пространства и времени стирается. Чем
не волшебство?
С помощью
ароматов, уверена Екатерина, можно
научиться управлять и своим настроением.
– Если
хочется расслабиться, достаю свечи с
ароматом шалфея и морской соли. Сладкие
или цитрусовые нотки, наоборот, бодрят,
— говорит Екатерина. — Я их ещё называю
ароматами для посиделок с подружками.
Получаешь удовольствие от общения, и
«запах счастья» где‑то там в тебе
закрепляется.
«У каждого своя Луша»
Иногда
заказывают у Екатерины и не совсем
обычные свечи-шкатулочки. Например, в
форме домашних питомцев.
– Я сама
обожаю котов, — признаётся она, — у нас
дома кошка Луша живёт, ей уже пятнадцать
лет. Добрая — мурлыкает, любит всех. И
я подумала: а почему бы не сделать свечу
в гипсовом оформлении как кошачью
мордочку? Луша стала прототипом. Решила,
что такая свеча обязательно должна быть
с ароматом глинтвейна — домашний уют,
зима, тёплый плед… Ассоциации у всех
разные — и Луша тоже у каждого своя.
Самые
интересные клиенты, по словам Екатерины,
— это скептики, которым изначально «не
нравится ничего».
– Но на
самом деле, они просто в поиске себя, —
говорит она. — Бывает, просят подобрать
свечу и сразу категорично предупреждают:
«Только не надо сладких запахов». А
начинают слушать ароматы и уходят домой
довольные с «грушей и карамелью». Так
что это только кажется «просто свечка»,
а на деле — целая философия.
«Чудики» — изящные и несуразные
Недавно
Екатерина, помимо свечей, начала делать
и гипсовые фигурки. Она называет их
«чудиками».
– Я тоже к
«чудикам» долго шла, — поясняет, —
вначале присматривалась. Они меня
зацепили тем, что изящные и одновременно
какие‑то несуразные получаются…
Тактильные, шершавенькие. И опять же —
энергетика необычная.
От «чудиков»
шагнула к украшениям, ёлочным игрушкам.
– Эти мастер-классы в нашей мастерской «Ручные вещи» особенно популярны перед Новым годом, — говорит Екатерина. — Приходят взрослые, дети и даже целыми семьями за «своей игрушкой». И тоже ведь идут за настроением. Мы уже каких только драконов не напридумывали, оленей, снежинок самых волшебных…
Говорит, что
в своих учениках часто узнаёт себя —
такое же желание перемен в глазах.
– Мне всегда
немножко жаль людей, которые не имеют
увлечения, — признаётся Екатерина. —
Хочется помочь, теплом поделиться. Я,
например, прихожу вечером с работы, и
мне хотя бы немножко, но надо «потворить»
— переключиться. Основную свою работу
тоже очень люблю, но это всё‑таки
больше про внешнее. А творчество — про
сокровенное.
А когда, по
словам Екатерины, внешнее и внутреннее,
как гипс и воск, соединяются — наступает
та самая гармония.
– Любимое
дело для меня — это ещё и моторчик,
который не даёт впасть в уныние, —
констатирует Екатерина. — Себя надо
постоянно наполнять, как шкатулочку,
разными чувствами, ощущениями, эмоциями,
ароматами. И, конечно, почаще зажигать
собственную свечу.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ. Фото из архива Екатерины Шиповой