Онега-река у этой северной деревушки делает крутой поворот. А быстрина в том местечке такая, что лёд зимой никак не встаёт даже в лютые холода…
И туман‑то
здесь особенный, он, словно круглое
облако, парит над огромною полыньёй,
наподобие белого и пышного каравая из
русской печи. Местные привычны к этакой
красоте, а приезжие всё дивятся: «Сказка…
сюда бы художника Левитана!» или: «Впрямь
как Долина гейзеров, только… на Севере
Руси!» И оттого в воздухе влага и
всюду-всюду иней. Иней на стогах и
деревьях, на проводах и наличниках
деревенских домов, в бороде бредущего
по воду деда и на ресницах спешащей
продавщицы Настасьи.
…Здравствуй,
домик детства! Как эти годы прожил без
меня? Страсть как хотелось с тобой
повидаться, одному пожить здесь холодной
зимой, встретить сказочный Новый год и
волшебное Рождество. Будто почудился
зов предков из дальних закоулков души:
«Ехать! Надо ехать! Когда ещё вернёшься
к истокам, к своим далёким корням?!»
Домик в
деревне встретил сугробами по самый
дверной навесной замок. Вторая беда —
дом обесточен, оборваны провода от
съехавшего с крыши снега, замёрзший
колодец, а кругом волчьи следы. В
нетопленой избе гулкое эхо шагов,
полумрак и тайна, да пар от дыхания
клубится, словно из нашей речной полыньи.
В горнице русская печь, а за заслонкой
— сложенные в форме колодца берёзовые
поленья. Они заждались: кто же первым
приедет и растопит очаг в родительском
доме? Заскрежетала ржавая вьюшка,
открывшая дымоход, и от лучины вскоре
занялся огонь…
Но тут начались
чудеса. Похоже, что отогрелся за печью
наш домовёнок по имени Кузя. Старики
ему ставили блюдечко молока, когда надо
было что‑то в доме найти. Пошла волна
холодного, затем и тёплого воздуха,
протяжно заскрипела и сама собою
отворилась дверца деревенского шкафа.
Будто дух дома настойчиво звал: «Загляни,
ты здесь давненько кой-что оставил…»
Вижу на полке несколько книг — Чехов,
О. Генри, четвёртый томик изданного в
1903 году «Толкового словаря живого
великорусского языка» Владимира Даля.
А внутри меж страниц — забытый гербарий
южных растений… листочки дуба, клёна,
платана. На страничке с буквицей «Ф» —
веточка мимозы с жёлтыми цветами и
дурманящим запахом забытого лета, где
прочёл пояснение Даля к обрусевшему
словечку «фараон»: 1. Египетский царь.
2. В простонародье — городовой…»
И тут домовёнок
Кузя выдал сюрприз с… «фараоном» из
четвёртого томика Даля. В коридоре
кто‑то громко затопал, распахнулась
тяжёлая дверь, и в горницу вломился
заснеженный мужичок в фуфайке и валенках
с отворотами. В его руках — изготовленная
к бою двустволка, и он дико кричал:
«Документ, паспорт живо на стол!» То был
извечный деревенский правдоруб по
кличке «Сила» — от четырёх букв его
имени Силантий…
Да как его
не узнать?! На лице давняя печать — слева
шрам от нижнего века до подбородка от
схватки с медведем. Всю жизнь он
подтверждал свою достойную кличку:
«Сила и есть Сила!» И тут его огорошил:
«Сила, ты совсем очумел? Опусти‑ка
ружьё! Не признал, что ли?» И мужичок
вдруг очнулся от помутнения ума:
«Николаич, что ль?! Не серчай! Погорячился,
думал, чужой… ходит в доме с зажжённой
свечой — вот и решил застукать да
хорошенько проучить. Прости, в темноте
не признал!»
– А что, на
захват идёшь без собак? Где твой Марсель?
Жив-здоров?
– А Марсель
не дождался тебя. Волки съели зимой, с
цепи оторвали. И Изюма, и Боню, и Грина,
и Дюка, и Ватсона — всех-всех наших собак
загрызли.
– А как же
Нюрка-Медея? Как колдунья с волками на
краю деревеньки?
– Она
давненько преставилась. Сам не видел,
но люди сказывали, когда Господь забирал
— весь её дом ходил ходуном. Сковороды,
чугунки, ухваты, табуреты — всё по избе
ой как летало! Знать, ремесло не передала,
оттого и представление! А ныне у нас нет
колдовства, окромя волков — никакой
напасти! Да, заболтался — ты с дороги,
устал. Отоспись! Печка ночью почнёт
отдавать тепло — вот и согреешься!
Прощевай, до завтра!
После ухода
Силы пламя свечи беспокойно забилось,
потом зашипело и успокоилось. Рядом с
Далем — книжка А. П. Чехова «Письма»,
которая сама собою открылась на страничке
с сюрпризом. Там редкий факт, что Чехов,
живший в 1901 году в Крыму, задумал
«литературный десант» на Север России
и 26 января написал Ольге Книппер: »…Давняя
моя мечта — поездка на Шпицберген или
на Соловки». Но не получив от супруги
поддержки, 22 апреля вновь приступил к
уговорам: «Хочешь, поедем так: по Сев.
Двине в Архангельск, ну, а потом на
Соловки…»
Но, видать,
разморило и сон навалился, а может,
домовёнок пособил окунуться в начало
XX века. Будто самого Чехова слышу
издалека: «Ольга, смотри, сколько в
Архангельске чаек! Какой же у них
протяжный и жалобный плач!» — и супруга
его поддержала: «Чаек видимо-невидимо!
Рыба везде — треска, палтус, сёмга,
зубатка, сиги — все дары моря на торговых
прилавках. Это не бычки, не барабульки
в твоём Таганроге у Азовского моря. А
не поставить ли твою пьесу «Чайка» в
этом распрекрасном Архангельске?!»
И вдвоём они
начали поиск театра в незнакомом северном
городе. Шли по Соборной вдоль круглой
ограды расписанного фресками пятиглавого
храма. Позади был Гагаринский сад,
берёзовые аллеи которого устремлялись
к самому центру — Летнему театру.
Архангельский храм Мельпомены был в
середине, в точке сопряжения Свято-Троицкого,
Михайло-Архангельского и Воскресенского
соборов, а такое сомнительное соседство
не могло понравиться местному духовенству!
Театр был взят в аренду купцом П. Минаевым
— успешным владельцем многих
питейно-развлекательных заведений
старого Архангельска и давал хозяину
очень приличные барыши.
Новость о
прибытии Чеховых в момент облетела
город. К театру заспешили местные
театральные звёзды — Барышева и
Шуминская, Краснов и трагик Кара-Муратов.
В гримёрке был общий сбор труппы, всей
артистической семьи. И закипел самовар,
на столе появились знаменитые шаньги
и булочки Пеца, и тут началось такое…
Наперебой вспоминали истории, говорили
о репертуаре, всё больше о комедии
«Мамаево нашествие» и «Дачный муж»
драматурга И. Л. Щеглова. Актёры поведали
именитым гостям, что их выступления
чередовались с номерами дамских духовых
оркестров.*
У Чехова был
намётанный глаз на актёров, он таланты
всех оценил и выдал сюрприз: «А поставьте‑ка
на этой сцене мой водевиль «Медведь»!
Публика будет в восторге! Следом беритесь
за «Чайку»! Дерзайте, всё в ваших силах!»
Представил,
и как Чеховы с Соборной пристани на
пароходе «Княгиня Ольга» отъезжали на
Соловки. Стоя на верхней палубе, Антон
Павлович восторгался: «Вот это порт!
Буксиры, шхуны, карбасы, ладьи — столько
их! Даже воды не видать! А типажи‑то
какие: жонки, хваткой своей под стать
мужьям-поморам, умело гребут, доставляют
харчи на суда и со снастями управляются,
и на плотах намывают треску! Всё это
будет в моих «Архангельских рассказах»!»
Ранее в письме
от 23 апреля 1890 года Чехов уже описывал
отход корабля от причала: «Пароход
свистит ежеминутно; его свист — что‑то
нечто среднее между ослиным рёвом и
эоловой арфой. На пароходе я первым
делом дал волю главному своему таланту,
т. е. лёг спать. Ночь спал художественно».
И в этом весь Чехов! И спал‑то он
художественно!
…Тут пламя
свечи забилось, забеспокоилось, затрещало.
Послышались шаги: Антон Павлович тихо
ушёл из этого сна. А на той самой полке
вместе с Чеховым и Далем была книжка
рассказов О. Генри «Последний лист». И
как же всё символично и образно: в окно
деревенского дома заглядывали насквозь
промёрзшие последние осенние листья.
Они несмело касались стекла, робко
постукивали, как‑бы прося, уговаривая:
«Нам холодно! Пусти отогреться, возьми
нас в тот старинный гербарий».
Николай ЧЕСНОКОВ
Фото автора
* Михаил
Лощилов. Сайт «Архангельский Север,
люди и годы»