Почти 65 лет назад в Северодвинске, на предприятии Севмаш, была построена первая отечественная подводная лодка с атомной энергетической установкой - «Ленинский комсомол».
Накануне 65-летия со дня вступления в состав Военно-Морского Флота первой АПЛ генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко передал полотнище с символом корабля главнокомандующему ВМФ адмиралу Николаю Евменову.
Символический флаг первой АПЛ был изготовлен Севмашем специально к юбилею корабля, который будет отмечаться завтра, 17 декабря. В этот день 65 лет назад на предприятии был подписан приемный акт АПЛ «Ленинский комсомол».
- Военные моряки с воодушевлением выполнят эту военно-историческую и патриотическую миссию, отдавая дань уважения истории создания и развития нашего атомного подводного флота, который сегодня является основой потенциала ВМФ России. Флаг символизирует неоспоримый приоритет страны в освоении Арктики, - отметил Главком ВМФ России адмирал Николай Евменов.
Ввод первой АПЛ в состав флота 65 лет назад обозначил новый этап в развитии подводных сил страны и кораблестроительной промышленности. Корабли этого класса получили увеличенную дальность и почти неограниченную автономность плавания, возможность не всплывать на поверхность, тем самым сохраняя скрытность.
Корабль был построен на Севмаше всего за три года – с 1955 по 1958. Разработан проект был бюро «Малахит». А научное руководство проектом было возложено на Анатолия Александрова, президента Академии наук СССР.
- Создание первой отечественной АПЛ по проекту 627 было национальной задачей - на её решение работало более ста предприятий со всей страны, – отметил генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко. – Нашему предприятию выпала честь стать родиной первого атомохода. Для молодого завода это была революция. Мы гордимся своей историей, нашими дедами, которые, работая днем и ночью, за немыслимо короткий срок построили первый атомный подводный крейсер. С того дня строительство АПЛ стало главным направлением Севмаша. На стапелях завода за 65 лет созданы 140 атомных подводных лодок четырех поколений. Среди них корабли, которым равных в мире нет. От первого до четвертого поколения пройден большой кораблестроительный путь. Сегодня верфь не сбавляет темпов: на службе у могучей державы – надежные атомоходы, созданные на Севмаше!
В июле 1962 года впервые в истории советского ВМФ атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана и дважды прошла точку Северного полюса, а 17 июля всплыла во льдах.
В знак выдающегося события – 65-летия корабля – символический флаг первой АПЛ будет водружен на Северном полюсе в 2024 году, сообщает пресс-служба Севмаша.
Добавим, что сама АПЛ К-3 «Ленинский Комсомол» летом-осенью 2021 года по внутренним речным путям была переведена в Кронштадт, где лодка станет экспонатом музея военно-морской славы.
А вот о том,
как строилась первая отечественная
атомная подлодка «Правде Севера» ранее
рассказал человек весьма известный —
Анатолий Иванович Громогласов. Он не
только участвовал в строительстве этой
легендарной лодки, но и входил в состав
её сдаточной команды.
Справка:
В советский период кроме Севмаша атомные подводные лодки строили судостроительные предприятия в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Комсомольске-на-Амуре. За 65 лет – с 1958 по 2023 год – на верфях суммарно было построено и передано в состав ВМФ 258 АПЛ. Больше половины из них – 140 АПЛ – построено на стапелях Севмаша. В конце 90-х северодвинская верфь стала единственным предприятием в России, где создаются корабли этого класса.
Фото Э. Мансимова и М. Воркункова