— Уважаемые коллеги, добрый день! — открыл совещание Президент России. — Мы сегодня обсудим вопросы развития Арктики. И прежде всего речь пойдёт о вопросах качества жизни людей, о современном облике и будущем наших северных городов и посёлков — как новых, основанных в ХХ веке, так и городов с многовековой историей. Все они, безусловно, являются символами, воплощением огромной воли, колоссальной роли, можно сказать, дерзости, труда, мужества многих поколений наших предков и наших современников, разумеется, тоже, которые осваивали и осваивают Север. Сегодня миллионы людей живут здесь, работают, создают семьи, растят детей и вносят огромный вклад в развитие всей страны.
Как вы знаете, в ходе Восточного экономического форума в сентябре мы завершили рассмотрение мастер-планов для городов и населённых пунктов Дальнего Востока России. В общей сложности проанализировали программы социально-экономического развития 22 городов, наметили конкретные шаги. Реализация этих проектов уже идёт.
Полученный опыт должен лечь в основу формирования аналогичных проектов и для других наших территорий и прежде всего для Арктической зоны России, которая, как уже не раз говорил, имеет для нас особое, стратегическое значение. Хотел бы еще раз подчеркнуть, что это регион с колоссальными экономическими возможностями. С ним мы во многом связываем укрепление энергетического потенциала нашей страны, расширение логистических возможностей, обеспечение национальной безопасности и обороны. И потому дальнейшее комплексное освоение и обустройство этих территорий является для нас неоспоримым приоритетом.
При территории
28% от России, население Арктической зоны
составляет менее 2% от общероссийского.
86% северян проживают в заполярных городах
с суровыми природными условиями.
Правительством России утвержден Перечень
опорных арктических населенных пунктов,
насчитывающий 16 агломераций, в которых
совокупно проживает более 1,5 млн жителей.
До 1 июля 2024 года по поручению Президента России Владимира Путина будут разработаны мастер-планы опорных арктических агломераций, учитывающие мнение северян, структуру экономики, занятость, пространственную организацию, роль населенных пунктов в развитии экономики, обеспечении безопасности и логистике Северного морского пути.
Для каждой
из них будет подготовлен мастер-план,
который будут реализовывать с учетом
лучших практик организации жизни в
условиях Севера.
В частности, Архангельская агломерация (Архангельск, Новодвинск и Северодвинск). Это транспортный и промышленный центр с сильным судостроением, развитой лесной и целлюлозно-бумажной отраслью, центр арктического образования и науки.
При подготовке мастер-планов формируется реестр лучших практик организации жизни в условиях Севера: стандарты строительства жилья, арктической медицины, образования, спасения, городского освещения, транспорта. Лучшие решения будут использованы при развитии северных населенных пунктов.
В бюджет на 2024–2026 годы заложено 30 млрд рублей на капремонт и создание новой инфраструктуры в закрытых населенных и военных населенных пунктах. Это улучшит условия проживания 17 тыс. человек.
— Наша работа
направлена на создание в Арктике условий,
при которых люди смогут достойно жить,
пользоваться всеми благами цивилизации,
невзирая на полярную ночь и вечную
мерзлоту, — сообщил в ходе совещания
глава Минвостокразвития Алексей
Чекунков.
Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский озвучил в ходе совещания с Президентом РФ Владимиром Путиным инициативу о повышении значимости проекта по строительству глубоководного порта и включении его в план развития Северного морского пути до 2035 года.
Архангельская область является ключевым регионом в системе Северного морского пути, поэтому в целом для развития Арктики большое значение будет иметь модернизация Архангельского транспортного узла со строительством глубоководного порта. Подтверждение заинтересованности в отправке грузов через новый глубоководный район в страны Азиатско-Тихоокеанского региона уже выразила большая часть лесопромышленных предприятий Северо-Западного федерального округа и соседних субъектов, а также крупные российские компании, занимающиеся производством нефтяных продуктов, удобрений и черных металлов.
— Сегодня для развития Северного морского пути и увеличения грузооборота по нему до 200 миллионов тонн к 2035 году существует препятствие в виде дефицита глубоководных районов в акватории Северного морского пути. Здесь Архангельск мог бы стать важной точкой по развитию Севморпути — у нас разработан проект по развитию Архангельского транспортного узла, — отметил Александр Цыбульский. — В сентябре вышло распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении комплексного плана по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года. Он в том числе предполагает строительство нового глубоководного района архангельского порта. Мы активно обсуждаем этот вопрос с госкорпорацией «Росатом», которую видим в качестве стратегического партнера. Предварительно свою заинтересованность в этом проекте руководство компании уже высказывало.
При этом стоит отметить, что проект создания глубоководного порта является финансовоёмким, и для принятия окончательного инвестиционного решения необходимо предусмотреть возможность государственного участия и применения мер государственной поддержки на этапах строительства и эксплуатации Архангельского транспортного узла.
— В связи с этим я бы попросил по итогам нашего сегодняшнего совещания, Владимир Владимирович, дать поручения Правительству России, правительству Архангельской области и госкорпорации «Росатом» проработать вопрос развития Архангельского транспортного узла и включить проект строительства глубоководного порта Архангельск в план развития Севморпути до 2035 года как стратегического документа более высокого уровня, — подытожил Александр Цыбульский.
Отметим, что действующая и перспективная грузовая база порта Архангельск не пересекается с грузовой базой мурманского порта и других портов Западной Арктики.
При этом проектные возможности по грузообороту составляют порядка 11 млн тонн в год, а фактически порт Архангельск обрабатывает в среднем 6–6,5 млн тонн в год, сообщает пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области.
Напомним, ранее федеральным правительством был утвержден Перечень опорных населенных пунктов Арктической зоны — в него вошли сразу три города Архангельской области.
Поясним,
опорные города — это стратегически
важные населенные пункты, господдержка
которых будет осуществляться на системной
основе.
Часть из этих населённых пунктов, расположенных близ месторождений полезных ископаемых, станут базой для развития минерально-сырьевых центров, обеспечивающих развитие металлургической промышленности. В других городах и районах будут реализовываться приоритетные инвестпроекты, например создание логистических центров.
Напомним, ранее стало известно, что правительством РФ утвержден Комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года. В числе его положений — строительство нового моста через Кузнечиху в Архангельске и нового, глубоководного, терминала в морском порту Архангельск.
Планируется, что в ближайшее время для агломераций, вошедших в перечень, будут утверждены долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития.
Подписанное распоряжение — часть работы по исполнению поручений президента России Владимира Путина. Глава государства дал их по итогам июльского совещания, посвящённого развитию закрытых административно-территориальных образований и населённых пунктов Арктической зоны.
Напомним, что в соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента России от 26 октября 2020 года № 645, задачи по комплексному развитию населенных пунктов, в которых расположены органы или организации, выполняющие функции в области обеспечения национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике, определены приоритетными.
Отметим, по поручению президента России, перечень опорных пунктов был сформирован до 1 ноября 2023 года.
Напомним, в составлении перечня участвовали и сами регионы, которые полностью или частично входят в Арктическую зону.
Напомним, ранее в ходе рабочего визита
в Архангельскую область глава
государства в режиме
видеоконференц-связи пообщался
с семьями, которые вступили в программу
льготной «Арктической ипотеки».
Также Владимир Путин принял участие в торжественной церемонии поднятия Андреевских флагов на атомных подводных крейсерах «Император Александр III» и «Красноярск» в Северодвинске.
Стоит отметить, что визит Владимира
Путина в Архангельскую область
стал первой
региональной поездкой после объявления
о его участии в президентских
выборах 2024 года.