Правда, не все живописные полотна объединены общей темой, Севером когда‑то считали территории России, которые сейчас по‑настоящему северными никто не назовёт. Например, остров Валаам, Ладожское озеро, река Волхов, ныне относящиеся к современной Ленинградской области. Некоторые произведения посвящены природе Финляндии, в былые времена входившей в состав Российской империи.
Временной
разброс написания полотен тоже большой
— от 1861‑го, года отмены крепостного
права, до предвоенного 1939 года. И время
художественных направлений разное —
от представителей академической живописи
до модернистов и авангардистов-«бубнововалетовцев».
Что же влекло на Север таких мастеров
русской живописи, как Константин Коровин,
Иван Шишкин, Николай Рерих, Архип Куинджи,
Аполлинарий Васнецов и других?..
Вероятно,
они отправились за новыми красками и
впечатлениями, за новой красотой,
поскольку в конце XIX века Север только
открывался пытливому взору художников.
Или, как считает Зоя Кулешова, заместитель
директора музейного объединения
«Художественная культура Русского
Севера», «за прикосновением к подлинному
духовному началу».
Помимо экспонатов, прибывших на выставку в Архангельск из Петербурга, к слову, некоторые из них были сняты со стен постоянной экспозиции Русского музея, в контекст выставки включены работы из коллекции музейного объединения. Среди них — произведения наших северных художников Александра Борисова, Степана Писахова, Александра Вахрамеева. Всего представлено более 50 произведений.
Центральное
место на выставке занимают произведения
Константина Коровина — четыре декоративных
панно, получившие признание на Всемирной
выставке в Париже в 1900 году (не все, их
было около 30). Они посвящены Северу и
созданы на основе личных впечатлений
Коровина.
– Первый
русский импрессионист Константин
Коровин по праву считается первооткрывателем
Севера, — сказала на открытии Зоя
Дмитриевна. — Коровин не единожды бывал
в Архангельске, куда совершал поездки
по приглашению предпринимателя и
мецената Саввы Мамонтова, в те времена
приступившего к строительству
железнодорожного пути от Вологды до
Архангельска.
На открытии выставки состоялась её презентация несколькими людьми, которые не являются музейными сотрудниками, тем не менее свои выступления они провели замечательно, рассказав о некоторых полотнах Ивана Шишкина, Константина Коровина, Владимира Казанцева и других. Например, это известные журналисты Елена Матвеева и Артемий Заварзин, Андрей Аникеев, шеф-повар одного из ресторанов, Глеб Ступин, студент САФУ, и другие.
– Мы всегда стараемся сделать открытия выставок интересными, — сказала Валерия Зиновьева, заведующая отделом информации, коммуникации и развития музея. — Презентацию для первых посетителей проведут не искусствоведы, а другие люди. Каждый из них — профессионал в своём деле, однако сейчас они попробуют рассказать о понравившихся картинах…
Любители
русской живописи не подвели. Как ни
странно, этот игровой момент снял
напряжение зрителей и флёр пафоса с
выставки. В атмосфере появилось что‑то
понятное и близкое каждому.
Выставка
«Путь на Север» состоялась при поддержке
областного министерства культуры.
Предполагается большая программа
«вокруг выставки» для взрослых и детей:
экскурсии, мастер-классы, лекции и даже
тематический «день Коровина» в субботу,
9 декабря. К услугам самых пытливых
зрителей — интерактивное панно с
географической картой Севера, на которой
отмечены пути художников и места,
вдохновившие их на создание картин.