Лет шесть я в этой деревне не бывал. Приехал и встретил Фёклу, Фёклу Петровну. Фёдор у неё уже умер. Детей не было. Попросила помочь сетку с покупками до дома донести. Шла. Хромала.
– Не могу,
Борисушка, ходить‑то, совсем не могу.
– А с ногой‑то
что?
– А нихто
этого не знает.
– К врачам
бы подойти надо.
– Нет,
молёна, эту болезнь врачи не лечут.
Ходила я — бабка одна приезжала.
Посмотрела моё колено и говорит: «Тебе
икоту спустили».
– Как это?
– Вы, молоды́,
ни во что не верите. А меня испортили,
порчу напустили.
– Кто ж это
мог сделать?
– Да вот
суседка, чернокнижница проклята.
– А за что
она напустила?
– А вот за
что. Когды у Фёдора первая жена Марфа
умерла, он ведь на Марье хотел жениться.
А оманул-ды! С тих пор она нам мстит.
И тут же
спросила:
– А Фёдор‑то,
знашь, как умер? Шёл он по деревне. А
напротив дома Калисты кака‑то сила
его подняла и на две печатных сажени
(печатная сажень — это то же, что и косая
сажень — старорусская единица измерения,
равна 2,48 метра. — Прим. автора) отбросила.
С тих пор заболел и умер.
И тут же по
секрету:
– Проклятая
суседка чёрну магию знат. Вот пойдёт в
магазин‑то — дверь не докрывает, а
щель оставлят. В магазине откупится на
десятку, к крыльцу‑то подойдёт,
сумку‑то три раза окрутит. В сени
зайдёт, то же само сделат и так перед
каждой дверью. А в избу‑то когды
зайдёт, десятка‑то уже на столе лежит,
назад откинута.
А намедни
ночью, думаю, дако посмотрю, что эта
ведьма по ночам творит. Взяла енополь
(Биноколь. — Прим. автора) и пошла на
поветь. В двенадцать часов ночи было‑то.
Гляжу, а с Мудюжной горы тринадцать
робят с охапками сена по крыше к чердаку
вси идут. Мне‑то не веришь, так пойди
нарочно посмотри. На крыше в окошке
стекло выбито. Дак она не вставляет его.
Я как молитву‑то
сотворила, так их с крыши как ветром
сдуло. А утром встала — Марья‑то на
меня ерестится. Так ведь не успокоилась
— корову напустила.
– Как это
напустила корову?
– А так,
молёна. Как двенадцать часов ночи, так
из‑за печки корова выходит, черняща,
с весновальскую лодку. К столу подойдёт
и мычит. Так и молитва‑то худо берёт.
Вот ведь как наколдовала.
А вот в
позапрошлый год цыганка ко мне зашла.
По имени-отчеству назвала. Я ажно
удивилась, откуль она меня знат‑то.
Вот рассказала я ей про ногу‑то и про
икоту. Она мне и говорит: «Сейчас мы всё
узнам, только мне заплатить надо. Я
спрашиву: «А сколько?» А она: «Не дороже
денег». И начала мне гадать. Всю‑то
мою жизнь до мелочей рассказала, и как
я с первым мужем жила, и как Фёдора зла
суседка сгубила, а потом говорит: «Счас
узнам, чем ты болеешь». Взяла гранёный
стакан, налила воды и ушла за печку.
Чего‑то шептала. После вышла, на
стакан глядит и чего‑то всё шепчет.
А вода‑то в стакане пенится, и что‑то
там плавает. Живо. Бýди рак. Как я
посмотрела на стакан‑то, так ужахнулась
ажно! Спрашиваю: «Что со стаканом теперь
делать будешь?» А она отвечает: «Я счас
пойду на крыльцо, воду вылью и стакан
через лево плечо выброшу».
Вот вернулась
она. Я спрашиваю: «А куды из стакана та
животинка‑то делась?» А она говорит:
«Это и есть икота, и вернётся она к тому,
кто её напустил».
– А денег‑то
сколько взяла с тебя?
Фёкла долго
молчала.
– Немало
заплатила‑то?
– Немало.
И уж совсем
нехотя добавила:
– Тысячу
рублей. Деньги у меня есть, мне Фёдор
оставил.
– А ноге
стало легче?
– Да не
очень полегчало. Не очень. Кажется, мне
две икоты спустили.