03.12.2023 15:03

«Всё, ты теперь у нас большой!»

На вопросы читателей «Правды Севера» отвечает клинический психолог Екатерина Пяткова
Фото: фотобанк Lori



Екатерина Пяткова


«Учись учиться!»

– Сын в третьем классе. Поставила ему 1 сентября условие: «Уроки ты делаешь сам!» Но иногда сидит до глубокого вечера над своими тетрадками. Это очень выматывает и его, и меня. Но я принципиально не вмешиваюсь. Иначе как приучать к самостоятельности?

Мария, Архангельск

– Самостоятельность — это прежде всего про внутреннюю уверенность. Она не появляется по мановению волшебной палочки и не вручается 1 сентября вместе с ранцем: «Всё, ты теперь у нас большой!» Если ребёнок нуждается в помощи при выполнении домашнего задания — почему ему не помочь, не сделать уроки вместе? Не за ребёнка, а с ним. Не стоит волноваться, что так вы вырастите «несамостоятельного лентяя». Это совсем не об этом. Речь про родительскую поддержку — основу здоровой самооценки.

Фото: фотобанк LoriФото: фотобанк Lori

Домашнее задание — ответственность ребёнка, когда он учится в старшей школе, возможно, в средней, но никак не в начальной. Сейчас не та младшая школа, когда одну букву «А» учили весь урок. С первого класса такие программы и нагрузки, что нереально ребёнка одного в это «плаванье» отпустить. Учится сам — чудесно! Но, повторюсь, когда нужна помощь, не стоит вставать в позу: «Учись учиться!»

Это дорога не к самостоятельности, а, скорее, к школьному неврозу. Раздражительность, плаксивость, жалобы на усталость, боли в животе, частые простуды, проблемы со сном…

Усталость не только истощает морально и физически, но и отбивает желание учиться. А ведь наша задача — замотивировать на получение новых знаний. Хватает ли ребёнку эмоционального тепла, родительских объятий? Какими словами вы обычно его подбадриваете? Когда последний раз хвалили? Если детей не хвалить, а только критиковать, то они так и будут относиться к себе в дальнейшем. Не будут верить в себя. Иногда чтобы найти ответы, достаточно проанализировать причины — не обвиняя и не отгораживаясь.


«Почему чёрный, а не красный?»

– Дочке три года. Обратила внимание, что она с увлечением рисует чёрным карандашом. Конечно, это пока лишь закорючки и палочки. Но разве не должен ребёнок в этом возрасте выбирать яркие цвета?

Елена, Архангельск


Фото: фотобанк LoriФото: фотобанк Lori

– Подобный вопрос, касающийся детских рисунков, на консультациях встречается довольно часто. «Почему чёрный, а не красный, не зелёный?» У некоторых из нас чёрный цвет чётко ассоциируется с тревогой, мрачностью и даже депрессивностью — «мир в чёрных красках». Но малыш в два-три года не придаёт этому абсолютно никакого значения. До четырёх лет смысловой нагрузки цвета у ребёнка просто нет.

Если и говорить о цветовых предпочтениях, то появятся они только после пяти-шести лет. Возможно, чёрный карандаш просто оказался более острым. А может быть, малыша заинтересовала контрастность — чёрный интереснее смотрится на белом, лучше заметен и так далее.

Не стоит акцентировать внимание: «Зачем ты опять взяла чёрный карандаш?!» Расширяйте цветовую палитру ненавязчиво, но и не убирайте чёрный «куда подальше» как «плохой» цвет. Замечательно, что дочке нравится рисовать — самовыражаться. Это не только развивает воображение, но и моторику.


Две обнимашки из десяти

– Я не умею наказывать своего ребёнка. Мне его всегда становится жалко. Сыну шесть лет. Не могу шлёпнуть, поставить в угол. Стараюсь не кричать на него, объяснять словами, что так нельзя. Но, если честно, сын не всегда меня слышит…

Ольга, Архангельск

– Объяснять детям последствия их проступков очень важно. Но у мальчиков, действительно, есть такая особенность «отключать слух». Поэтому обратите внимание на то, как вы обращаетесь к ребёнку. Если это длинный монолог и пространные фразы — усилия, возможно, уйдут в пустоту. А вот если фразы будут чёткие и короткие — вас услышат.

Ребёнок растёт и проверяет границы дозволенного — это нормально. Но наказание — одна из сторон формирования таких границ. Другими словами, проступки не могут оставаться безнаказанными. Иначе не сформировать понимание того, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Наказание — это не обязательно подзатыльник или какое‑то другое физическое воздействие. Временно лишить удовольствия, сладостей или вместо десяти обнимашек, как обычно, подарить две — это тоже про наказание. И поверьте, ребёнок прочувствует, что ваше отношение изменилось. Но ни при каких обстоятельствах нельзя лишать ребёнка общения — наказывать своим молчанием, игнорировать, относиться пренебрежительно.

Дайте возможность подумать над поведением — это важно. Но для этого необязательно стоять в углу полчаса. За это время ребёнок просто устанет и забудет, зачем его туда поставили. А вот посидеть в тишине на стуле минут пять и поразмышлять — совсем другое дело.


Вопросы к психологу по воспитанию и пониманию детей присылайте на сайт pravdasevera.ru — обсудим вместе.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ