«Учись учиться!»
– Сын в
третьем классе. Поставила ему 1 сентября
условие: «Уроки ты делаешь сам!» Но
иногда сидит до глубокого вечера над
своими тетрадками. Это очень выматывает
и его, и меня. Но я принципиально не
вмешиваюсь. Иначе как приучать к
самостоятельности?
Мария,
Архангельск
– Самостоятельность
— это прежде всего про внутреннюю
уверенность. Она не появляется по
мановению волшебной палочки и не
вручается 1 сентября вместе с ранцем:
«Всё, ты теперь у нас большой!» Если
ребёнок нуждается в помощи при выполнении
домашнего задания — почему ему не
помочь, не сделать уроки вместе? Не за
ребёнка, а с ним. Не стоит волноваться,
что так вы вырастите «несамостоятельного
лентяя». Это совсем не об этом. Речь про
родительскую поддержку — основу здоровой
самооценки.
Домашнее
задание — ответственность ребёнка,
когда он учится в старшей школе, возможно,
в средней, но никак не в начальной. Сейчас
не та младшая школа, когда одну букву
«А» учили весь урок. С первого класса
такие программы и нагрузки, что нереально
ребёнка одного в это «плаванье» отпустить.
Учится сам — чудесно! Но, повторюсь,
когда нужна помощь, не стоит вставать
в позу: «Учись учиться!»
Это дорога
не к самостоятельности, а, скорее, к
школьному неврозу. Раздражительность,
плаксивость, жалобы на усталость, боли
в животе, частые простуды, проблемы со
сном…
Усталость
не только истощает морально и физически,
но и отбивает желание учиться. А ведь
наша задача — замотивировать на получение
новых знаний. Хватает ли ребёнку
эмоционального тепла, родительских
объятий? Какими словами вы обычно его
подбадриваете? Когда последний раз
хвалили? Если детей не хвалить, а только
критиковать, то они так и будут относиться
к себе в дальнейшем. Не будут верить в
себя. Иногда чтобы найти ответы, достаточно
проанализировать причины — не обвиняя
и не отгораживаясь.
«Почему чёрный, а не красный?»
– Дочке три
года. Обратила внимание, что она с
увлечением рисует чёрным карандашом.
Конечно, это пока лишь закорючки и
палочки. Но разве не должен ребёнок в
этом возрасте выбирать яркие цвета?
Елена,
Архангельск
– Подобный вопрос, касающийся детских рисунков, на консультациях встречается довольно часто. «Почему чёрный, а не красный, не зелёный?» У некоторых из нас чёрный цвет чётко ассоциируется с тревогой, мрачностью и даже депрессивностью — «мир в чёрных красках». Но малыш в два-три года не придаёт этому абсолютно никакого значения. До четырёх лет смысловой нагрузки цвета у ребёнка просто нет.
Если и говорить
о цветовых предпочтениях, то появятся
они только после пяти-шести лет. Возможно,
чёрный карандаш просто оказался более
острым. А может быть, малыша заинтересовала
контрастность — чёрный интереснее
смотрится на белом, лучше заметен и так
далее.
Не стоит
акцентировать внимание: «Зачем ты опять
взяла чёрный карандаш?!» Расширяйте
цветовую палитру ненавязчиво, но и не
убирайте чёрный «куда подальше» как
«плохой» цвет. Замечательно, что дочке
нравится рисовать — самовыражаться.
Это не только развивает воображение,
но и моторику.
Две обнимашки из десяти
– Я не умею
наказывать своего ребёнка. Мне его
всегда становится жалко. Сыну шесть
лет. Не могу шлёпнуть, поставить в угол.
Стараюсь не кричать на него, объяснять
словами, что так нельзя. Но, если честно,
сын не всегда меня слышит…
Ольга,
Архангельск
– Объяснять
детям последствия их проступков очень
важно. Но у мальчиков, действительно,
есть такая особенность «отключать
слух». Поэтому обратите внимание на то,
как вы обращаетесь к ребёнку. Если это
длинный монолог и пространные фразы —
усилия, возможно, уйдут в пустоту. А вот
если фразы будут чёткие и короткие —
вас услышат.
Ребёнок
растёт и проверяет границы дозволенного
— это нормально. Но наказание — одна
из сторон формирования таких границ.
Другими словами, проступки не могут
оставаться безнаказанными. Иначе не
сформировать понимание того, «что такое
хорошо, а что такое плохо».
Наказание —
это не обязательно подзатыльник или
какое‑то другое физическое воздействие.
Временно лишить удовольствия, сладостей
или вместо десяти обнимашек, как обычно,
подарить две — это тоже про наказание.
И поверьте, ребёнок прочувствует, что
ваше отношение изменилось. Но ни при
каких обстоятельствах нельзя лишать
ребёнка общения — наказывать своим
молчанием, игнорировать, относиться
пренебрежительно.
Дайте
возможность подумать над поведением —
это важно. Но для этого необязательно
стоять в углу полчаса. За это время
ребёнок просто устанет и забудет, зачем
его туда поставили. А вот посидеть в
тишине на стуле минут пять и поразмышлять
— совсем другое дело.
Вопросы к психологу по воспитанию и пониманию детей присылайте на сайт pravdasevera.ru — обсудим вместе.