03.12.2023 11:31

Запах, цвет и музыка: какими неожиданными уловками пользуются маркетологи

Как потребители совершают неосознанные покупки — рассказали в Роскачестве
Фото: PhHere ©

Директор департамента взаимодействия с потребительским рынком Роскачества Дарья Ширяева рассказала об уловках маркетологов в ритейле, которые органично вписаны в инфраструктуру магазинов и остаются незаметными для потребителей, как их вычислить и не поддаться.

— Любая манипуляция, влияющая на принятие решения о покупке, основана в первую очередь на сенсорике. Поэтому торговые сети расставляют «ловушки», направленные на наши органы чувств — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные, тактильные, — отмечает Дарья Ширяева.

Игра на чувстве аппетита:

Запах

Все больше торговых сетей размещают полки со свежевыпеченным неупакованным хлебом при входе в торговый зал. Аромат хлеба моментально вызывает чувство голода. Срабатывают рецепторы, и покупатель не замечает, как кладет в свою корзину все больше товаров, которые он не собирался изначально покупать.

Вкус

Неслучайны и дегустации, проводимые в магазинах. Вкусно поданный сэмплинг вызывает слюноотделение и, следовательно, желание срочно что-нибудь съесть. Также продукция на дегустации, помимо возбуждения аппетита, работает с неосознанным желанием покупателей отблагодарить магазин за бесплатное угощение.

Совет: от возникновения аппетита ничего не поможет. Однако его можно немного сбавить, заготовив заранее ароматную жвачку с мятно-лимонным вкусом.


Игра на зрительных ощущениях:

Направление взгляда

До 90% решений о выборе товара или бренда покупатель принимает не дома, а стоя перед стеллажом в торговом зале. Именно поэтому маркетологи ритейла давно изучили, как покупатели ходят по залу. При планировке торговых залов используется схема движения транспорта (правосторонее движение). Заходя в магазин, покупатели обычно направляются к отделу с нужным товаром (по правой стороне), а затем поворачивают к кассе (по левой стороне). Поэтому пока потребитель дойдет до полки с основным продуктом из списка, он уже наполнит тележку акционными товарами, которые обычно выложены на отдельных полках или паллетах при входе в магазин.

Совет: не останавливайтесь у первых рядов, сразу направляйтесь к стеллажам с продуктами из вашего списка. Только после того, как в вашей тележке окажутся все необходимые товары, можете вернуться ко входу и взять акционные продукты. Но не забудьте сравнить цены с интернет-полкой. Возможно, предложение будет не такое и выгодное, как может показаться на первый взгляд.

Яркость «картинки»

На это работает весь арсенал и магазина, и производителей. Яркие цветные упаковки и рекламные материалы разрабатываются на основе нейровосприятия человеком разных цветов и сочетаний. Цветовая гамма способна регулировать настроение, создавать эмоциональный фон и даже влиять на аппетит. Доказано, что упаковки зеленого, красного и желтого цветов продаются быстрее. Потребители отдают предпочтение тому, что больше напоминает естественное, натуральное — зелень, фрукты, овощи.

Совет: Взяв в руки упаковку, важно переключить мозг с образов на текст и цифры — сосредоточиться на маркировке и составе. В таком случае спонтанная симпатия к продукту сменится на осознанное восприятие конкретной информации. В ходе исследований Роскачество выявило, что продукция массового сегмента зачастую бывает не менее, а иногда и более качественная, чем яркие товары премиум сегмента.

— Одним из маркеров высококачественных продуктов служит российский Знак качества, который размещается на упаковке. Он присваивается лучшей отечественной продукции, которая по результатам веерных исследований соответствует существующим стандартам качества и опережающим стандартам Роскачества. На сегодня Знаку качества доверяют 82% жителей России. Перед походом в магазин скачайте приложение Роскачества. С его помощью вы сможете отсканировать штрихкод заинтересовавшего вас товара и узнать, действительно ли он качественный, — отметила Дарья Ширяева.


Игра на слуховых ощущениях:

Быстро и ритмично

Бодрая ритмичная мелодия у полок говорит о том, что перед вами товар, количество продаж которого магазин хочет повысить. Например, он залежался или его срок годности подходит к концу. Под такое музыкальное сопровождение чаще всего совершаются спонтанные покупки. А еще, неосознанно подстраиваясь под драйвовый темп, потребители зачастую приобретают более дорогие товары (и в большом количестве).

Медленно и печально

Медленная музыка заставляет сердце биться медленней, задерживаться у полок, больше времени проводить в торговом зале и, как следствие, больше покупать (причем на 30%). Такой фон чаще всего включают в отделах постельного белья и техники. Это позволяет создать иллюзию осознанной покупки.

Совет: лучше всего ходить по магазинам в наушниках, наслаждаясь своим плейлистом. Если наушников нет, старайтесь целенаправленно идти к полкам, на которых есть необходимые вам товары, не обращая внимания на акционные полки.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.