02.12.2023 15:05

Шесть книг из ноября 43-го года

Современные историки пишут: в ноябре 1943 года исход войны уже ни у кого не вызывал сомнения
Фото: Олег Самойлов

Однако же до победы оставалось ещё долгих полтора года! Нужны были не только силы физические, чтобы жить и работать, но и силы душевные — чтобы верить, бороться, растить детей. В этом очень помогали книги.

Предлагаем взглянуть на шесть изданий, выбранных практически наугад из коллекции книг времён Великой Отечественной войны Архангельской областной научной библиотеки имени Н. А. Добролюбова. Объединяет их одно: все они были подписаны в печать в ноябре 1943 года. Среди них — рассказы и фантастическая повесть, стихи и биография художника, а также два специализированных издания: сборник материалов по кружковой работе с детьми и киносценарий.


Фото: Олег СамойловФото: Олег Самойлов



Выпущенная тиражом всего три тысячи экземпляров киноповесть Лео Арнштама и Бориса Чиркова «Кто она?» через год ляжет в основу фильма «Зоя», посвящённого подвигу Зои Космодемьянской. Фильм принесёт режиссёру Сталинскую премию I степени и войдёт в тысячу самых популярных советских кинолент. А образ Зои, «чистый и строгий, войдёт в сознание миллионов детей, подростков, юношей и девушек. Он пойдёт с ними рядом по жизни, как товарищ и друг, он будет звать и манить их вперёд, к большим чувствам, к глубоким мыслям, к смелым поступкам».

Выпуск сборника «В часы досуга» нацелен примерно на это же: на патриотическое воспитание «всесторонне развитых, высококультурных граждан, беззаветно преданных любимой Родине». Составители указывают на то, что в военное время задача организации досуга детей стоит особенно остро, что специалистов по кружковой работе не хватает, что заниматься ею порой приходится «малоподготовленным руководителям», в помощь которым и выпускается сборник.

В нём содержатся советы по организации кружков выразительного чтения и хора, танцев и рисования, размещены викторины, шарады, загадки — вневременной набор детских активностей. Но дух времени звучит в предлагаемых песнях и танцах («Винтовка», «Мы отомстим», «Тачанка»), в темах рисунков, в советах по оформлению выступлений кружков художественной самодеятельности в госпиталях.

Военные будни большой страны смотрят на нас и со страниц рассказов писателя Владимира Козина. Его не зря называли одним из лучших новеллистов советской литературы: каждый рассказ (а всего в сборнике их 15) — словно окно в долины и горы Киргизии, пустыни Туркменистана, кубанские степи или подмосковные деревушки. Большую часть своей жизни Козин — зоотехник по профессии — провёл в Закавказье и Средней Азии, в Подмосковье оказался лишь в годы войны, в гвардейских кавалерийских частях. Он пишет о том, что видел своими глазами. Его простые, казалось бы, истории и задействованные в них обычные люди выглядят живыми даже сегодня, спустя восемьдесят лет после описываемых событий. Читаешь — и невольно проникаешься уважением к их стойкости, мужеству, готовности сражаться за своё и народное счастье.

«Нет ничего в России,

Нет ничего русского

Чуждого нам

И нам непонятного. — пишет американский антифашист Альфред Креймборг. –

Ведь всё русское

Давно стало нашим,

Всечеловеческим, мировым.

Их борьба — наша… <…>

И конечная их победа — Наша победа».

Пафосом единения в борьбе с общим врагом — фашизмом — проникнуты, кажется, все стихи, вошедшие в сборник иностранной антифашистской поэзии, составленный Гослитиздатом. Советским читателям напоминают о том, что они не одни. Что об их героической борьбе с гитлеризмом, об их подвигах во имя счастливого будущего человечества знает и сопереживает им весь мир. Среди авторов — ирландец Шон ОʼКейси, англичанин Джек Линдсей, американец Карл Сэндберг, француз Луи Арагон, испанец Рафаэль Альберти, чилиец Пабло Неруда. Составители, похоже, не рассчитывают на то, что читатели знают все эти имена, поэтому размещают в конце книги аннотацию об авторах, что очень удобно и для современного читателя тоже.

«Всё шире и светлей победная заря,

И смотрят на тебя с надеждой неизменной

И племена земли, и солнце, и моря.

Он близок, близок час священный.

Ты победишь врага, о братская земля».

Рауль Арреола Кортес, Мексика.


Победа несомненна — этой уверенностью проникнуты все стихи иностранных поэтов-антифашистов. Эта же уверенность возвращает нас к образу Зои (киносценарий «Кто она?») и вносит оптимистичные нотки в её трагическую историю. «Всё кончится хорошо… Обязательно хорошо… А мне не страшно умирать», — тихо, но ясно говорит героиня.

Биография художника Ивана Айвазовского, выпущенная издательством «Искусство» в 1943 году, тоже читается как обещание светлого будущего. Мир непременно наступит, советские люди снова смогут спокойно ходить по просторным музейным залам и любоваться шедеврами! А пока для серии «Массовая библиотека» отбираются рассказы о тех художниках, скульпторах и актёрах, чья жизнь является ярким примером служения Родине и народу. 

Так, в 1943 году вышли из печати биографии Щепкина и Ермоловой, Мухиной и Грекова, Саврасова и Тропинина. Некоторые выпуски посвящались отдельным произведениям искусства, храму Василия Блаженного, например, или картине Сурикова «Переход Суворова через Альпы». В фонде Добролюбовки сохранилось немало этих тоненьких книжечек в бумажных обложках, с бледными чёрно-белыми иллюстрациями. Специфика времени накладывала свой отпечаток, но сам подбор сюжетов заставляет задуматься о высоких стандартах культуры того времени.

Эти стандарты отлично видны и в самом неожиданном и самым массовом издании нашей подборки — фантастической повести Мориса Ренара «Пещера чудовищ», напечатанной тиражом 50 тысяч экземпляров в культовой серии «Библиотека научной фантастики и приключений». Отличный художественный перевод Надежды Рыковой, обложка, оформленная Борисом Титовым, одним из самых востребованных в то время графиков, иллюстрации художника-анималиста Алексея Комарова…

Удивительно, но основанную в 1936 году серию не стали останавливать в годы войны! Только поменяли формат: начали выпускать небольшие рассказы и повести в мягких обложках. Издание абсолютно не выглядит устаревшим и может увлечь даже современного избалованного читателя! Что уж говорить о читателе военных лет, наверняка нуждавшемся в том, чтобы хоть иногда отвлекаться от суровой действительности.


Дарья ИШЕНИНА, библиотекарь Регионального центра консервации документов и сохранения книжных памятников АОНБ имени Н. А. Добролюбова

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.