26.11.2023 11:12

Певец Мезени и Печоры

Сегодня, 26 ноября — 95 лет со дня рождения Николая Анатольевича Окладникова (1928 — 2014), в честь которого в Мезени проводят научно-краеведческие чтения с участием профессиональных историков
Фото предоставлено Мезенской центральной библиотекой

Чтобы читатели лучше поняли натуру этой незаурядной личности, расскажу историю из его молодости.

Весной 1953 года, после смерти Сталина, молодёжь Мезенского райкома компартии приплавила на вёсельной лодке дровяной лес для отопления двухэтажного деревянного здания районного комитета ВКП(б) – Всесоюзной коммунистической партии большевиков. Как водится, дело было обмыто. Инструктор отдела рыбной промышленности, а в недавнем прошлом капитан мотобота рыбзавода Николай Окладников рассказал сослуживцам, что намерен жениться: дескать, хватит уже попадать за 44 километра в деревню Жердь к невесте.

– Она ведь дочь репрессированного… – осторожно заметил один из товарищей по партии.

– Женись! – сказали другие, и райкомовцы дружно чокнулись с женихом. Он пригласил их на свадьбу.

Окладников посватался. В маленькой Мезени – всего‑то в ту пору около трёх тысяч человек – сразу стало об этом известно. По поручению первого секретаря райкома вызвал к себе Окладникова второй секретарь и «не рекомендовал» вступать в брак с дочерью «врага народа».

Даже будущий тесть – бывший балтийский моряк красного крейсера «Марат», сказавший в мезенской чайной неосторожное слово о власти и получивший за это десять лет лагерей – попытался отговорить парня: мол, подумай, может, из‑за меня тебе горя придётся хлебнуть…

Окладников не отступил. Свадьба состоялась: немного водки, бражка, треска с картошкой и молоком, пироги с ягодами, калачи и пряники – всё как положено. Из гостей хорошо обмочили усы в ядрёной браге только два молодых инструктора райкома – остальные прийти остереглись (о секретарях и заведующих отделами речи нет, они приглашения удостоены не были). К слову сказать, один из двух смельчаков Зорий Григорьевич Мурашев – будущий помощник первого секретаря Архангельского обкома КПСС Бориса Вениаминовича Попова.

Вскоре после свадьбы Окладникову сказали, что он будет зональным инструктором по трём поморским деревням, жить придётся в одной из них. На бюро райкома, где этот вопрос требовалось закрепить на бумаге, Николай Анатольевич попросил помочь с трудоустройством жены. И получил резкий ответ главного начальника:

– Не забывайте, что мы вас тут держим, хотя вы женились на дочери контрреволюционера!..

Акцент на последнем слове был грозным.

Горячий человек Николай Окладников, выйдя с бюро, сразу написал письмо в журнал ЦК ВКП(б) «Партийная жизнь»: дескать, разве можно так?.. Из Москвы через Архангельский обком письмо вернулось в Мезень, Окладникову устроили сокращение штата, а на его место вскоре взяли человека покладистого.

Пять месяцев бывший инструктор чинил в «частном секторе» мостки и изгороди, колол дрова, пока сначала директор рыбзавода не дал ему должность инспектора по кадрам, а потом начальник районного отдела милиции Завьялов не предложил: не хочешь ли, Николай, поехать на учёбу в Ленинград, в школу милиции? То был перст судьбы. Николай Анатольевич стал милиционером.

…А супруги Окладниковы – Николай Анатольевич и Лидия Константиновна – прожили вместе 61 год. Трое детей родились, потом пошли и внуки, и правнуки. Один из внуков – нынешний региональный министр связи и информационных технологий Павел Окладников.


Почему ему было стыдно?

После школы милиции судьба привела Николая Окладникова на Печору. Он служил сначала дознавателем, следователем (14 краж вора Тришкина доказал). Окончил заочно Высшую школу МВД. Карьеру закончил в Нарьян-Маре начальником окружного отдела внутренних дел. В отставку вышел подполковником, заслуженным работником МВД СССР. Награждён медалями «За безупречную службу в МВД СССР» всех трёх степеней.

Распорядок дня был у него такой: допоздна на работе, подъём часа в три, часа два на чтение книг по истории России и Севера, потом ещё немного кемарил – и на службу. Успевал и выполнять наказы избирателей, будучи депутатом городского и окружного советов депутатов трудящихся.

Откуда такой интерес к истории края? Стыдно ему было, что приезжие люди больше знали о Севере, чем он, коренной северянин, он, Окладников, по чьей фамилии названа слобода мезенская, ставшая Мезенью… Познакомился Николай Анатольевич с краеведом от Бога Александром Александровичем Тунгусовым, от него, как говорится, многое почерпнул. Вошёл в общественный совет окружного музея; разговаривал в командировках со старожилами о былом, заходил в городах в букинистические магазины – денег на книги не жалел. В Ленинграде приобрёл «Лекции по русской истории» Сергея Платонова, изданные в 1907 году в Петербурге, со штампом Мезенского четырёхклассного городского училища. То был ещё один перст судьбы. Потом Николай Окладников стал обладателем собрания сочинений Василия Ключевского 1918 года и многих других редких трудов. И всё стало пригождаться, когда вышел на пенсию. Это уже в Архангельске с 1982 года.

Прежде чем начать писать книги, Николай Анатольевич три года разбирал накопленное по темам, составлял картотеку. Материалы самостоятельно переплёл на своедельном станочке в 22 сборника большого формата.

Написать книги было бы сложнее без помощи сотрудников Государственного архива Архангельской области и областной научной библиотеки имени Добролюбова.

Его рукописи получали одобрительную оценку специалистов университетского и академического уровней.

Николай Анатольевич стал историком-краеведом Мезени и Печоры. Он был своим человеком в архангельских землячествах Мезенского района и Ненецкого автономного округа.


Персонаж словаря и энциклопедии

В Архангельске распорядок дня был несколько другой: подъём в шесть утра, затем «выход на линию», прогулка по набережной от улицы Гагарина не менее часа, потом физзарядка с гантелями минут на 20–25, и за работу. Отдых – только в воскресенье.

Н. А. Окладников – автор интереснейших книг. О нём не могли не написать в Мезенском энциклопедическом словаре (вышло два издания), в пятитомной Поморской энциклопедии. В энциклопедии статьи о Николае Анатольевиче – в трёх томах: «История Архангельского Севера», «Культура Архангельского Севера» и «Города, районы, люди Архангельского Севера». И не одно и то же, а с дополнениями.

Внушительный список сочинений: «Пустозерские страдальцы», «Мятежный протопоп» (о поборнике древлего благочестия, борце за справедливость протопопе Аввакуме), «Российские колумбы» (о мезенских полярных мореходах и землепроходцах), «Экспедиция в прошлое» (путевые заметки участника лодочного перехода 1992 года по древнему пути из Архангельска на Печору), «Пустозерск и Пустозерье», «Мезенские деревни», «Поселения Канино-Тиманья» и многие другие. С «Мезенскими деревнями» Николай Анатольевич стал в 2012 году победителем областного конкурса «Книга года».

Признание краеведов, профессионалов, земляков: член Русского географического общества, Северного историко-родословного общества, Русского общества историков-архивистов, почётный член Архангельского центра Русского географического общества, культурно-просветительного общества «Норд». Почётный гражданин Мезени. Награждён также нагрудным знаком «За заслуги перед Мезенским районом».

Признанный специалист по истории церковного раскола. Участник научно-практических конференций не только в Архангельске, но и за его пределами вплоть до международного уровня. И публикации не только у нас, но и в столичных журналах.

То, о чём не пишут в словарях и энциклопедиях: приветливый, улыбчивый, добросердечный человек; автор занимательных устных рассказов, характеризующих и его, и эпоху. Въедливый, дотошный краевед. Принципиальный. Видел ошибку в публикации – писал о том, как было, когда было. Ведь история – это движение из прошлого в будущее, поэтому нельзя в будущее ошибки переносить.

Неудивительно, что Николай Анатольевич хорошо знал свою родословную – с первой половины семнадцатого века.

В 2016 году в Мезенской центральной библиотеке открыта комната памяти Н. А. Окладникова.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сергей ДОМОРОЩЕНОВ