26.11.2023 10:35

Общая судьба: дед и внук выбрали одну профессию

Эта профессия — служба в органах внутренних дел

В одном из залов музея истории УМВД России по Архангельской области рассматриваю фотографию на стенде, посвящённом Сталинградской битве. Парень в шинели и шапке-ушанке – стрелок пулемётной роты 96-й отдельной стрелковой бригады 64-й армии Сергей Бармин.

Слыша шаги, оборачиваюсь. На меня смотрит человек в полицейской форме, как две капли воды похожий на бойца с фотографии… «Здравствуйте. Начальник отдела обеспечения вооружением регионального УМВД майор внутренней службы Александр Бармин. А это мой дед Сергей Семёнович».

Отражение времени и истории

Два поколения одной семьи – дед и внук. По воле судьбы они не только похожи друг на друга как две капли воды, но и выбрали в жизни одну из самых непростых профессий – службу в органах внутренних дел.

Вместе с директором музея Светланой Филимонковой Александр Евгеньевич рассматривает документы и вещи своего деда, которые в 80‑е годы, после смерти деда, передала сюда его жена Таисия Алексеевна. Самодельный фотоальбом, документы, пожелтевшие от времени рукописные воспоминания о войне и службе в милиции, боевые награды и именные наручные часы, вручённые ему по приказу министра внутренних дел РСФСР.

Свои воспоминания Сергей Семёнович запишет уже после окончания Великой Отечественной войны. Его судьба – это отражение времени и истории целой страны. 19‑летним мальчишкой он был призван на фронт в марте 1942 года. Уже в августе Молотовское пулемётно-миномётное училище, в котором он проходил обучение, в полном составе было направлено в посёлок Тёплая гора Пермской области, где для участия в Сталинградском сражении формировалась 96-я отдельная стрелковая бригада. На рассвете 14 октября после переправы через Волгу под сильным артиллерийским огнём противника его подразделение вышло к посёлку Бекетовка, что на южной окраине Сталинграда, и стало частью 64‑й армии Сталинградского фронта. Сергей Бармин и его сослуживцы полтора месяца не выходили из боёв.

название

«Торжества разгрома окружённой под городом Калачом 300‑тысячной группировки немецко-фашистских войск мне увидеть не удалось. На второй день наступления, 20 ноября, я был ранен и в бессознательном состоянии, с обморожением обеих стоп, был переправлен через Волгу в госпиталь», – пишет в своих воспоминаниях фронтовик.

После выздоровления в сентябре 1943 года Сергея Семёновича направили на учёбу в 1‑е Ленинградское дважды Краснознамённое военно-пехотное училище имени С. М. Кирова. В начале марта 1945 года, уже будучи офицером, он принял командование пулемётным взводом на 1‑м Белорусском фронте. Вместе с ним участвовал в Висло-Одерской операции, в ожесточённых боях за Берлин на Зееловских высотах.

После прорыва высот роте, в состав которой входил взвод Сергея Семёновича, было приказано провести разведку боем Берлинского шоссе и захватить языка. Дерзкая атака советских солдат ошеломила гитлеровцев. Опрокинув боевое охранение, подразделение ворвалось на окраину населённого пункта. Задание было успешно выполнено. Прикрывая огнём из пулемёта отход роты, Сергей Бармин получил своё второе тяжёлое ранение.

Демобилизовался Сергей Семёнович только в августе 1946‑го. Вернувшись на родину в Свердловскую область, он поступил на службу в органы внутренних дел, работал инспектором детской комнаты милиции в Ирбитском горотделе. После окончания Омской школы милиции по распределению был направлен в Архангельск на должность оперуполномоченного уголовного розыска. На Север Сергей Бармин отправился вместе с молодой женой Таисией.

И такая гордость берёт…

– Службе в органах внутренних дел мой дедушка посвятил более 25 лет, большую часть из которых проработал в уголовном розыске. Когда он умер, мне было шесть, но в памяти он навсегда остался настоящим офицером и героем, на которого я хотел равняться. Хоть моё первое образование было связано со сферой кораблестроения, после армии я так же, как и дедушка, поступил на службу в милицию. И вот уже более 30 лет, как и он, ношу погоны. Прошёл путь от сержанта до майора, и всё в одном подразделении – в службе вооружения, – говорит Александр Бармин.

Бережно перебирая награды деда, Александр Евгеньевич рассказывает о том, что три самые дорогие из них – «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина» и орден Отечественной войны II степени – лейтенанту запаса Сергею Бармину были вручены лишь спустя 22 года.

– В музее сохранилась статья из февральского номера газеты «Правда Севера» за 1967 год, где рассказывается о вручении моему дедушке ордена Отечественной войны. Это произошло на торжественном вечере в канун 49‑й годовщины Советской армии и Военно-морского флота. Областной военком лично передал высокую награду моему деду, – делится страж порядка.

По воспоминаниям сослуживцев, Сергей Семёнович был скромным, немногословным, очень справедливым человеком и не любил рассказывать о себе.

– Как и все фронтовики, ему было тяжело вспоминать о пережитом в годы Великой Отечественной войны. Да и о работе он, в силу специфики профессии, не распространялся. Поэтому многое о его боевом пути и службе в милиции я узнал, уже будучи взрослым, благодаря документам, хранящимся в архиве музея истории УМВД. Например, вот этими часами моего дедушку за поимку особо опасных преступников наградил глава МВД РСФСР, – говорит Александр Евгеньевич.

Дело было в марте 1958 года. В Первомайском районе Архангельска произошло вооружённое ограбление двух магазинов. Оперативная группа милиции, в которую входил и Сергей Бармин, смогла оперативно установить и задержать подозреваемых. Было установлено, что злоумышленники также совершили несколько аналогичных преступлений в Ростовской области. «… За умелое и настойчивое проведение оперативно-следственных мероприятий по ликвидации вооружённой грабительской группы министр внутренних дел РСФСР наградил именными часами нескольких сотрудников…» – гласит газетный текст того времени.

– Дедушка очень любил меня и с удовольствием возился со мной. Делал для меня рогатки и самопалы. Помню запах клея, которыми он склеивал модели самолётов. А ещё он очень любил рисовать. Под Новый год брал ватманские листы, делал праздничные плакаты и относил их в близлежащие к дому магазины. Заходишь в дом торговли на Фактории, а там нарисованный дедушкой плакат висит. И такая гордость берёт, – признаётся Александр Евгеньевич.

По словам Александра Бармина, на память о Великой Отечественной у деда в теле остался осколок. Этот кусочек войны и унёс его жизнь спустя почти 30 лет после её окончания.

– Приходить в музей и видеть в экспозиции фотографии и вещи своего деда – это большая гордость и огромная ответственность. Он прошёл самую кровопролитную войну XX века, столько лет верой и правдой служил в уголовном розыске, задерживая опасных преступников. Ты понимаешь, что просто не можешь подвести его. Надеюсь, что я стал достойным внуком своего деда, – говорит Александр Евгеньевич.



Александра КОЛОТОВА, пресс-служба УМВД России по Архангельской области. 

При подготовке статьи использованы материалы из архива музея истории УМВД России по Архангельской области

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.