Отпевание усопшего совершилось в Свято-Екатерининском кафедральном соборе Кубанской митрополии.
В последний
путь архимандрита проводили родственники,
священнослужители, студенты семинарии,
казаки, верующие столицы Кубани и
Архангельской области.
Сегодня, в девятый день со дня смерти, Виктор Толкачев, архангельский журналист и писатель, вспоминает, как восстанавливалась Сийская обитель и каким в общении с журналистами был архимандрит Трифон.
Монастырская стройка
Солнце. Умытый
вчерашним дождём Божий мир. На колокольне
работа кипит. Великое дело началось в
монастыре – восстановление, возрождение
уникального памятника XVII века –
колокольни с храмом во имя трёх московских
святителей Петра, Ионы, Алексея,
митрополитов московских!
Появились
на Руси богатые люди, которым по душе
не пропивать-прожигать свои деньги, не
вколачивать их в ценные бумаги и камешки,
строить не виллы за границей, а храмы
здесь… Одним из таких был Вячеслав
Альбертович Киселёв, президент Фонда
архитектурного наследия имени Андрея
Рублёва. На его счету несколько прекрасных
храмов – Казанской Божьей Матери на
Красной площади в Москве, в Подмосковье,
на Плесецком космодроме… Познакомились
они с отцом Трифоном в епархии. Настоятель
пригласил его в монастырь. Гость,
осматривая строения, обратил внимание
на разрушенную и прикрытую деревянным
навесом колокольню.
В монастыре
оказались и чертежи, и старинные
фотографии, и дипломная работа студентов
архангельского вуза, посвящённая
реставрации Сийской колокольни. Доставили
в Архангельск. Киселёв отвёз специалистам.
Вскоре они появились в монастыре с
архитектором Галиной Анисимовой и
тщательно, профессионально обследовали
остатки колокольни.
Взорванная
когда‑то большевиками и растащенная
на кирпичи местными жителями, она
сохранила не только фундамент, но и
своды цокольных помещений, арки бывших
галерей. Увидев и оценив уникальность
древнего строения, разглядев в настоятеле
монастыря настоящего подвижника, Киселёв
увлёкся идеей вернуть древней и знаменитой
северной обители звонкую душу её –
колокольню. Поручил организацию работ
опытному прорабу-менеджеру. Тот снял с
какого‑то объекта надёжную бригаду
белорусов, добавил молдаванами и привёз
сюда, на Север. Когда все они нагрянули
в монастырь, я спросил прораба:
– Рабочих
издалека привёз, что – классные
специалисты?
– А северные
мужики отказались участвовать в этом
деле. Я тут нашёл плотника – нужен! – у
меня каменщики. Говорю: хочешь заработать?
«А зачем мне ваши деньги? – отвечает. –
Я утром сетки вытряс, сына с рыбкой на
дорогу послал, к вечеру у меня
четыреста-пятьсот рублей своих, так
зачем мне ваши?» Просто удивительно –
не хотят заработать! Я ведь хорошие
деньги плачу!..
Работа не
сразу пошла. Настроенная на лихую кладку
бригада каменщиков столкнулась с такими
сложностями, что хоть разворачивай
оглобли. До кладки стен надо было выложить
столько загадочных и непонятных сводов,
арок, перекрытий… Но главное, понять
особенности кладки древних мастеров;
научиться делать «хуже», чем они привыкли
и умеют. То есть выкладывать кирпичи не
совсем ровно, не совсем по отвесу, не
совсем по циркулю… Иначе не сойдутся
в согласии и гармонии стены древних
каменщиков с новоделами. «Воевать
начнут». А зачем ещё одна война, когда
здесь, в монастыре, во всём должны быть
мир, согласие и «благоволение во
целовецех»? Архитектор-реставратор с
большим опытом, сама увлечённая проектом,
смогла увлечь и убедить Киселёва, прораба
и каменщиков, что надо постараться так
сделать, чтоб уж не стыдно было перед
предками, перед давними насельниками
монастыря. Усилили бригаду монастырскими
трудниками: одного кирпичи бросать,
другого на приготовление раствора,
конюха с лошадью на подвоз кирпичей,
извести, других материалов… Приехали
все рабочие, и работа закипела…
На «совете
в Филях» – в монастырской библиотеке!
– Киселёв объявил решение ускорить
возведение храма-колокольни. Для этого
он попросит у командующего космодромом
взвод солдат с прапорщиком, перебросит
из Москвы продовольствие, подъёмную и
другую технику. В монастыре построит
навес – летнюю кухню, которую придётся
утеплять в зиму; поставит нары двухъярусные
для солдат. А ещё лучше будет взять в
аренду у МЧС или у военных взводную
палатку, полевую кухню и организовать
солдатикам что‑то вроде альтернативной
службы на благо им, православной церкви
и во славу Божью.
И так закончил:
– Господь
указал мне эту обитель, где я должен
вложить максимум сил в воссоздание не
только архитектурного памятника, но и
условий для жизни братии. Хочется скорее
увидеть монастырь во всём его благолепии
и красоте.
– Господь
ведёт меня по жизни, – добавил Трифон.
– И даже исполняет сокровенные желания,
как с храмом-колокольней, где осталось
всего-навсего полтора этажа. Я даже не
мечтал о его восстановлении при моём
настоятельстве. И вот Господь послал
Фонд архитектурного наследия преподобного
Андрея Рублёва и его руководителя –
Божья помощь!.. Строительство идёт к
завершению. В праздник Святой Троицы,
в главный престольный праздник монастыря,
будем освящать храм-колокольню!
Монастырские журналисты
В трапезной
уже накрыты столы. Всё‑то вкусно в
монастыре: и хлеб, и суп овощной, и каша
пшеничная, и свежая зелень с грядок, и
овощи из теплиц, и чудо-творог со сметаной
да черникой только что из лесу… А ещё
вкусны беседы за трапезой рассказами
о разных случаях, искрящимися шутками,
приколами, иронией и самоиронией…
В 2006 году
Трифон был награждён в Северодвинске
почётным знаком «100 лет подводного флота
России» как подводник-ветеран. Когда
он появился на подворье, где верстался
очередной номер «Духовного сеятеля»,
прихожане, журналисты и сотрудники
стали все шумно поздравлять его… Он
картинно приосанился и мгновенно изменил
атмосферу весёлой самоиронией:
– Ветеринар
подводного флота!
Появилась в
монастыре бодливая коза, нагло обдирающая
кору с молодых саженцев. Коза ностра! –
обозвал её настоятель и поручил оградить
деревца.
Трифон любил
играть словами, обыгрывать похоже
звучащие. Так, иконописца Сергея Егорова,
на своём авто возившего игумена, он
называл игумновозом.
Корреспонденты
«Правды Севера» Сергей Доморощенов и
Валентин Гайкин спросили архимандрита:
– В молодости
вам не удалось поступить на журфак. Но
журналистские наклонности сказываются:
вы редактируете газету «Духовный
сеятель», альманах «Сийский хронограф».
Не в тягость ли вам редакторское дело?
Он ответил,
что после флота попытался стать
журналистом, но, слава Богу, не получилось…
Редакторская работа – многотрудная,
хлопотная – нравится. Но суть не в том,
нравится или не нравится, а надо –
значит, делаешь. Хотелось бы заниматься
и книжной издательской деятельностью
– переизданием дореволюционных работ
о монастыре. Средства можно изыскивать,
а вот рук не хватает. И спасибо за помощь
профессиональным журналистам, в первую
очередь Нине Фёдоровне Орловой, Сергею
Климову, Людмиле Ашиток.
– Вы главный
редактор этих изданий?
– Ещё и
репортёр. Фотографировать люблю с
помощью цифровой камеры. Вёрстку освоил
иеродиакон Феофил, первые номера
«Духовного сеятеля» он в «Правде Севера»
верстал – спасибо журналистам!..
В феврале
2001‑го архимандрит Трифон был награждён
медалью ордена «За заслуги перед
Отечеством» II степени, в июле 2002‑го
орденом Преподобного Сергия Радонежского
III степени.
Газета «Волна»
опубликовала репортаж своего журналиста
«Жаждущий пусть приходит» – о становлении
монастыря. То было время, когда
архангельские журналисты сотрудничали
с православными газетами, делали
материалы на ТВ о жизни церковного
сообщества, а издатели-журналисты Игорь
Слободянюк и Алексей Сухановский
готовили к выпуску замечательную книгу
архимандрита Трифона «Слава Богу за
всё» – одну из лучших авторских книг о
монастырской жизни в России.
В год выхода
этой книги в свет я предложил автору
вступить в Союз журналистов и написал
ему рекомендацию. В декабре 2007 года
архимандрит Трифон, издатель православной
газеты, православный автор ряда статей
и книг, был единогласно принят в ряды
Архангельского отделения Союза
журналистов России. Это было радостное
событие. Он подарил правлению экземпляр
книги с добрым автографом и пригласил
всех нас с коллегами побывать в
Антониево-Сийском монастыре. Та
незабываемая поездка состоялась в мае
2008 года.
Несмотря на
снежную майскую пургу, мы поднимались
и на колокольню, побывали в храмах и
музее, беседовали с монахами, пили
монастырский чай, получали благословение
на добрые дела, пожелания Божьей помощи
в работе и жизни от братии и гостеприимного
настоятеля обители.
Сегодня,
вспоминая его и прощаясь с ним, мы
говорим: «Упокой, Господи, душу усопшего
раба Твоего Трифона и прости ему вся
согрешения вольная и невольная, и даруй
ему Царствие Небесное!»