19.11.2023 16:05

Как пилот из Архангельска спасал людей по всему миру

Александр Макаров, летчик Второго Архангельского объединённого авиаотряда, уже более 40 лет на вертолёте Ми-8 доставляет людей, грузы и гуманитарную помощь в разные уголки планеты
Фото: Вера Вакулова

Ему доводилось спасать китайских полярников в Антарктиде, встретить 120‑летнего жителя Пакистана, летать в горах Афганистана и доставлять гуманитарные миссии ООН в Судане. Сейчас Александр Макаров передаёт свой опыт молодым пилотам, он всё так же, как в молодости, обожает свою работу, путь в которую начинался с большой мечты о небе и путешествиях.

Наш разговор с Александром Вениаминовичем — о его необычной работе.

– Александр Вениаминович, авиация и небо — это ваша мечта?

– Всё началось с мечты. Каждый ребёнок мечтает путешествовать, посмотреть мир. Я даже помню тот момент, когда, возвращаясь из школы, я услышал звук вертолёта. Поднял голову — он пролетал мимо нас. И мне очень захотелось посмотреть на свой край сверху, с высоты птичьего полёта. Желание было фантастическое, мечта возникла мгновенно. Выбор был между самолётом и вертолётом, но я выбрал вертолёт.

– Вы много работаете в северных широтах. Чем вас привлекает эта работа?

– На Севере подкупает сама первозданность природы, ещё не тронутая изменениями и цивилизацией. Очень нравится работа на «Михаиле Сомове». Бывает, что приходишь домой с радостью, что кому‑то помог своей работой, как например, при работе на санитарных заданиях.

Хотя бывают и опасные ситуации. Например, на острове Хейса в 2004 году, во время строительства нового здания, у нас на глазах белый медведь схватил начальника станции и поволок к морю. Медведь никак на нас не реагировал, к счастью, у строителей была собачка, лаечка. Она обошла медведя сзади, залаяла, за лапу его укусила. Медведь раскрыл пасть, человек выпал, успел сгруппироваться и спрятаться в укрытие на метеоплощадке. Тогда медведь пошёл на нас, мы врассыпную. Опять нас выручила эта собачка, снова обошла его и укусила. Мы тогда начали стрелять из ракетниц, и после третьего выстрела медведь ушёл. У потерпевшего была прокушена рука, остались следы от зубов в районе шеи. Мы срочно перевезли его на «Михаил Сомов», врач наложил швы, вертолётом отвезли на военную заставу, а оттуда его самолётом отправили в Мурманск. Медведи сейчас совсем не боятся людей.

– Расскажите, как в 2010 году вы помогали спасать сотрудников китайской антарктической станции…

– Мы тогда находились на базе «Дружная-4». Нас вызвали в радиобюро и сказали, что срочно требуется помощь — китайцев унесло в море. Куда унесло — пока не знаем. Инженеры тут же оперативно подготовили вертолёт для вылета, и все вместе полетели. Приближаемся к китайской станции «Чжуншань», а там группа китайцев стоит на берегу, ждет нас. Они рассказали, что лодки не было, их гидрологи взяли шесть двухсотлитровых бочек, закрепили их вместе с паллетами, чтобы было удобнее сидеть, вместо вёсел взяли железные лопаты и отправились в море ставить научные приборы. Рядом находится ледник, под утро и вечером там обычно начинает дуть стоковый ветер. Этим ветром их и сдуло в море, затолкало между двумя айсбергами высотой около 30 метров от уровня моря. Обратно выбраться они не могли, выход из ловушки им запечатало битым льдом. На китайской станции был вертолёт Ка-32 с корейским экипажем, но они сказали, что они не могут выполнить полёт по метеоусловиям. Вместе с переводчиком Александром Орубом и начальником китайской станции мы отправились на выручку. Благодаря совместной слаженной работе всё закончилось благополучно.

– Есть ли отличия между Арктикой и Антарктидой?

– В Антарктиде я впервые поймал себя на мысли, что рядом нет белых медведей — непривычно. Идёшь и оглядываешься: летают поморники, ходят пингвины, а медведей нет. Основная масса континента — это лёд. Как‑то пролетали мимо айсберга, замерили — высота 70 метров от воды! Видимая часть айсберга — это ведь одна шестая часть его реального размера. Это поражает.

Из растительности в Антарктиде я видел только редкие лишайники, а у нас на Земле Франца-Иосифа растут цветы — арктические маки. Я поражаюсь этому, ведь они цветут. Температура плюс пять, лёд кругом, а он цветёт жёлтенькими бутонами! Растут и розоватые камнеломки. Холоднее, конечно, в Антарктиде, но мы были там в летний период — с декабря по апрель. Солнце в Антарктиде встаёт также на востоке, но идёт по небу против часовой стрелки. Также в Антарктиде не видно Полярной звезды, но зато можно наблюдать Южный Крест.

– Как местные жители реагировали на вашу работу по доставке гуманитарной помощи?

– Когда мы работали в Пакистане после землетрясения, то жители всегда встречали с благодарностью. Мы обеспечивали пострадавших провизией, медикаментами и другими необходимыми грузами, а обратно забирали раненых, трагедия тогда была большая, дома все были разрушены.

– Что вам приносит вдохновение?

– Вдохновение приносит интерес к самой работе. Когда каждый раз на работу с удовольствием едешь, работа разнообразная. Также я люблю читать книги про открытия, про путешествия, про Арктику. Очень интересно, вдохновляет…



Признание

Указом президента РФ от 3 октября 2023 года за высокое профессиональное мастерство и многолетнюю добросовестную работу заслуженный пилот Российской Федерации, пилот-инструктор Александр Макаров был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, к поздравлениям присоединился губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Роман ФИЛКОВСКИЙ