Ему доводилось спасать китайских полярников в Антарктиде, встретить 120‑летнего жителя Пакистана, летать в горах Афганистана и доставлять гуманитарные миссии ООН в Судане. Сейчас Александр Макаров передаёт свой опыт молодым пилотам, он всё так же, как в молодости, обожает свою работу, путь в которую начинался с большой мечты о небе и путешествиях.
Наш
разговор с Александром Вениаминовичем
— о его необычной работе.
– Александр
Вениаминович, авиация и небо — это ваша
мечта?
– Всё
началось с мечты. Каждый ребёнок мечтает
путешествовать, посмотреть мир. Я даже
помню тот момент, когда, возвращаясь из
школы, я услышал звук вертолёта. Поднял
голову — он пролетал мимо нас. И мне
очень захотелось посмотреть на свой
край сверху, с высоты птичьего полёта.
Желание было фантастическое, мечта
возникла мгновенно. Выбор был между
самолётом и вертолётом, но я выбрал
вертолёт.
– Вы много
работаете в северных широтах. Чем вас
привлекает эта работа?
– На Севере
подкупает сама первозданность природы,
ещё не тронутая изменениями и цивилизацией.
Очень нравится работа на «Михаиле
Сомове». Бывает, что приходишь домой с
радостью, что кому‑то помог своей
работой, как например, при работе на
санитарных заданиях.
Хотя бывают
и опасные ситуации. Например, на острове
Хейса в 2004 году, во время строительства
нового здания, у нас на глазах белый
медведь схватил начальника станции и
поволок к морю. Медведь никак на нас не
реагировал, к счастью, у строителей была
собачка, лаечка. Она обошла медведя
сзади, залаяла, за лапу его укусила.
Медведь раскрыл пасть, человек выпал,
успел сгруппироваться и спрятаться в
укрытие на метеоплощадке. Тогда медведь
пошёл на нас, мы врассыпную. Опять нас
выручила эта собачка, снова обошла его
и укусила. Мы тогда начали стрелять из
ракетниц, и после третьего выстрела
медведь ушёл. У потерпевшего была
прокушена рука, остались следы от зубов
в районе шеи. Мы срочно перевезли его
на «Михаил Сомов», врач наложил швы,
вертолётом отвезли на военную заставу,
а оттуда его самолётом отправили в
Мурманск. Медведи сейчас совсем не
боятся людей.
– Расскажите,
как в 2010 году вы помогали спасать
сотрудников китайской антарктической
станции…
– Мы тогда
находились на базе «Дружная-4». Нас
вызвали в радиобюро и сказали, что срочно
требуется помощь — китайцев унесло в
море. Куда унесло — пока не знаем.
Инженеры тут же оперативно подготовили
вертолёт для вылета, и все вместе
полетели. Приближаемся к китайской
станции «Чжуншань», а там группа китайцев
стоит на берегу, ждет нас. Они рассказали,
что лодки не было, их гидрологи взяли
шесть двухсотлитровых бочек, закрепили
их вместе с паллетами, чтобы было удобнее
сидеть, вместо вёсел взяли железные
лопаты и отправились в море ставить
научные приборы. Рядом находится ледник,
под утро и вечером там обычно начинает
дуть стоковый ветер. Этим ветром их и
сдуло в море, затолкало между двумя
айсбергами высотой около 30 метров от
уровня моря. Обратно выбраться они не
могли, выход из ловушки им запечатало
битым льдом. На китайской станции был
вертолёт Ка-32 с корейским экипажем, но
они сказали, что они не могут выполнить
полёт по метеоусловиям. Вместе с
переводчиком Александром Орубом и
начальником китайской станции мы
отправились на выручку. Благодаря
совместной слаженной работе всё
закончилось благополучно.
– Есть ли
отличия между Арктикой и Антарктидой?
– В Антарктиде
я впервые поймал себя на мысли, что рядом
нет белых медведей — непривычно. Идёшь
и оглядываешься: летают поморники, ходят
пингвины, а медведей нет. Основная масса
континента — это лёд. Как‑то пролетали
мимо айсберга, замерили — высота 70
метров от воды! Видимая часть айсберга
— это ведь одна шестая часть его реального
размера. Это поражает.
Из растительности
в Антарктиде я видел только редкие
лишайники, а у нас на Земле Франца-Иосифа
растут цветы — арктические маки. Я
поражаюсь этому, ведь они цветут.
Температура плюс пять, лёд кругом, а он
цветёт жёлтенькими бутонами! Растут и
розоватые камнеломки. Холоднее, конечно,
в Антарктиде, но мы были там в летний
период — с декабря по апрель. Солнце в
Антарктиде встаёт также на востоке, но
идёт по небу против часовой стрелки.
Также в Антарктиде не видно Полярной
звезды, но зато можно наблюдать Южный
Крест.
– Как местные
жители реагировали на вашу работу по
доставке гуманитарной помощи?
– Когда мы
работали в Пакистане после землетрясения,
то жители всегда встречали с благодарностью.
Мы обеспечивали пострадавших провизией,
медикаментами и другими необходимыми
грузами, а обратно забирали раненых,
трагедия тогда была большая, дома все
были разрушены.
– Что вам
приносит вдохновение?
– Вдохновение
приносит интерес к самой работе. Когда
каждый раз на работу с удовольствием
едешь, работа разнообразная. Также я
люблю читать книги про открытия, про
путешествия, про Арктику. Очень интересно,
вдохновляет…
Признание
Указом
президента РФ от 3 октября 2023 года за
высокое профессиональное мастерство
и многолетнюю добросовестную работу
заслуженный пилот Российской Федерации,
пилот-инструктор Александр Макаров был
награждён медалью ордена «За заслуги
перед Отечеством» II степени, к поздравлениям
присоединился губернатор Архангельской
области Александр Цыбульский.