Слагаемые успеха — руки кукольника, «живая» кукла и замечательные партнёры по сцене. Так считает актриса Светлана Михайлова.
– Мне сказал наш мастер курса, кукольник от Бога Сергей Константинович Жуков: «Думаешь, я тебя за талант взял? Я взял тебя за твои руки». Так я в своё время поступила в Ленинградский институт театра музыки и кинематографии…
Светлана Михайлова, актриса театра кукол, пока единственная из артистов архангельских театров имеет звание народной артистки России и лауреата национальной премии «Золотая маска».
Рассказ о том, как она «дошла до такой жизни», то есть до такого признания, Светлана Владимировна начала со своих учителей и продолжила о коллегах, которые помогали ей на этом пути.
Чем же так привлекли руки студентки мастера курса? Оказалось, руки кукольника — это целая наука. Через руку на сцене оживает кукла. Рука должна уметь передавать любые чувства и состояния. Если этого в руке нет — кукла будет «мёртвая». Если есть, студент одарён как кукольник, с ним можно работать, развивать, закреплять профессиональные навыки. А в этом Сергей Жуков был мастер, недаром им написано немало статей и пособий по работе кукольника и гимнастике рук артиста.
Вдобавок к «правильным» рукам у студентки к моменту поступления уже был за плечами театральный опыт — кукольный кружок с четвёртого класса и год работы в театре кукол в родном Мурманске.
– У меня в первый же год работы было аж 19 ролей в разных спектаклях, — вспоминает Светлана Владимировна. — Какой‑то трудный был тогда сезон в театре, актёры заболевали, выпадали из процесса, а у меня оказалась фотографическая память. Все мизансцены и текст я запоминала с первого раза, вот меня на роли и вводили. Главный режиссёр Мурманского театра кукол, когда мне писала характеристику для поступления в институт, говорила, мол, напишу две-три роли, а то не поверят…
Однако мурманский театр свою студентку обратно не дождался. В Архангельск выпускница 1978 года ленинградского театрального института приехала уже с мужем-архангелогородцем и ребёнком. Муж — Дмитрий Лохов, ныне художественный руководитель Архангельского театра кукол, а тогда — дипломированный актёр. Валерий Шадский, бывший тогда главрежем кукольного, сделал им заманчивое предложение: приедете в Архангельск — поставлю спектакль для взрослых. И поставил — «Любовь, любовь!..» по мотивам «Декамерона» Боккаччо.
– Первым моим партнёром по сцене стал Ростислав Киселёв, который служил к тому времени в Архангельском театре кукол уже больше десяти лет, — рассказывает Светлана Михайлова. — Кого мы с ним с тех пор только не переиграли! Столько у нас совместных спектаклей было — не сосчитать. Поверьте, всякая атмосфера, импровизация, кураж на сцене возможны только при поддержке партнёра, а Ростислав Дмитриевич в этом отношении — актёр замечательный.
Но, конечно, самый первый партнёр кукольника — это кукла. Светлана Владимировна считает, что Архангельскому театру кукол несказанно повезло, что главным художником в нём работает Елена Николаева.
– Все куклы,
созданные по её эскизам, — «живые», —
считает Светлана Михайлова. — Только
куклу надо сначала «разгадать». Надо
разглядеть в ней что‑то такое, что
есть только у неё, за что можно зацепиться,
чтобы суметь в эту куклу вжиться. И дело
здесь часто совсем не в тексте и уж точно
— не в его количестве. Мне одна начинающая
актриса, недовольная ролью, сказала —
мол, мало у неё слов в спектакле. Я ей
ответила — чем меньше слов, тем больше
требуется мастерства, чтобы сыграть
роль.
Все сценические партнёры, с которыми начинала Светлана Михайлова, — Ростислав Киселёв, Галина Ястребова, Вера Никитинская — оказались замечательными кукольниками, у каждого было чему поучиться.
– Олег Шиняев, которого уже с нами нет, так досконально въедался в роль, так кропотливо в ней разбирался… И на сцене был всегда такой тёплый, обаятельный. Море обаяния было у Александра Чуркина, тоже ушедшего. Он ведь вообще не кукольник был, у него образование драматического артиста. Но куклу почувствовал очень быстро. Он был очень живым и как драматический актёр, и как кукольный, с очень ярким эмоциональным общением.
Валя Родькина как партнёр мне много дала. Михаил Логинов, когда был актёром нашего театра, играл часто в живом плане, перед ширмой. Но я всегда чувствовала, если он общался с моей куклой, что он общается через неё и со мной. Это очень важное качество. В общем, повезло мне с партнёрами. Так повезло, что очень часто я засматривалась на их работу — ой, как хорошо работает! — и забывала о своей.
И ещё об одном партнёрстве сказала Светлана Владимировна — насколько большую и важную роль сыграл в её актёрской судьбе режиссёр Дмитрий Лохов. Он часто доверял ей самое сложное, самое тяжёлое, самое важное в своём спектакле. А потом через это сложное вёл её к результату, который знал и чувствовал только он один. И она шла за ним с ответным доверием.