05.11.2023 12:00

Сценарист Алексей Тюриков рассказал о том, что стало с фильмом «Мятный пряник»

«Мятный пряник» — фильм об истории жизни двух мальчиков из деревни на Русском Севере
На любимом катере в поисках вдохновения
Руководитель секции подводной археологии РГО г. Северодвинска Александр Дяченко и режиссёр проекта Алексей Тюриков на съёмках документального фильма «Воронка времени», г. Северодвинск, урочище Параниха
Работа в проекте «Феномен поморской песни», реж. О. Лаптева, оператор О. Красулина, д. Солза, Белое море

 Один — сирота из детского дома, которого усыновляет мама его мечты. Другой — сын пьющей матери, которая забывает (или не хочет взять) его с собой и семьей, продав дом.

– После премьеры «Мятного пряника» ты как‑то исчез из медиаполя. С чем это связано?

– Знаешь, медийным человеком я никогда и не был. Просто так вышло, что «Мятный пряник» после годового затишья «выстрелил», и очень мощно – вытащил на свет всю съёмочную команду. И каждый получил свои десять минут славы.

– Кстати, как сейчас складывается судьба фильма?

– Сейчас у «Пряника» фестивальная история. Он уже получил несколько наград. Например, приз за лучший сценарий в Тобольске на кинофестивале «Алафейская гора», приз зрительских симпатий на кинофестивале «Черноречье Фест» в Дзержинске и на Забайкальском международном кинофестивале. Его показывали на фестивале российских фильмов «Шесть премьер» в Турции. На XXIV Шукшинском кинофестивале он получил приз губернатора Алтайского края и приз профессионального жюри. На кинофестивале «Святой Владимир» в Севастополе – второе место, а на «Волгоградском факеле» – спецприз. За лучший сценарий мы получили приз на испанском кинофестивале SOL и там же – снова приз зрительских симпатий.

– Получается, что история, несмотря на всю свою типичную русскость, успешно находит отклик и в сердцах иностранцев, не знакомых с нашими реалиями?

– Да, и даже доходит до смешного. Как только мы получаем какой‑то приз «там» – тут же замечают на родине.

– А что с массовым прокатом?

– Скажу так: этим занимаются совсем другие люди за совсем другие деньги. Я к ним не отношусь.

– И чем ты занят сейчас? Неужели оставил кино и погрузился в рабочую рутину целиком?

– Ну уж нет. Яд кино уже давно вошёл в меня, без него не могу. Сейчас у меня в работе целых три кинопроекта.

– Сценарии?

– Не только. Первый – это короткометражка «Адам» моего однокурсника – сценариста и режиссёра Ивана Милова. Это философско-музыкальный эксперимент на тему Бога и человека. Ребята создали её абсолютно на энтузиазме, а когда речь пошла о фестивальном финансировании – помог. Тем самым вписался в продюсирование.

Второй – сценарий фильма о девочке с Севера, очарованной большими судами и рассказами о дальних морских походах. Трогательная история про мечту, преодоление, любовь, верность и предательство. Арктические ландшафты, льды, путешествия, молодость… Мне кажется, получается интересно.

– Я видел черновой вариант сценария, и на мой взгляд, это действительно достойная работа. В сюжетной линии есть отсылки и к службе во флоте, и к серьёзному увлечению плаванием. Фильм обещает быть зрелищным и по‑хорошему ностальгическим. А какой третий проект?

– Третий – самый сложный. Здесь я и как сценарист, и как оператор, и режиссёр. Хочу сделать документальный фильм о находках, которые сделали наши водолазы-археологи. Они обнаружили в районе Северодвинска деревянные части судов, которые когда‑то ходили по северным морям.

Определены зоны выбросов артефактов в заливе Параниха, глубины, на которых они залегают, составлены карты. Но даже имея на руках обработанные человеком детали, невозможно без экспертизы определить точно, что это они. Пока всё что мы можем сказать – это древние брёвна диаметром 20 сантиметров, обработанные топором. Слой залегания приближённо датируем 1360 годом плюс-минус 60 лет.

Водолазы-археологи ныряют туда и летом и зимой, исследуют, снимают. Я по мере сил стараюсь им помогать: фиксирую и монтирую. Они мои большие друзья, и этой дружбой я очень дорожу.

– Но это ведь совсем не простое кино. Нужно и оборудование, и транспорт, и экипировка. Связь, навигация. Специалисты тоже бесплатно не работают. Вы рассчитываете, что всё окупится?

– Сегодня пока нет речи о том, чтобы даже «отбить» затраты. Надо не только коммерческими заказами заниматься. Нужно делать что‑то, что останется для других. Для родины, для истории, как бы пафосно это ни звучало. И потом, мне интересно. Интерес – всегда движущая сила. Почти всё делаем на энтузиазме, в свободное время, на свои деньги. Поэтому получается не так быстро, как хотелось бы.

Сейчас пробуем оформить грант, и если всё получится – будет здорово. Планируем интерактивную секцию для Северного морского музея, где можно установить модель условного судна – нечто среднее между карбасом и кочем. Сам залив Параниха мог бы стать центром подводного туризма для дайверов, интересующихся историей. Кстати, в июле там побывала краеведческая экспедиция «Перекличка времён» – ребята помогали очищать территорию исторического плотбища от заиленного плавника.

– А что насчёт большого коммерческого кино? Переезда в Москву, Питер? У тебя ведь есть опыт – это и «Бандитский Петербург», и «Летучий отряд», и «Странник».

– Мне хватило. Люблю наш Север, Архангельск, свою работу здесь. Мне кажется, тут я нужнее. Ну и к тому же можно работать дистанционно с любой точкой мира!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Евгений ГОРЯШИН. Фото предоставлено героем публикации