22.10.2023 13:00

В Архангельске в день 60-летия «битломании» прочитали тематическую лекцию

Андрей Жданов, куратор выставки «Архангельск музыкальный: по волнам моей памяти», прочитал её 13 октября
Андрей Жданов, куратор выставки
Катушечные магнитофоны из коллекции Архангельского краеведческого музея
Советский радиоприёмник «Звезда-54»
Кадр из фильма «Вечер трудного дня». «Битлы» весь фильм бегают от полиции и поклонниц

Напомним, выставка «Архангельск музыкальный» находится в Гостиных дворах, переехав туда из здания краеведческого музея на площади Ленина, 2. Выставка будет открыта до конца года. Посетить её советуем: это подробный рассказ о музыкальной жизни Архангельска в XX и начале XXI века, о разных направлениях музыки, об архангельских музыкантах и фестивалях.

А при чём тут «Битлз»?

– Дело в том, — начал рассказ Андрей Жданов, научный сотрудник Архангельского краеведческого музея, — что 13 октября 1963 года — с выступления группы в лондонском Палладиуме — считается отсчётом истерии во всём мире под названием «битломания», когда зрителям важно было не столько слышать музыкантов, сколько их видеть. Музыканты, к слову, и себя‑то на сцене иногда не слышали. Я долго изучал это явление и свою версию изложил в книгах, которые изданы и доступны всем, кто интересуется этой темой. Словом, я не смог пройти мимо этой даты…

А при чём тут Архангельск?

Андрей Юрьевич тему лекции начал издалека, в общем и целом обрисовав обстановку в Архангельске тех лет. Ещё одна дата 60‑летней давности: в 1963 году в Архангельске в эксплуатацию был принят Государственный радиотелецентр (вышка) и создан комитет по телевидению и радиовещанию при Архангельском облисполкоме.

На выставке представлена ретротехника за несколько десятилетий: импортные радиоприёмники, катушечные магнитофоны, телевизоры и другие суперновинки тех лет. Один из таких ламповых радиоприёмников аж 1940 года фирмы «Филипс». И когда будете на выставке, обратите внимание на магнитофон-бобинник «в чемодане» с надписью от бывшего владельца — «Профессор Орлов» — очень дорогостоящий по тем временам.

А всё потому, что Архангельск был портовым городом, в который иностранные суда заходили очень часто, и наши моряки везли из‑за границы технику и грампластинки. И приобрести архангелогородцу при деньгах подобную вещь можно было легко. В других местах, кто помнит, такие покупки и с деньгами было сделать трудно. Словом, именно в Архангельске железный занавес был с изрядными дырами.

Для подтверждения Андрей Жданов обратил внимание слушателей на живописную картину Дмитрия Ширяева 1957 года «За северным лесом (у причалов лесобиржи)», где запечатлены суда исключительно под иностранными флагами. И про заграничные музыкальные новинки архангелогородцы узнавали одними из первых, и отсюда бобины с плохими записями «Битлз» с радиоприёмников отправлялись в путешествия по стране, не бесплатно, конечно.

Разумеется, советские люди в тогдашней «битломании» участия не принимали. Но влияние музыки «Битлз» на советскую музыкальную культуру Андрей Юрьевич доказал легко с помощью ещё одного раздела выставки. Давид Тухманов в альбоме «По волне моей памяти» переосмыслил музыку группы, по структуре его альбом напоминает битловский «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера», а некогда популярная песня Тухманова «Как прекрасен этот мир» навеяна композицией «Битлз» «Because», как считает Андрей Жданов.

– Не только Тухманов, но и другие музыканты были близки битловскому стилю, не говоря уже о многих ВИА на советской эстраде, — говорит Андрей Жданов. — А некоторые позволяли себе и вовсе записывать каверы на песни «Битлз», как ВИА «Весёлые ребята» — «Старенький автомобиль», «Облади-облада» — с указанием на пластинках странных авторов: Леннон — Маккартни, русский текст Бергера…

Все пришедшие на выставку и лекцию Андрея Жданова посмотрели фрагменты чёрно-белого фильма о «Битлз» «Вечер трудного дня» Ричарда Лестера 1964 года (фильм переведён на русский язык, и его можно отыскать в интернете). Фильм как раз погружает в атмосферу «битломании», отголоски которой когда‑то докатились до наших краёв.

После фильма Андрей Жданов сделал неожиданный вывод:

– Умные головы с той стороны на примере «битломании» поняли, что массовая культура в новом медийном пространстве — мощное идеологическое оружие. Но в нашей стране этот опыт проигнорировали. В результате советские люди думали, что «там» — настоящая жизнь, «там», на Западе, солнце встаёт. Думаю, это и привело нас к трагическим 1990‑м годам… Но сейчас положение меняется, в массах идёт разворот к нашей культуре, интерес к своему наследию. «Битлз» в музыкальной истории всё равно останется, но фанатеть, как некогда мы в молодости, уже мало кто будет…

В октябре состоятся ещё две экскурсии-лекции Андрея Жданова на выставке «Архангельск музыкальный: по волнам моей памяти». 19 октября экскурсия затронет факт биографии Игоря Талькова как артиста Архангельской областной филармонии, 26 октября — будет посвящена феномену Майкла Джексона.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА. Фото автора