Раньше музей находился в Казанском соборе на Невском проспекте, но, по возвращении здания Русской православной церкви, вынужден был переехать.
В музее я оказался по случаю открытия выставки «Божественный Данте», посвящённой великому итальянцу. Его «Комедия» за истёкшие столетия породила огромное количество живописных и графических работ мастеров различных школ, направлений и стран. На выставке были представлены флорентийские художники, серия графических иллюстраций. Как‑то довелось читать об уникальном парижском издании «Новой жизни» 1907 года с живописными гравюрами братьев Бельтран, сделанными по рисункам одного из основателей художественной группы «Наби», знаменитого французского художника Мориса Дени. Сейчас эти примечательные работы были здесь, перед глазами.
Всё было настолько благотворно для души, впечатляюще для сознания, что чуть не прошёл мимо книжного киоска. А заглянуть стоило, поскольку лишь здесь можно приобрести копии замечательных пасхальных открыток, хранящихся в фондах музея, лишь здесь можно неожиданно встретить книгу, о существовании которой не подозревал.
Работник киоска — Тамара Николаевна Ро — человек книжный: за плечами успешное окончание института культуры, плодотворная работа в библиотеке, далее — работа в музейном киоске.
– Много полезной и качественной литературы, — говорит Тамара Николаевна. — Я радуюсь, что книги покупают. Прекрасно известно, что хорошая книга — праздник в доме.
Я слушал и восхищался любовью моей собеседницы к людям, книгам. И тут случилось то, что нередко бывает в книжном мире.
– В 1989 году, когда произошло расформирование библиотеки Дворца культуры им. С. М. Кирова — времена начинались жёсткие, даже жестокие, — продолжает Тамара Николаевна, — книги распределили по другим библиотекам города, при этом большая часть библиотеки подлежала уничтожению. С детства я люблю сказки, собираю их, а увидев небольшую потрёпанную книжечку сказок Степана Писахова, отправленную на уничтожение, подобрала, отнесла домой — пусть будет напоминанием о человеческом бездушии. Лишь дома на форзаце верхней крышки переплёта обнаружила дарственную надпись автора…
Я попросил мою собеседницу принести книгу и показать, а через несколько дней уже держал её в руках.
На форзаце верхней крышки переплёта чётким размашистым почерком Степан Григорьевич Писахов сделал надпись Алексею Николаевичу Толстому: «Алексею Николаевичу Толстому с надеждой получить отзыв. Ст. Писахов, г. Архангельск, Поморская, 27. 18/VI 1938».
На одной из выставок произошла встреча Писахова с Ильёй Ефимовичем Репиным, о которой он упоминает в письме московскому искусствоведу Михаилу Бубенчикову в 1956 г.: «На выставке Илья Ефимович хорошо отнёсся к моим работам. Ему особенно понравилась „Сосна, пережившая бури“, уговаривал сделать большое полотно. Я бормотал что‑то о размерах комнаты. Он пригласил к себе в Пенаты. А я… не поехал, боялся, что от смущения не будет силы работать».
Несмотря на то что Писахов более всего известен своими сказками, ни пробиться на страницы столичных журналов, ни опубликовать их отдельной книгой ему долгое время не удавалось.
Лишь в 1935 году он сумел опубликовать несколько сказок в журнале «30 дней». Они вышли в пятом номере под заголовком «Мюнхгаузен из деревни Уйма». Теперь Писахов уже не терзался сомнениями по поводу «писать или бросить». За короткое время этот популярный журнал Союза писателей опубликовал более тридцати сказок, что ускорило издание первой книги Степана Григорьевича, которая вышла в Архангельске в 1938 году. Именно на этой книге и появился автограф северного сказочника, адресованный председателю Союза писателей.
Алексей Николаевич Толстой после смерти Максима Горького в 1936–1938 годах возглавлял Союз писателей СССР.
И есть в книге вложение — небольшой листок бумаги, на котором неизвестный перьевой ручкой пишет, как видится, о своём отношении к словам Писахова: «Наивность подобных заявлений слишком очевидна, однако, упорство с которым такие заявления делались и в XIX и в XX веке» (пунктуация сохранена по оригиналу).
В 1939 году, когда Степану Григорьевичу уже было 60 лет, его приняли в Союз советских писателей, вскоре появилась и вторая книга (1940 г.), но Писахов мечтал о выходе сказок в Москве. В Государственном издательстве художественной литературы подготовили такую книгу, но издать не успели — началась война.
Майским днём 1960 года талантливого сказочника не стало. Лишь в конце 2007‑го был открыт архангельский музей Степана Писахова. Он расположен в бывшем доме-магазине купца Буторова, поскольку дом № 27 на ул. Поморской, в котором жил Писахов, снесли в 1984 году. Однако, несомненно, Степан Григорьевич бывал в лавке Буторова.
В сентябре 2008 года недалеко от музея состоялось открытие памятника. Бронзовая скульптура сказочника протягивает руку прохожим. И вот первая книга писателя, вышедшая в Архангельске, продолжает жить и радовать книжных собирателей.