Ольга Александровна Фокина — поэтесса, лауреат Государственной премии РСФСР имени Горького, Большой литературной премии России, Всероссийской литературной премии «Звезда полей» имени Николая Рубцова. Она также имеет правительственные награды, в том числе четыре ордена — Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и два ордена «Знак Почёта».
Но главной наградой для Ольги Александровны всегда была любовь народа. Когда её стихи становились песнями, они тоже уходили в народ. И оставались там навсегда — столь много в них было искренности и любви.
В прошлом году мне посчастливилось встретиться с Ольгой Александровной в её родном селе в Верхнетоемском районе. Мы разговаривали два часа — она говорила охотно, хотя тогда ещё до конца не отдохнула с дороги — приехала из Вологды на фестиваль своего имени.
Но ей было хорошо дома. Малая родина в буквальном смысле слова придавала силы. И, как она говорила, единственные стихи, за которые её похвалила мама, посвящены именно родному краю:
Я на миру живу не горбясь,
Я для тебя храню поклон,
Моя Архангельская область,
Мой Верхнетоемский район…
Биография Ольги Александровны Фокиной известна. О ней написано много, и она сама дала множество интервью. И всё же её путь в литературу не перестаёт удивлять. Только представить — предисловие к сборнику «Сыр-бор» ещё никому не известной поэтессы написал сам Борис Шергин! И его слова из того предисловия стали пророческими: «Стихи Ольги Фокиной — это весенний цвет. Должно ждать творческого лета, доброплодного, ягодного».
Сборник вышел в 1963 году. Невероятно, но он сразу попал в фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича». Впоследствии этот фильм стал по‑настоящему культовым, там не было случайных имён и сцен. Таким образом Ольга Фокина оказалась маркером своего времени. Я спросила, как она это восприняла. Она ответила, что не задумывалась тогда об этом. А восприняла как отражение реальности — тогда многие хотели купить её книгу стихов. Кстати, она собственный сборник тоже купила, что называется, из‑под полы. Благодаря сборнику «Сыр-бор» её заочно приняли в Союз писателей СССР. В это время она как молодой писатель встречалась с юными любителями поэзии в «Артеке». А побывать в этом знаменитом всесоюзном пионерском лагере было её заветной детской мечтой. И она тоже сбылась благодаря её поэтическому дару.
Известно, что стихи Ольги Фокиной очень ценил Фёдор Абрамов. Он тепло и даже восторженно высказывался о её творчестве и на встрече с читателями в Архангельске, и в студии в «Останкино». Говорил о её особом чутье «родного словечушка».
Ольга Фокина с Фёдором Абрамовым познакомились на шестом съезде писателей СССР в июне 1976 года. Ольга Александровна рассказывала, что ждала его в перерыве и очень волновалась — его роман «Братья и сёстры» она прочитала ещё в конце пятидесятых, и этот роман был очень созвучный её мыслям и чувствам.
Затем Фёдор Абрамов скажет, что встреча с молодой поэтессой-землячкой стала для него самым ярким событием на съезде. А потом уже известный в то время писатель не раз поддерживал ещё молодую поэтессу. Ольга Александровна вспоминала, что когда Фёдор Александрович прочитал отрывок из её поэмы «Малина твоя», написал ей очень тёплое письмо, в котором дал высокую оценку этому произведению. А она попросила разрешения посвятить ему эту поэму…
Ольга Александровна тепло, с благодарностью вспоминала преподавателей Архангельского медучилища, которые поддерживали её поэтический талант. Особенно учительницу литературы Алевтину Ивановну Грибачеву. Именно она ей посоветовала отнести стихи в архангельскую молодёжную газету «Северный комсомолец». Два из них были опубликованы, и, как говорится в таких случаях, Ольга Фокина проснулась знаменитой. Её сразу стали приглашать на заседания областного отделения Союза писателей СССР, хотя впоследствии отношения с местной писательской организацией складывались непросто. (И это одна из причин, почему она после окончания Литинститута уехала в Вологду.)
В медучилище Ольга Фокина поступила потому, что там в общежитии не требовали приносить свою простыню, а в педагогическом, где она хотела бы учиться, это было необходимо. А денег на простыню не хватало. Но потом она полюбила свою профессию. И работу фельдшера в родном лесопункте вспоминает как одно из самых счастливых времён.
Она ездила к больным на лошади, которую сама запрягала, а стихи писала на обороте горчичников и на испорченных бланках. По её словам, мама ей говорила, что эта профессия всегда пригодится в жизни. Так и получилось. Когда она уже поступила в Литературный институт, комендант общежития предложила организовать там медпункт. Среди её пациентов оказались писатели Виктор Астафьев, Сергей Викулов, Евгений Носов…
А свою первую любовь она встретила, когда ещё работала в лесопункте. Это был помощник вальщика леса — он приехал на заработки из Крыма. По словам Ольги Александровны, это был хулиганистый парень, но их тянуло друг к другу. Когда она уезжала учиться в Литинститут, он провожал её до Верхней Тоймы, боялся, что она не вернётся. «И получилось, что меня взяли в институт благодаря стихам, которые я написала под воздействием чувств к нему», — говорит Ольга Александровна.
Стихотворение «Звёздочка моя ясная», ставшее песней, она написала от его имени, а в ответ, уже от своего имени — «Здравствуй, речка Паленьга». И эта любовь, по её словам, впоследствии согрела всё её творчество. А творчество Ольги Фокиной согревало сердца всех, кто с ним соприкасался. И будет согревать всегда — звёздочка ясная ушла, но не погасла…