14.10.2023 15:05

Актрисы Архангельского театра кукол рассказали о своей профессии

Наверное, нечастый случай в театральной истории города – перепродажа «с рук» билетов на театральные постановки по завышенной цене
Спектакль студии «DUR (мажор)» «Думающие руки и Страусиное шоу», 1998 г.
Светлана Козленко в спектакле «Сказочка про Козявочку»

В 1990‑е годы это называли уже не спекуляцией, а бизнесом. Речь идёт о нашумевшем «аншлаговом» спектакле «Варьете „Плюм! Плюм! Плюм!!!“» Архангельского театра кукол в конце девяностых. Причём спектакле студенческом, созданном под руководством режиссёров Дмитрия Лохова и Нины Тумановой.

Около пяти лет существовала при театре студия под названием «DUR (мажор)». Шесть студенток и один студент. На счету студийцев такие спектакли, как «Детские сказки», «Думающие руки и Страусиное шоу», «Любовь к золотому апельсину», «Красная шапочка», «Три поросёнка» и другие, где они играли все вместе. Постепенно у каждого из них появились роли в нестудийных спектаклях, и оперившиеся артисты пошли своим театральным путём.

Четверо бывших «мажоров» и сейчас являются актёрами театра кукол — Светлана Козленко, Вероника Попова, Елена Климович, Вячеслав Зоболев. До недавнего времени в театре служила Мария Корнеичева, которая увлеклась собственным проектом — театром-студией «Понарошку».

Две бывших студентки сейчас работают в музеях и, несомненно, вносят в музейные мероприятия искру театральности — Юлия Микушева в музее художественного освоения Арктики имени Борисова и Елена Бугаева в Северодвинском краеведческом музее. Елена Климович в своё время уходила из театра, но вернулась, не в силах порвать с лицедейством.

Однако все бывшие студенты, а ныне состоявшиеся творческие люди считают своим «гнездом» студию «DUR (мажор)». И вот однажды в гримёрке зашёл разговор о том, кто и как «попал в актрисы».

Елена Климович:

– Случайно. Я уже училась в педагогическом институте на факультете русского языка и литературы и тут услышала по радио объявление, мол, набирается актёрский спецкурс, причём не только в театр кукол, но и в «драму». Приходите на консультацию, а потом на экзамен в колледж культуры. Надо сказать, конкурс был большой, вся лестница от первого до пятого этажа была занята очередью. Я тогда была очень худенькая, что мне казалось некрасивым, волосы красно-синие, в каком‑то балахонистом свитере, словом, сам экзамен помню плохо, как во сне. Второй тур был на сцене театра кукол… Институт я, естественно, бросила. Мама была в шоке, говорила: что это ещё за профессия — артистка?..

Вероника Попова:

– Я знала, что в колледже культуры учат «на артистов» и шла туда целенаправленно. Дело в том, что, учась в школе, я была влюблена в театр, но не в кукольный. Никто в своё время не догадался отвести меня в кукольный театр, а «в драму» и в театр Панова я ходила уже сама. Я пересмотрела все спектакли в театрах, а уж «Ревизора» в Молодёжном смотрела несколько раз. Так получилось, что на спецкурс я попала в «куклы», а не «в драму», как собиралась («в драму» тоже набирали спецкурс). Но сейчас ничуть о том не жалею.

Светлана Козленко:

– В артистки попала тоже случайно. Хотела пойти на отделение колледжа культуры «организация праздников», но ошиблась — подала документы не туда. Вот так и закрутилось. Нам всем, студентам спецкурса, невероятно повезло: нас учил-воспитывал весь коллектив театра. Не только мастер курса, как обычно бывает, а все.

Актрисы начали перечислять, дополняя друг друга:

– Светлана Михайлова преподавала актёрское мастерство, экономику — Владимир Морозов, тогда главный администратор театра, Светлана Логинова — мифологию, Марина Мельницкая — педагогику и детскую литературу, Нина Туманова и Ирина Воронина — сценречь, художественный руководитель театра Дмитрий Лохов — режиссуру, Ростислав Киселёв — механику кукол, Елена Юрьевна Николаева, главный художник театра, — мировую художественную культуру, ныне ушедший Александр Чуркин, наш Сан Саныч, помогал в занятиях актёрским мастерством и в постановке студенческих спектаклей, Рома Шиняев, которого тоже уже нет, — давал основы сценического движения и фехтования. Работники цехов помогали осваивать ремесло создания кукол.

Когда мы после колледжа целевым курсом поступили заочно в Ярославский театральный институт, учёба в театре продолжилась. А мастером курса стала Светлана Михайлова — наша «мама и папа» в театре, наш главный учитель.

Те же, кто не был нашим педагогом, помогали по мере сил и возможностей, например, тоже ныне ушедший Олег Иванович Шиняев на своём автомобиле (у него единственного из коллектива театра тогда был автомобиль) развозил по домам, если мы задерживались…

Надо сказать, что теоретическую подготовку кукольники и будущие артисты театра драмы проходили в колледже культуры вместе и сейчас поддерживают отношения, по возможности посещают спектакли своих друзей.

О том, как игрались спектакли тогдашних студентов театра кукол, имевшие небывалый успех у зрителей, нынешние актрисы рассказывали, смеясь.

Например, чтобы «взбодриться» перед спектаклем «Варьете», они обливались холодной водой во дворе театра зимой, в мороз. И никто не простудился! Зато на зрителей обрушивался просто шквал, буря эмоций, и они выходили из театра заряжённые молодой энергией и студенческим драйвом. Билетов на «Варьете» было не достать!

А потом, в дипломном спектакле «Любовь к золотому апельсину», студийцы вышли на сцену со своими преподавателями, «взрослыми» артистами на равных. Это чувство сопричастности оставило у юных студентов воспоминания на всю жизнь.

Наставники и мастера говорят, что дать знания легко, выработать умения и навыки нетрудно, гораздо сложнее пробудить у студента чувства и научить его создавать что‑либо своё. Об этом же закончила разговор Светлана Козленко:

– Чем ещё вспоминается наше время периода учёбы? — задумалась Светлана Козленко. — Наверное, тем, что люди Архангельского театра кукол заложили в нас основы, каноны, традиции театра, в том числе работы со зрителями. Потом, где бы мы ни работали — в театре, музее, детской студии — мы продолжаем нести этот элемент созидания. Повторюсь, нам повезло с педагогами, мы им благодарны и стараемся держать тот знак качества театра кукол, который они в нас заложили.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА. Фото из архива Архангельского театра кукол и автора