08.10.2023 09:00

В Добролюбовке прошла презентация книги Анны Пермиловской

Анна — доктор культурологии, заведующая научным центром традиционной культуры и музейных практик Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики УрО РАН
Фото автора

– Я рассматривала Русский Север как модель русского мира, — сказала Анна Борисовна во время представления книги «Деревянный храм в русской традиционной культуре» перед читателями.

По её словам, изучение культового деревянного зодчества помогает понять целостность и сущность сложных исторических и социальных особенностей российской культуры, в которой памятники народной архитектуры являются уникальными и, к сожалению, немногочисленными артефактами, с помощью которых осуществляются преемственность и национальная идентификация традиционной культуры.

Как сказала Марина Милютина, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Кенозерского парка, эта книга позволит читателю посмотреть другим, более широким взглядом и на свою родную церковь. И увидеть её не саму по себе, стоящую одиноко, а в историческом ряду других культовых строений.

Также Марина Николаевна подчеркнула, что важность этого исследования заключается также в том, что в нём храмы и часовни рассматриваются не сами по себе, а в культурном и природном ландшафте.

Марина Милютина также отметила, что эта работа имеет особое значение для Кенозерского парка, потому что парк — это «часовенная территория», а в книге большое внимание уделено исследованию этих «малых храмов». А они играли огромную роль в жизни обитателей территорий, отдалённых от крупных поселений.

– И впервые наш великий северный храм показан как культурный феномен, — подытожила Марина Милютина.

Культовая народная архитектура в русской истории играла самую различную роль. По словам автора исследования, она также послужила фактором адаптивного механизма освоения, организации и защиты жизненного и сакрального пространства при заселении новых территорий России — Дальнего Востока, Сибири и Арктики. Деревянное домостроительство выполняло функцию движущейся архитектуры, а колокольни и кресты выступали навигационными знаками и были занесены на лоцманские карты поморов.

Анна Пермиловская прослеживает историю деревянного храма со времён его появления на Руси, а деревянное зодчество было характерно именно для страны с обширными лесными территориями. И в храмовой архитектуре сочетались обрядовость, сакральность и практичность.

Галина Антоновская, доктор технических наук, заместитель директора по научной работе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лавёрова Уральского отделения РАН, подчеркнула, что среди всех лабораторий Лавёровского центра жемчужиной является лаборатория, которая проводит исследования в области культурологии Русского Севера. А ею как раз и руководит Анна Пермиловская. По словам Галины Николаевны, важно, что наряду с этими исследованиями идёт популяризация традиционной русской культуры. Такая роль отведена также новой книге Анны Пермиловской.

Благодаря этому исследованию удалось установить, что самые лучшие деревянные культовые постройки были созданы и сохранились именно на Русском Севере.

– Русский Север сыграл огромную роль в становлении национального самосознания, — подчеркнула Анна Пермиловская. — Деревянная культовая архитектура часто создавалась неизвестными мастерами, а поскольку северное деревянное зодчество — единственное сохранившееся в значительном объёме, оно рассматривается как русский культурный код. А Русский Север — как особая территория наследия национальной идентичности.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО