Дату торжественной встречи отреставрированной иконы выбрали неслучайно, поскольку 19 сентября отмечался в Архангельской области как День краеведческих знаний. Его цель — знакомить северян с богатейшей историей города и области.
Но так было не всегда. До событий 1917 года 19 сентября по православному календарю — воспоминание чуда Архистратига Михаила, считался Днём города Архангельска и был общегородским праздником. С 1995 года, благодаря инициативе Архангельского краеведческого музея, появилась традиция отмечать этот день уже как День краеведческих знаний.
Отреставрированная икона — тоже, как и дата, знаковая. Некогда она была храмовой иконой и принадлежала главному храму Михаило-Архангельского монастыря города Архангельска. Монастырь, основание которого относят к XII веку, и дал название городу, а Архистратиг Михаил считается покровителем Архангельска.
Однако в 1920‑е годы монастырь, стоявший в районе современной набережной от улицы Урицкого до железнодорожного моста, был упразднён, а в 1930‑е годы разрушен. Его наследие утрачено. Немногие иконы и храмовая утварь, которые сохранились, — «разбрелись» по музеям, в том числе столичным, и остававшимся в городе кладбищенским церквям, как подробно рассказала на вечере Татьяна Кольцова, доктор искусствоведения, заведующая отделом древнерусского искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».
Икона «Собор Архангела Михаила», по счастью, попала в Северный краевой музей, как тогда назывался Архангельский краеведческий. Правда, без серебряного оклада и серебряных венцов на головах ангелов. Икона столь большого формата была частью пятиярусного иконостаса величественного главного храма Архангельска.
Мало того что искусствоведам известна история иконы (не всем предметам, попавшим в музеи, так везёт), при реставрации выяснилось, что она подписана: её автор — Кирилл Ивановский (Кирило Iвановской по старой орфографии), написал икону в 1764 году. Реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Игоря Грабаря расчистили икону от загрязнений, потемневшей олифы и более поздних записей. Палитра иконы изменилась: она засияла, фон стал из желтовато-серого ярко-голубым. Всего московские реставраторы трудились над ней целый год под руководством Марины Александровны Скутте, художника-реставратора высшей категории.
– Посмотрите внимательно на икону, — предложила Татьяна Кольцова. — Она уже несёт приметы нового времени в русской иконописи, она больше походит на живописную картину. О чём это говорит? О том, что архангельские иконописцы (Ивановский жил в Архангельске и Холмогорах. — Прим. автора) были открыты к восприятию новых художественных стилей и шли в ногу с веяниями своего столетия, — заключила Татьяна Михайловна.
По словам Александры Богдановой, директора Архангельского краеведческого музея, отреставрированная икона была выставлена только на один день, но «опоздавшим» расстраиваться не стоит, потому что «Собор Архангела Михаила» посетители музея увидят в следующем году.
– Икона вернулась в музей ещё летом, но для всеобщего любования мы решили выставить её в День краеведческих знаний, — сказала Александра Георгиевна. — В год 440‑летия Архангельска мы планируем открыть в Гостиных дворах новую экспозицию. Там будет представлена в том числе и эта икона. Над концепцией экспозиции сейчас работает научно-экспозиционный отдел краеведческого музея, пока рабочее название экспозиции «Архангельск XIX — начала XX века». Посетители увидят и другие уникальные предметы из коллекции музея, связанные с историей города этого периода…
На вечере в Гостиных дворах в честь возвращения иконы прозвучали духовные песнопения в исполнении Архангельской любительской хоровой капеллы имени Владимира Максимкова, а также выступила группа Северного хора.