28.09.2023 10:00

В Архангельском театре драмы прошла очередная премьера — «ОК_НО»

Премьера спектакля режиссера Ярослава Францева состоялась в Абрамовском зале накануне
Фото пресс-службы Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова

Постановка является колаборацией театра и компании RADI SVETA и посвящена насколько сложной, настолько и актуальной для Архангельской области теме — онкологии.

Создателями была выбрана синтетическая форма. У входа в Абрамовский зал театра, где проходят показы, зрители видят инсталляцию — пространство звука, где можно надеть наушники и услышать реальные истории, которые в процессе работы над спектаклем собирала драматург Любовь Винк. Этот образ продолжится и в самом спектакле, где элементом сценографии также стали кассетные плееры, и записанные на кассеты голоса рассказчиков становятся полноправными участниками постановки. При этом действие строиться на принципах пластического и физического театра.

— У меня даже не возникло мысли, что я могу отказаться, потому что это сложная тема и суеверно страшная. Я сама сталкивалась с этой болезнью в своей семье и ещё буквально полгода назад сидела в очередях, всё это было во мне очень живо, и остро, и больно. И тепло, и нежно, и близко. Именно тогда я поняла, что люди в такие времена могут получить чёрный пояс по умению любить. Для этой пьесы я собирала интервью людей, которые тоже сталкивались с болезнью. Мы смеялись и плакали каждый из своих городов и временных поясов, встречаясь в зуме. И я понимала, что есть что-то, уравнивающее всех нас. Не только в соприкосновении с онкологией или любой другой болезнью. А скорее в том, что мы все рождаемся в загадочных, очень сложно устроенных и проницаемых телах, словно в домах, и из них, открывая в себе множество окон, зачастую вопреки пирамиде Маслоу, учимся жить рядом с друг другом, любить, заботиться, понимать, прощаться и при встрече узнавать любимых людей снова и снова, — рассказала Любовь Винк.

Ярослав Францев говорит о замысле подробнее: «Во всех историях, которые легли в основу пьесы Любы, звучит ключевая мысль — каждый из этих людей стал совершенно по-другому относиться к жизни. Для многих болезнь стала точкой отсчёта в восприятии жизни, сделав её объёмной, острой. Это момент, когда у человека уже нет вариантов не смотреть в себя, не замечать собственных „тараканов“ в голове и когда всё неважное становится ещё более неважным, а ценности и подлинные смыслы обретают плотность. Болезнь — это путь со своими перекрёстками, на которых приходится останавливаться и выбирать (причём как исход смерти, так и исход выздоровления), и этот мотив дороги мы вплетаем в спектакль. Удивительно, но у некоторых именно постановка цели приводила к остановке болезни, к ремиссии. А ещё все эти истории дают понять факт, что человек на самом деле никогда не один и всегда есть кто-то, кто может поддержать.

Спектакль создан таким образом, что зритель принимает непосредственное участие в его композиционной структуре — именно он выстраивает его, и этот приём выбран сознательно. Если рассматривать жизнь как путь, то в нём есть только две заданные точки — рождение и смерть. Причём если рождение как будто можно спрогнозировать, то смерть — невозможно в силу того, что никогда не ясно, когда она наступит. Но мы точно знаем, что любой человек уйдёт. Таким же образом выстроен и спектакль — есть чётко заданные начало и конец пути, но всё, что будет между ними, мы отдаём на волю случая. Когда мы работали с Любой над пьесой, то нам хотелось сделать так, чтобы текст и спектакль были нелинейны и свободны от какой-то конкретной логики развития событий, ведь в жизни мы не можем спрогнозировать то, что будет в следующую минуту, как и в болезни».

А о том, как этот замысел реализуется в спектакле, рассказала хореограф Анна Румянцева: «Процесс выздоровления человека, столкнувшегося с онкологией, может протекать нелинейно по своим этапам. Скачки как в лучшую, так и в худшую сторону не задают точного вектора развития. Для меня это значит, что шанс остановить болезнь и исцелиться сохраняется практически на любой стадии. Мы стараемся замечать силу и возможности человеческой сути даже в такой непростой ситуации. В спектакле много моментов, где артисты самостоятельно ориентируются в пластическом выражении, и мы много работаем с принципами движения „по чувству“. Это созвучно идее спектакля, где каждый человек, поделившийся своей историей, говорил о том, что болезнь научила его тоньше чувствовать жизнь».

Помимо перечисленных, над проектом работали композитор Рустам Имамов и научный консультант Михаил Вальков — доктор медицинских наук, профессор, онколог, радиолог, заведующий кафедрой лучевой диагностики, лучевой терапии и онкологии Северного государственного медицинского университета. 

— Данный спектакль способствует профилактике, диспансеризации и вниманию к онкологическим заболеваниям гораздо больше, чем обычная социальная реклама, — отметил медик.

Показы новой постановки будут проходить в Архдраме регулярно. «ОК_НО» также включено в программу седьмого фестиваля современного танца и перформанса «Прикосновение», который состоится с 23 по 25 октября.

Данный проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, уточнили в пресс-службе Архангельского театра драмы имени М. В. Ломоносова.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.