24.09.2023 10:00

По следам «Сварочка феста»: Любовь с первой сварки

Влюбить молодёжь в профессию сварщика — такую задачу поставили перед собой организаторы фестиваля
Одно из самых ярких событий фестиваля – первый в мире показ сварочных и королевских мод. В центре в окружении «подданных» – художник-скульптор Александра Weld Queen. Все сварочные платья она когда-то придумала для своих перформансов
Скульптура под названием «Физалис» стала победителем конкурса на луч- ший макет арт-объекта. Внутри стального цветка – музыкальный инстру- мент глюкофон. Эскиз придумала Антонина Сафина из Санкт-Петербурга, а реализовал задумку архангельский художник Павел Холин
Эли Молокитин – самый обаятельный сварщик фестиваля. Можно бесконечно смотреть на огонь и воду, а ещё слушать рассказы Эли про сварку
Руководитель компании «Свариваем будущее» Вадим Калистратов, один из организаторов «Сварочки фест», видит свою миссию в возрождении профессии сварщика в стране. Для этого он даже построил «Мобильный учебный центр»
Варить на фестивале могли даже дети. Из железок они сваривали себе сувенир на память о «Сварочке фест»
Эффектное появление на фестивале Weld Queen в окружении верных «гвардейцев». Мы заметили, что когда художница появляется в образе королевы, у неё меняется даже взгляд

На протяжении трёх дней, с 15 по 17 сентября, в Архангельске проходил фестиваль «Сварочка фест». Проект реализовала студия сварки «Кузнецы Молодцы» в партнёрстве с губернаторским центром Архангельской области при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Соорганизаторами фестиваля стали московская художница-скульптор Александра Weld Queen и руководитель компании по производству сварочных материалов «Свариваем будущее» Вадим Калистратов.

Поднять престиж профессии

Программа фестиваля невероятно насыщенная. На протяжении трёх дней мастера сварки, приехавшие из разных уголков страны, проводили для всех желающих свои мастер-классы. Причём многие из них оказались блогерами, уже завоевавшими доверие аудитории в своих соцсетях. В лектории проходили круглые столы с участниками фестиваля и «лекции» как от успешных бизнесменов, руководителей компаний, так и от стартаперов. Например, Вадим Калистратов рассказывал молодёжи о запуске бизнеса с нуля и о том, как начать зарабатывать; Александра — о своём пути художника и о популяризации профессии через соцсети; блогер Маруся из Санкт-Петербурга — как открыть собственную мастерскую и стать индивидуальным предпринимателем, а Сергей Кузнецов — о создании собственного бренда. И это лишь часть затронутых тем.

Гости фестиваля сами выбирали для себя роль в этой истории. Смотреть на происходящее с позиции зрителя: наблюдать, как сталь в руках профессиональных мастеров становится метафорой ветра, запутавшегося в длинных локонах, или солнца, устремляющего к небу свои железные лучи, или даже музыки, спящей внутри бутона экзотического цветка…

На протяжении всех трёх дней профессиональные сварщики работали над созданием макетов арт-объектов по эскизам, прошедшим в финал конкурса на лучший паблик-арт-объект. Забегая вперёд, скажем, что победила работа под названием «Физалис». Скульптура напоминает бутон цветка, внутри которого вместо ягодки необычный музыкальный инструмент глюкофон. Эскиз этого паблик-арт-объекта придумала Антонина Сафина из Санкт-Петербурга, а реализовал задумку архангельский художник Павел Холин. Организаторы планируют найти ресурсы, чтобы создать этот арт-объект в натуральную величину, и тогда скульптура украсит наш город.

В то же время гости могли воспринимать происходящее на фестивале через призму развлечения: тусоваться, общаться, слушать живую музыку, чествовать Александру Weld Queen, окружённую верными «гвардейцами» и «министрами» сварки Сергеем Кузнецовым и Вадимом Калистратовым.

Или же стать непосредственным участником: надеть сварочную маску, взять в руки горелку и начать варить! Наш корреспондент, конечно же, выбрала именно этот путь. Тем более команда компании «Свариваем будущее» привезла сюда свой новый проект «Мобильный учебный центр» — 40‑футовый контейнер, в котором гуру сварки показывали возможности современного сварочного оборудования и проводили мастер-классы по разным видам сварки.

Огнеупорные «доспехи» для рыцарей сварки

Руководитель компании «Свариваем будущее» Вадим Калистратов проводит небольшую экскурсию по учебному центру. Пространство разделено на три части: раздевалку, маленький класс для изучения теории и мастерскую, где можно отработать навыки сварки.

Вадим открывает шкафчик и показывает новенькую синюю спецовку для сварщиков. Всего два месяца назад компания сделала пошив профессиональной одежды для сварщиков. Оказалось, что эти спецовки шьют выпускницы Побединского государственного техникума в Чеченской Республике. Совместно с техникумом компания открыла на его базе учебно-производственный комплекс. Выпускницы, получившие образование портных, могут пойти туда работать и создавать огнеупорные «доспехи» для современных рыцарей сварки. Так получилось «написать» ещё одну профориентационную историю. Только уже для портных.

Бизнесмен считает: чтобы поднять престиж профессии, необходимо сделать её модной, создать культуру сварки. И продуманный дизайн одежды для работы — один из инструментов в этом большом деле.

– Мы — сварщики. Кому как не нам знать, какой должна быть одежда для сварки, — говорит Вадим. — Наши сварщики тестировали спецовки: они в них лежали, сидели на корточках, работали. Ведь сварщикам порой приходится варить в самых неудобных положениях. Силуэт курток и брюк, в отличие от старых спецовок советского типа, — приталенный. По словам специалистов, слишком широкие рукава и штанины брюк постоянно за что‑то цепляются и мешают работе.

Путь от ученика до джедая

Мне выдают новенькую спецовку. Пора узнать, что такое сварка не на словах, а на деле. Мой проводник в новую профессию — Эли Молокитин, сварщик самого высокого, шестого разряда.

Эли родом из Калмыкии. Его путь в сварку оказался витиеватым, но выбор свой он сделал осознанно. Сначала молодой человек окончил с красным дипломом педагогический и получил почётное звание учителя физкультуры. Но когда пришёл работать в школу, то понял, что работать нужно с 9 утра до позднего вечера за 11 тысяч рублей. Тогда он решил, что для него это не подходит. Отслужив в армии, он пошёл учиться на юриста и получил ещё одно высшее образование. Хотел пойти работать в органы, но что‑то не сложилось.

– Мне нужна была работа, — рассказывает Эли, — меня позвали таскать трубы. Я готов был делать что угодно, лишь бы деньги платили. Ребята тоже были из Калмыкии, старые сварщики, лет под шестьдесят. Мне было интересно. Я попросил: «Мужики, покажите, как это вообще?» Они говорят: «Садись, молодой». Они мне рассказывали, я учился. Оставался после работы, сваривал, смотрел по «Ютубу» видео, но на них было не видно, как течёт металл во время сварки. У меня не было сварочного образования, и я не понимал терминов. Купил себе учебник по сварке, начал изучать. Через два месяца стал бригадиром, начал сам сваривать. Я получил огромной опыт, научился варить как правой, так и левой рукой, потому что нужно было работать в труднодоступных местах, в подвалах. Потом прошёл курсы сварщиков, получил корочки, меня пригласили в МОЭК («Московская объединённая энергетическая компания» обеспечивает централизованное отопление и горячее водоснабжение столицы в зоне действия ТЭЦ «Мосэнерго». — Прим. ред.). Получил опыт работы в бойлерных узлах, где мало места, много труб и очень жарко. Научился варить текущие трубы. Был случай: мы купили десять батонов и забили дыру в трубе. Пока мякиш держал воду, мы варили. Там я получил колоссальный опыт.

За плечами Эли — работа в МОСГАЗе — самом крупном газовом хозяйстве России и одном из крупнейших в мире. Там он уже дошёл до самого высокого, шестого разряда и получил приглашение в элитное подразделение.

– Мы работали с действующим газопроводом, — рассказывает Эли, — в трубе есть газ, а мы режем, газ выходит, пламя горит, мы варим. Большие объёмы работы. Порой по 30–40 часов работали без сна. Пока не заваришь трубы, не уедешь, потому что целый район, несколько миллионов человек сидят без газа. Работа очень тяжёлая, опасная. Помню, как мы сваривали под Москвой-рекой трубы, установленные ещё в послевоенные годы. Труба расслаивается. Запрещено такие трубы варить на просвет. После меня каждый шов проверяли рентгеном. У меня есть своё клеймо, которое даётся сварщику пожизненно. Если что‑то случится с моим швом, то я несу уголовную ответственность. Есть документы на каждую работу, на каждый шов, и помимо этого на трубе выжигается клеймо сварщика. Чем выше ваш разряд и допуски, тем больше ответственности.

На одном из профессиональных конкурсов Вадим Калистратов сразу заметил модного и обаятельного Эли. Сейчас Эли работает в «Свариваем будущее» сварщиком-демонстратором и проводит обучение на производствах. Вот тут ему и пригодилось педагогическое образование. Он признаётся, что тяжелее всего учить старшее поколение сварщиков, которые считают, что всё знают и умеют. Но сварка давно улетела в космос: появились новые технологии и оборудование, которые расширяют возможности и превращают её в искусство.

Здорово, если дверь в профессию откроет такой крутой специалист, как Эли.

Сварка — мужская йога

Эли показывает отечественное умное оборудование, произведённое в Нижнем Новгороде. Вся сварочная техника в этом учебном комплексе — российского производства. Кто‑то скажет, понятно — санкции. Но это лишь верхушка айсберга, а под водой — профессиональные амбиции Вадима Калистратова, решившего, что нужно демонстрировать лучшее российское сварочное оборудование и производить сварочные материалы, на которые будут равняться западные производители, а не наоборот.

Эли помогает надеть мне полуавтоматическую сварочную маску-хамелеон. С непривычки она кажется очень тяжёлой и неудобной. По словам Эли, моя маска стоит около 12 тысяч рублей. Свою он покупал за 60 тысяч — и это ещё не самая высокая цена. Но дороже всего — глаза сварщика.

– Чем дешевле маска, тем медленнее она затемняется, — объясняет Эли. — Доли секунды идут яркие вспышки, которые выжигают сетчатку. Один-два раза поварили — ничего страшного. Если каждый день работать, то сетчатка не успевает заживать и портится зрение.

Эли даёт команду: «Глаза!». Закрываю лицо маской и смотрю сквозь искры, как он рисует электродом ровную линию. Пора и мне сделать свой первый сварочный шов. От резкого звука рука дёргается, от неожиданности я отпускаю «курок» горелки. Внутри маски появляется специфический запах, напоминающий запах бактерицидных синих ламп. Эли акцентирует моё внимание на том, что кисть должна быть лёгкой, а локоть — жёстким, тогда и шов получится ровным и красивым. Он называет сварку мужской йогой, нужно быть спокойным и сосредоточенным. Звучит красиво и модно. По-моему, неплохой слоган, чтобы привлечь молодых ребят.

Эли ставит новую задачу. Теперь нужно сделать шов с помощью «пульса» — так называют игру двух токов. Ещё оказывается, можно подавать сразу три тока, например для сварки алюминия.

Перед тем как начать варить, спрыскиваем металл специальным спреем. Он нужен для того, чтобы потом с лёгкостью смахнуть налипшие металлические брызги. На этот раз я понимаю, как должна двигаться моя рука, и шов выходит ровным и широким. Получаю комплименты сразу от двух мужчин-экспертов.

– Эли, вы достигли высшей профессиональной точки. Ощущаете потолок или его в сварке нет? — спрашиваю я своего нового наставника.

– Потолка нет. Я достиг его только в ручной дуговой сварке, а ещё есть полуавтоматическая, аргонодуговая, газовая. Всегда есть куда расти, и, как видите, аппараты не стоят на месте, появляются новые технологии. Сварка — это не только ручной труд. Надо знать физику, химию. Сварка — это огромные возможности. Можно заниматься художественной сваркой, а можно мостами и так далее.

– Вадим, что если ваш проект с мобильным учебным центром «выстрелит»? Вы готовы масштабироваться и кататься с ним по всей стране?

– Смотря что понимать под словом «выстрелит». Для меня «выстрелит» — когда здесь обучится тысяча человек и устроится на работу. Когда задают вопрос: «Что ты хочешь с этого заработать?» — я отвечаю, что не думал об этом. Это просто классная история, которая поможет оставить след. Мне 37 лет. Активной движухи для мужчины ещё лет на 25 осталось. Придёт время задать себе вопрос: а что ты сделал полезного? Денег заработал? Яхту купил, самолёты? Ерунда всё это. Главное, что ты оставил после себя полезного. Может, это громко звучит, но я это ощущаю именно так. И команда, которая здесь собрана, с таким подходом обучает ребят. Фестиваль «Сварочка фест» — возможность показать ребятам, находящимся на старте, весь потенциал сварки.

«Стать хорошим сварщиком — как в космос слетать»

Блогер Маруся, участник фестиваля, руководитель собственной сварочной мастерской, г. Санкт-Петербург:

– Когда мы общались с Вадимом Калистратовым на фестивале, нам пришла идея, а что если с этим контейнером, учебным центром на колёсах, приезжать в детские дома и показывать профессию сварщика ребятам, у которых мало социальных ориентиров и есть проблемы с адаптацией в обществе? Мы могли бы показать им, какая это высокотехнологичная и интересная прикладная профессия. С самого начала своего обучения они могут параллельно пойти работать на стартовую позицию. Если говорить о том, как поднять престиж профессии, то надо начинать с того поколения, которое стоит перед выбором, с чего начать старт своей карьеры. Я начинала с того, что отучилась на сварщика и работала наёмным сотрудником, а теперь у меня своя мастерская. Выход для роста есть. Многие ребята представляют образ сварщика, который варит канализационные трубы или работает за бутылку. А на самом деле мы красивые умные ребята и работаем на классном сварочном оборудовании. Стать хорошим сварщиком — как в космос слетать.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна ЕВГРАФОВА. Фото автора, Алёны Воробьёвой и команды фестиваля «Сварочка фест»