24.09.2023 07:55

Дмитрий Акишев проработал депутатом в Архангельске 22 года, в пяти созывах

Сегодня говорим с ним об опыте этих лет, а также о том, почему он не стал участвовать в нынешних выборах
Фото из архива Дмитрия Акишева

– Дмитрий Анатольевич, для начала: почему вы в своё время решили стать городским депутатом? Какая у вас была мотивация?

– Я руководил крупной строительной компанией, имел различные достижения, был профессионалом в своей отрасли. Но время тогда было живое, многое менялось, принимались новые законы. Мне показалось, что будет интересно поучаствовать в этой работе и стать полезным родному городу.

– Сложно тогда было избраться?

– Шёл 2000 год. Я выдвинул свою кандидатуру по седьмому округу Архангельска, это привокзальный район. Но депутатом не стал из‑за низкой явки.

– Вспомним, что в те времена был порог явки в 20 процентов.

– Если явка оказывалась ниже, выборы считались недействительными и назначались повторные. Они прошли весной 2001 года, и там я уже победил. Тогда не существовало выборов по партийным спискам, и избиратели голосовали за конкретного кандидата. А уже в горсовете они представляли партии, к которым принадлежали, — это КПРФ, ЛДПР, «Отечество — вся Россия», «Единство», «Наш дом — Россия»…

– Странно, что в этом списке нет «Единой России»! И удивительно, что её тогда вообще не существовало.

– Речь идёт о весенних выборах 2001 года, а «Единая Россия» возникла в декабре этого же года. Я уже сказал, что это было интересное время становления парламентаризма в России и местного самоуправления.

– Вы всегда шли на выборы как самовыдвиженец?

– Всегда. Хотя мне предлагали все партии идти от них или стать членом фракции. Но я решил, что в качестве независимого депутата у меня другой уровень свободы.

– А он имеет значение, если ваш голос одинок, а все решения принимают партийные фракции? Разумеется, чем крупнее фракция, тем больше у неё возможностей.

– В прошлом созыве у нас в городской Думе возникла очень интересная ситуация. В её состав вошли одиннадцать единороссов, пять депутатов от «Справедливой России», семь от КПРФ, пять от ЛДПР и два независимых депутата. Нестандартный расклад. Ни у кого не было монополии. Значит, надо было договариваться. Мы получили очень хороший опыт и прошли хорошую школу. Мы смотрели не на партийность, а лишь на то, на благо это предложение для жителей города или нет. И я был готов поддержать любое такое предложение независимо от того, к какой партии принадлежит депутат, его высказавший. И нам удавалось объединиться, чтобы принять иногда довольно сложные решения.

– Например?

– Одним из важных решений было передать «Водоканал» в концессию «Росводоканалу». Оно далось нелегко, но это правильное решение. «Водоканал» в то время был уже банкротом, у него накопилось почти полтора миллиарда рублей долгов. Но чтобы всё взвесить, депутатская делегация ездила в Воронеж, где такой опыт уже имелся. И он оказался весьма успешным. Выяснилось, что там в концессию передают самое разное городское имущество, в том числе городские парки и даже подземные переходы. Город осуществляет тщательный контроль, но при этом снимает с себя затраты по их содержанию и эксплуатации. Почему наши тормозят в этом деле, трудно сказать. Возможно, у чиновников не хватает компетенции или же не хотят брать ответственность без указания сверху.

– А вообще, компетентных людей в городской власти много?

– Они, безусловно, есть. Но иногда одно некомпетентное решение имеет длительные и серьёзные последствия. Вот пример. Два года назад на Новгородском проспекте прошёл ремонт по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги». А через год его полностью раскопали от улицы Логинова и почти до Карла Маркса. Оказалось, что у энергетиков есть своя инвестиционная программа, и они, согласно ей, занимаются заменой труб. В результате полгода горожане мучились, объезжая этот участок, потом его закопали. Энергетики все затраты, которые они понесли при ремонте дороги в несколько десятков миллионов рублей, непременно заложат в тариф будущего года. И это расплата за разгильдяйство нескольких людей. Чтобы этого не произошло, было довольно звонка одного чиновника другому или письма по изменению сроков инвестирования.

 Какая‑то реакция была на эту ситуацию?

– Я сказал об этом на сессии, все дружелюбно поулыбались — дескать, в будущем нельзя допустить повторения чего‑то подобного.

– А что, на ваш взгляд, стоит сделать, чтобы исключить такие случаи?

– На уровне местного самоуправления должно быть больше степеней свободы, в том числе и финансовой. Сейчас 30 процентов с небольшим НДФЛ остаётся городу. Это ничтожно мало, должно быть ближе к 50 процентам, и у других городов такая практика есть. Потому что чем больше финансирования, тем больше свободы и тем выше спрос. Уже не скажешь — не могу решить проблему, у меня денег нет. И потом уповать на областное или федеральное финансирование. Но это не путь развития. А в городе много проблем, которые надо решать, и это предстоит делать в том числе новому составу городской Думы. К примеру, часто можно услышать жалобы, что город плохо убирается. Но надо, чтобы везде обязательно был хозяин дорог, который бы отвечал за их содержание. А у нас до 15 процентов дорог вообще бесхозные.

– Чистка улиц в зимнее время — это ведь прерогатива муниципальной власти. Почему улицы так по‑разному убираются?

– Дело в том, что лет пятнадцать назад, чтобы не попасть под прессинг прокуратуры, был разработан регламент по уборке улиц, и они искусственно были поделены на категории. Первая категория — это центральные улицы, их надо убирать каждый день. Улицы второй категории, которых большинство, согласно этому регламенту достаточно убирать раз в неделю, а окраинные улицы — раз в две недели. И вот улицы на окраинах или во дворах завалены снегом, люди жалуются, но оказывается, что никто ничего не нарушает.

– Дискриминация какая‑то! И что, этот закон до сих пор действует?

– Да, действует. Если его отменить, на уборку улиц потребуется раза в три больше средств…

– Которые, как говорят в таких случаях, можно потратить на другие нужды.

– Архангельску есть куда тратить деньги. Но иногда это бывают бессмысленные траты. Например, мы занимаем первое место в стране по неисполнению судебных решений по переселению из аварийного и ветхого жилья. Этот список уменьшается, но всё равно ещё осталось где‑то 1200 таких судебных решений. В последнее время по суду город заплатил истцам порядка 200 миллионов рублей за моральный вред. Это большие деньги. Они уходят в никуда.

– В последние годы, действительно, в городе стали строить много жилья для переселения из ветхого и аварийного. Но всё равно город и область не в состоянии решить эту проблему быстро даже при помощи федеральных программ.

– Решение этой проблемы нельзя взваливать на область и город. Давайте посмотрим историю. В 20-е годы прошлого столетия стране требовалась валюта. Архангельск стал всесоюзной лесопилкой, сюда ехали люди со всех концов страны. За два десятилетия — с 20‑х по 40‑е годы — количество жителей Архангельска увеличилось в десять раз — с 30 тысяч до 300 тысяч. Такое увеличение требовало бешеного строительства жилья, которое было временным. Но оно эксплуатируется до сих пор. И что получается? Архангельск в своё время выполнил важную государственную задачу, стал валютным цехом страны, а теперь в одиночку решает проблему ветхого и аварийного жилья. Конечно, есть федеральные программы, но они действуют по всей стране, а что касается Архангельска, считаю, что требуется отдельная программа. Страна обязана вернуть долг Архангельску.

– Дмитрий Анатольевич, за 22 года вы работали с пятью главами Архангельска. Что можете вспомнить по этому поводу?

– Со всеми главами города у меня были хорошие отношения, они всегда принимали, выслушивали предложения…

– Первым, с кем вы работали в качестве депутата, был Олег Нилов. Чем он запомнился?

– Олег Николаевич работал в рамках, в которых он тогда находился. В то время была такая особенность — мэр совмещал должность председателя горсовета. Это позволило ему в 2003 году подписать распоряжение о ликвидации архангельского трамвая. Что было большой ошибкой. Возможно, с проспекта Троицкого рельсы надо было убрать, но в Соломбале и по проспекту Ленинградскому — оставить. Одной из причин принятого решения назывался долг городского ТТУ перед энергетиками около десяти миллионов рублей. Наверное, были и другие причины, но о них мы можем только догадываться.

Есть у меня и такое довольно курьёзное воспоминание о том времени. В 2003 году исполнилось 20 лет побратимства Архангельска и финского Оулу. И на празднования этого события в Оулу должна была отправиться делегация в 80 человек. В неё вошли депутаты, представители бизнеса, культуры, медицины, науки, образования, спортсмены…

– С размахом отмечали…

– Тогда так было принято. Делегацию возглавлял мэр Олег Нилов. Планировали до Оулу добираться воздушным транспортом. И тут выяснилось, что Олег Васильевич почему‑то не летает самолётами. Логистику поменяли — на поезда и автобус. А мэр вдруг не поехал, его задержали какие‑то дела в городе. И вот мы, 80 человек, сначала ехали до Вологды, затем там ожидали шесть часов поезд на Санкт-Петербург, в Петербурге ещё четыре часа ждали автобусов. А затем 17 часов ехали до Оулу.

– Что получилось — утомительная поездка или интересное путешествие?

– Это было интересное путешествие, во время которого мы не раз добрым словом вспомнили мэра. Кстати, финны нам устроили очень тёплый приём.

– Олега Нилова сменил Александр Донской. Он ведь мэр был своеобразный…

– Александр Донской был предпринимателем до мозга костей, таких называют достигаторами. Первое время интересно и продуктивно с ним работали. По разным спорным вопросам проводили согласительные комиссии. В общем, представительная и исполнительная власть шли рука об руку. А потом его понесло… Случился конфликт с областной администрацией до такой степени, что мэр официально запретил городским чиновникам ходить туда на совещания. Известно, что этот конфликт для него закончился печально.

– Каким в то время виделся пришедший на смену Донскому Виктор Павленко?

– Опытный профессионал, он много хорошего сделал для города. Но конец его карьеры тоже был омрачён конфликтом с областной властью. Почему так получилось, трудно сказать. Но городу без сотрудничества с областным правительством очень трудно.

– При Игоре Годзише и Дмитрии Мореве как раз понимание между городской и областной администрациями было достигнуто.

– Это, безусловно, большой плюс. Я входил в комиссию и по выборам Игоря Годзиша, и по выборам Дмитрия Морева, голосовал и за того, и за другого. Но я всегда предлагал допустить к окончательному голосованию в городской Думе несколько кандидатов, но мой голос был в меньшинстве.

– А почему вы не пошли на выборы в нынешний горсовет?

– Моя супруга заявила, что если я пойду на шестой депутатский срок, она со мной разведётся. Возможно, я смог бы купировать эту опасность. А ещё не могу понять, почему я, депутат с 22‑летним стажем, должен собирать подписи, чтобы избирком допустил меня до выборов? А депутаты, идущие по партийным спискам, сбором подписей не обременены. И дело не в том, что я не могу этого сделать. Во время прошлых кампаний я подписи собирал самостоятельно и с лёгкостью. Но это неправильно в принципе. Думаю, что пора корректировать выборное законодательство.

На мой взгляд, депутатов местного самоуправления стоит избирать по мажоритарной системе, когда избиратели голосуют за конкретного кандидата. А потом уже пусть они формируют свои фракции.

И, конечно, я хочу поблагодарить всех своих избирателей за доверие, а коллег за работу. Эта работа для меня была важная и интересная.

– А вас кто‑то поблагодарил за эту работу из администрации города или городской Думы? Всё же не часто встретишь депутата с таким стажем…

– Я планировал завершить депутатскую карьеру ещё пять лет назад, но тогда глава города Игорь Годзиш, вручая мне благодарность, сказал, что хотел бы меня видеть депутатом и в следующем созыве. И я согласился. А сейчас никаких благодарностей и предложений не было.

– И всё же намереваетесь как‑то участвовать в жизни города?

— Я являюсь большим патриотом Архангельска. Иногда преподаю в Высшей инженерной школе САФУ, мне интересно работать со студентами. Готов передать свой опыт, если это понадобится, нынешним городским депутатам. Главное — чтобы это приносило пользу городу и горожанам. У нас у каждого есть свой долг перед родным городом…

Дмитрий Акишев, генеральный директор ОАО «Отделстрой» (с 1998 по 2020 гг.), почётный строитель России, признавался лучшим менеджером Архангельской области в строительстве. Многократный чемпион России по лёгкой атлетике среди ветеранов.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО